Спортивный портал - Nutsfitness

Флаг маори. Маори - людоеды

Часть 6. Маори (Новая Зеландия).

Длинная и загадочная история происхождения коренного народа Маори прослеживается до 13-го века. В ней фигурирует мифическая земля Гаваики (Hawaiki), расположенная в Восточной Полинезии. Благодаря многовековой изоляции, Маори создали самостоятельное общество со своеобразным искусством, собственным языком и уникальной мифологией.

“Мой язык – моё пробуждение, мой язык – это окно моей души”.

Определяющими аспектами традиционной культуры Маори являются живопись, танцы, легенды, татуировки и общение. Хотя приход европейских колонистов в 18 веке оказал глубокое влияние на образ жизни Маори, многие аспекты традиционного общества сохранились вплоть до наших дней.

Водопады Харуру (Haruru), Северный остров

Как адепты многобожия Маори поклоняются различным богам, богиням и духам. Маори верят, что предки и сверхъестественные существа вездесущи и в состоянии помочь племени в случае необходимости. Мифы уходят корнями в далекое прошлое. Они повествуют о происхождении вселенной, богов и людей.

Мифологией пронизаны природные явления, погода, звезды и Луна, рыбы в море, птицы в лесу и сами леса. Понимание развития вселенной выражено у Маори в генеалогической форме.

Та Моко (Ta moko)

Определяющие аспекты традиционной культуры Маори включают искусство, легенды, татуировки (Та Моко), сценические постановки (так называемые Kapa Haka), обычаи, гостеприимство и общение.

Татуировка всегда была важной частью культуры Маори. Получение татуировки является важным шагом в процессе возмужания, поэтому существует множество обрядов и ритуалов, связанных с этим событием. Каждый член племени Маори играет особую роль и занимает особое место в социальном порядке.

Роберт Дэвис

Беспрерывно путешествуя, Маори проявили себя смелыми и находчивыми авантюристами и одними из величайших мореплавателей всех времен. Благодаря многовековой изоляции от остального мира, Маори создали уникальное общество с характерным искусством, оригинальным языком и своеобразной мифологией.

Хука Фолс

В то время, как приход европейцев оказал глубокое влияние на образ жизни Маори, многие аспекты традиционного общества сохранились и в 21 веке.

Маори в полной мере участвуют во всех сферах культурной и общественной жизни Новой Зеландии, ведя, в основном, западный образ жизни и в то же время не утрачивая связи со своими многовековыми традициями.

Традиционные родственные связи активно поддерживаются. В частности, неотъемлемой частью жизни Маори остаётся так называемая “расширенная семья” (Whanau). Хотя многие Маори мигрировали в более крупные сёла и города, они продолжают жить почти исключительно в удалённой сельской местности.

Деревня Таупо (Taupo)

Кай (Kai) – так на языке Маори называется еда. Диета Маори основана на птице и рыбе и дополняется приправами из дикорастущих трав и корней. В своих племенных садах Маори также выращивают корнеплоды и овощи – в том числе ямс, тыкву и кумару (сладкий картофель).

Маори обычно готовят еду в подземных печах, называемых “ханги” (hangi). По сей день этот традиционный способ используется в особых случаях, позволяя создавать праздничные деликатесы, изготовленные из традиционных ингредиентов.

Др. Пита Шарплс (Dr. Pita Sharples)

Маори – коренные жители Новой Зеландии. Их история длинна и загадочна. На основании устных сказаний, археологических находок и генетического анализа мы можем приурочить появление Маори в Новой Зеландии к тринадцатому веку нашей эры.

Происхождение Маори уверенно прослеживается до островов Восточной Полинезии. Их переселение в Новую Зеландию из мифической земли Гаваики произошло в процессе нескольких эпических вояжей на лодках “вака” (разновидность каноэ) в течение довольно длительного срока. Легенда гласит, что двенадцать больших каноэ перевезли 12 племён (iwi), составлявших народ Маори. Даже сегодня большинство представителей Маори помнят, потомками какого именно оригинального племени они являются.

Завещание Танивха (Taniwha)

К концу 19-го века последствия ранней колонизации, войн и эпидемий сократили численность Маори до 40000. В начале 20-го века численность Маори начала восстанавливаться. Культура Маори возродилась.
В настоящее время в Новой Зеландии проживает около 650 тысяч Маори.

Простые

Ранние Маори были очень миролюбивы по сравнению с более поздними поколениями, воинственность которых выработалась в процессе стычек между племенами.

Ранние поселенцы не называли себя Маори до прихода европейских колонистов в 18 веке. Им понадобилось собственное имя, чтобы отличать себя от вновьприбывших – и они назвали себя Маори (“простые”). В их религии боги делятся на простых (“маори”) и могущественных.

Деревня Таупо, Северный остров

Общество Маори особенно заметно на марае (marae). В прошлом марае являлось центральным местом встреч в традиционных деревнях. Там часто проводились такие мероприятия, как свадьбы, похороны и крупные собрания, с обязательным протоколом и соблюдением этикета. Такие события являются большим праздником, где можно блеснуть красочной национальной одеждой, ювелирными изделиями, замысловатыми татуировками, танцами и песнопениями – иными словами, показать традиции Маори во всей их красе.

Война Хака (Haka)

Воинственный танец Хака, созданный с целью устрашить противника, является одной из самых известных культурных традиций Маори. Этот танец сопровождается песней и телесной перкуссией: хлопаньем в ладоши, топаньем ногам и ударами по бёдрам. Сам танец включает в себя выразительные позы, символизирующие воинственность и агрессию.

Пение Маори следует очень строгим правилам. Прервать пени на полуслове – значит навлечь бедствие или даже гибель на сообщество. Эти песнопения часто повествуют о
семейных преданиях или подвигах предков.

Конни Адам (Connie Adam)

Место индивида в обществе часто обозначалось их одеянием и татуировками. Люди высокого социального статуса всегда покрывали себя татуировками, в то время как соплеменники, не имеющие татуировок, считались людьми никчемными.

Маори - коренной народ, основное население Новой Зеландии — до прибытия европейцев. Численность в Новой Зеландии составляет более 526 тыс. чел., примерно по 10 тыс. чел. живут в Австралии и в США. На языке маори слово maori обозначает «нормальные», «естественные» или «обычные». В легендах, устных преданиях слово маори отличало людей от божества и духа.

Сами маори считают, что они прибыли в Новую Зеландию на 7 каноэ со своей прародины Гаваики. Современные исследования показывают, что необитаемая тогда Новая Зеландия была заселена полинезийцами около 1280 года нашей эры. К тому времени все нынешние места обитания человечества были уже населены. Прародина племени и всех полинезийцев — это остров Тайвань вблизи материкового Китая. Непосредственно в Новую Зеландию люди прибыли с островов Восточной Полинезии.

Общество было устроено так же, как и в остальной Полинезии. Здесь выделялись те же классы: знать (рангатира), рядовые общинники (тутуа), рабы-пленные (таурекарека). Среди знати особо выделялись вожди (арики). Почетом пользовались жрецы (тохунга). Словом «тохунга» называли также и художников (резчиков). Община (хапу) состояла из одной деревни и делилась на группы (ванау), то есть 1-2 дома.

В целом культура маори отличается от культуры других полинезийцев. Причина этому - другие природные условия. В области духовной культуры они сохранили много полинезийского, но создали и свое, самобытное наследие.

Встреча с европейцами

Менее чем через 4 века после заселения Новой Зеландии здесь появились первые европейцы. Осталось известным имя голландского мореплавателч Абеля Тасмана. Встреча маори и европейцев, состоявшаяся в 1642 году, закончилась трагически: местные жители напали на высадившихся голландцев, убили нескольких матросов, с удовольствием съели их (маори практиковали каннибализм) и скрылись. Раздосадованный происшествием Тасман назвал это место Бухтой убийц.

Вновь нога европейца ступила на новозеландскую землю только спустя 127 лет: в 1769 году сюда прибыла экспедиция Джеймса Кука, которая положила начало колонизации Новой Зеландии англичанами. Сам Джеймс Кук избежал зубов маори, однако был убит и съеден другим полинезийским народом — гавайцами.


Новая Зеландия - одна из бывших колоний, где отношения между белыми англосаксами (так называемыми пакеха) и коренным населением относительно спокойные. По крайней мере, коренные жители - маори - живут там лучше, чем аборигены в соседней Австралии.

Однако словосочетание «маорийская проблема» известно любому новозеландцу. Впрочем, у самого коренного меньшинства существует альтернативная точка зрения на этот вопрос: они считают, что это в большей степени проблема белого большинства.

Конфликт вокруг индийско-китайской границы имеет давнюю историю. Его корни уходят в 50-е годы прошлого века. Тогда после десятилетнего периода добрососедства и сотрудничества между Индией, получившей независимость в 1947 году, и КНР, появившейся на политической карте мира двумя годами позднее, стороны оказались перед перспективой большой войны. Причиной тому послужили события в Тибете в 1959 году, когда Пекин подавил выступления тибетских буддистов и тысячи беженцев пересекли индийско-китайскую границу. Со временем они обосновались на территории Индии. Дели оказал им всестороннюю помощь, принял Далай-ламу и помог ему сформировать правительство в изгнании.

Ни у кого не вызывает сомнения, что маори являются автохтонным населением Новой Зеландии. Это потомки первых людей, поселившихся на этих островах две тысячи - 700 лет назад; заселение происходило в несколько этапов и, несмотря на то, что язык маори относится к таитянской ветви полинезийской группы австронезийских языков, в этногенезе возможно присутствие самых разных элементов (всё же преимущественно австронезийских). Как и у многих изолированных национальностей, этноним «маори» можно перевести приблизительно как «обычные люди», он не связан с какими-либо географическими названиями, а на языке маори Новая Зеландия называется Аотеароа. Гораздо менее маори известно ещё одно коренное национальное меньшинство Новой Зеландии: мориори (народ, родственный маори по языку, культуре и антропологическому типу), проживающие на островах Чатем. Чистокровных мориори уже не осталось, но их потомки от смешанных браков существуют. Таким образом, это нация-фантом: её принято считать вымершей, тем не менее на каждой переписи населения переписчики сталкиваются с определённым количеством людей, которые продолжают идентифицировать себя именно как мориори.

В Новой Зеландии до прихода европейцев единого государства не было, а племенные союзы маори враждовали между собой; примерно до 60-70-х годов ХХ века маори были известны главным образом в связи с обычаем покрывать чуть ли не всё тело татуировками (из Полинезии и Новой Зеландии в европейские культуры и попала традиция вводить краску под кожу в эстетических и иных целях), каннибализмом и феноменальной враждебностью к пришельцам. Последнее утверждение заслуживает особого разговора. Дело в том, что если сравнить количество белых, скушанных новозеландскими аборигенами, и количество маори, уничтоженных англичанами, голландцами и французами, то людоедство маори выглядит детской шалостью. Особенно если учесть, что европейцы сами провоцировали конфликты, выбирая для уничтожения целых туземных селений мелочные предлоги: например, украденный ялик.

Всё же англичане хотя бы удосужились подписать с туземцами договор о пользовании землёй, видимо, из боязни, что враждебное отношение маори может привести к принятию ими стороны Франции - основного соперника Британии в деле колонизации региона. Договор был составлен в лучших традициях современных квартирных аферистов, например, английский и маорийский тексты сильно отличались друг от друга. В дальнейшем все вооружённые конфликты между маори и британскими властями касались, в основном, земельного вопроса. С потерей коренным населением большей части земель также связано резкое снижение численности маори, которое произошло во второй половине ХIХ века, и принятие значительной долей представителей этого народа европейского образа жизни, что означало фактическое начало ассимиляции.

Однако европеизация маори имела и положительные последствия. Проникновение во властные структуры колонии маори, получивших европейское образование и прекрасно владевших английским языком, дало возможность защищать интересы коренного населения и добиться реального, а не декларированного равноправия с белыми переселенцами - пакеха. В этом коренное отличие этнополитических реалий Новой Зеландии от других колоний того времени, в том числе и соседней Австралии, где аборигенов тогда, по большому счёту, не считали за людей; в Австралии до сих пор существует убеждение, основанное якобы на научных данных, что аборигены по генетическим причинам не могут научиться пользоваться замками и не могут служить в армии, поскольку физически не способны ходить строем.

Таким образом, маори получили равные с англосаксами права и восстановление численности - в обмен на ускользающую в геометрической прогрессии идентичность. Ряд политических деятелей маори в конце ХIХ - начале ХХ века (в частности, партия Young Māori Party, в переводе примерно «младомаори») вообще считали, что принятие европейского образа жизни является положительным для их народа явлением, хотя не отрицали необходимость сохранения родных языка и культуры.

Австралия, которая до прихода к власти лейбористов вела проамериканскую политику, сейчас понемногу сходит с американской орбиты. Позиция современной Австралии относительно Океании - не вмешиваться в дела островных государств. Зато в экологических вопросах лейбористы проявляют очень большую активность.

С 60-х годов ХХ века по текущий момент наблюдается неуклонный рост представительства маори в государственных органах, проводятся попытки реституции земли. Однако оценка такой ситуации пока остаётся неоднозначной: маори считают, что «мало забрали своего», среди пакеха распространена точка зрения, что коренное население наглеет. Поэтому рассматривать проблему межнациональных отношений в Новой Зеландии только с одной из двух упомянутых точек зрения невозможно. Тем более что какими бы привилегиями не пользовались маори, очевидна их продолжающаяся ассимиляция.

В настоящий момент маори составляют 14% населения Новой Зеландии. Несмотря на то, что отношения между пакеха и маори, безусловно, лучше, чем, например, между американцами английского происхождения и индейцами, китайцами и тибетцами, австралийскими англосаксами и аборигенами, в быту пакеха имеют массу претензий к маори. В частности, ожесточение многих вызывает тот факт, что коренное население имеет эксклюзивные права на пользование рядом природных ресурсов. На новозеландских форумах в интернете читатели, владеющие английским языком, могут ознакомиться со стандартным набором претензий пакеха. «Мы их западной медицине научили, а им ещё репарации за землю надо». «Они живут лучше белых, могут не работать вообще» и т.п. Поэтому утверждение, что в Новой Зеландии нет расизма, можно считать чересчур смелым, даже опрометчивым. За пределами же Новой Зеландии никак не могут забыть тот факт, что член британской королевской семьи Дэвидина Винзор в 2004 году вышла замуж за новозеландского работягу, причём новоиспечённый член августейшего семейства мало того что пролетарского происхождения, так ещё и маори по национальности. В самой Новой Зеландии, кстати, это не вызывает такого неприятия, поскольку смешанных браков там много, причём не только между маори и англосаксами, но и с иммигрантами, приток которых туда в последнее время усилился.

Слово «пакеха», кстати, раньше было оскорбительным и только сейчас приобрело литературный статус. Это тоже не нравится многим белым, особенно старшего поколения, которые в силу незнания маорийского языка считают, что на языке оригинала это означает, по разным версиям, «белая свинья», «педераст», «содомит». Однако новозеландская журналистка Джоди Рэнфорд выводит экзоэтноним «пакеха» от древнемаорийских слов Patupaiarehe, Paakehakeha, Pakepakeha, которыми называли мифических существ с белой кожей и светлыми волосами, живущих в океане.

Итак, претензии пакеха к маори можно сформулировать следующим образом:

    1. Маори ели белых, то есть предков современных пакеха, поскольку на островах из-за перенаселённости не хватало белковой пищи.

    2. Маори злоупотребляют начиная с 1977 года так называемым Судом Вайтанги, который принимает решения о земельных репарациях.

    3. Маорийский язык принят вторым государственным, но на нём мало кто разговаривает - зачем он нужен?

    4. Маори хищнически эксплуатируют природные ресурсы, пользуясь своими эксклюзивными правами на народные промыслы.

    5. Рождаемость среди маори выше, чем среди белых (вопрос только, чья это проблема - маори или пакеха?).

    6. При конфликтах между маори и пакеха суды часто заведомо становятся на сторону маори.

У всех своё понимание справедливости, оно может различаться даже у членов одной семьи. Известна хрестоматийная фраза одного вождя африканского племени готтентотов, который на извечный вопрос, что такое хорошо и что такое плохо, ответил немецкому исследователю: «Хорошо - это когда я что-нибудь украду у соседа, и он не увидит. А если он у меня что-нибудь украдёт, то это плохо». В наше время представления о морали нимало не изменились, просто цивилизованные люди, как правило, не высказывают их вслух. Поэтому задача государства в условиях, когда коренное меньшинство проживает совместно с некоренным большинством, состоит в первую очередь в том, чтобы нивелировать претензии общин друг к другу.

С точки зрения маорийских государственных деятелей, «ещё не всё удалось решить». В целом, у маори уже не вызывают ожесточения действия властей относительно их национальности, однако по мере улучшения уровня человеческого развития (не путать с уровнем жизни, это несколько различные вещи), среди коренного меньшинства всё больше и больше на первый план выходит словосочетание «He taonga tuku iho a nga tupuna» (бесценное наследие наших предков). Этими словами маорийская национальная интеллигенция желает показать, что не допустит подмены вечных ценностей, таких как язык, культура, кровь, земля, материальными - репарациями, разрешениями на эксплуатацию земельных ресурсов и т.п. По-новому переосмысливается деятельность младомаори, которые сознательно приобщили свой народ к европейским культурным ценностям, европейскому укладу жизни, всё чаще стали слышны слова о постепенном возврате к традиционному доколониальному укладу жизни. На фоне небывалой активности в Новой Зеландии природоохранных организаций, призывающих отказаться от вредных для окружающей среды благ цивилизации, это выглядит вполне органично и современно.

Культура маори, несмотря на рост численности самих маори, носит скорее декоративный характер. 80% маори в быту чаще разговаривают по-английски, чем на родном языке. Только 14% маори считают родным языком маорийский и пользуются им регулярно. Только 41% маори владеет родным языком, причём многие из них владеют им хуже, чем английским. Это значит, качество преподавания маорийского языка оставляет желать лучшего, а при такой языковой ситуации в среде самих маори требовать от пакеха изучения маорийского языка по меньшей мере нелогично. Речь идёт только о построении двухкультурного общества хотя бы в среде самих маори. Многие считают, что это возможно только при решении земельного вопроса в пользу маори и возврату народа к своим традиционным занятиям.

Что, например, помешает Америке признать независимость всех республик в составе РФ (их, напомню, 21)? И другие страны могут присоединиться к данному процессу (хотя бы частично, по принципу этнической близости). Например, Финляндия, Венгрия и Эстония признают независимость Коми, Карелии, Мордовии, Марий Эл, Чувашии. Монголия - Бурятии, Тывы, Хакасии, Якутии. Турция - всех северокавказских республик (кроме, может быть, Северной Осетии), Татарстана, Башкирии, той же Якутии. Что с того, что в большинстве этих республик нет и намёка на сепаратизм, отсутствуют даже «группы лиц», претендующих на власть в «независимых странах»? Само по себе признание приведёт к тому, что группы лиц появятся. Мы же видели, как они появлялись в союзных республиках и как стремительно рухнул после этого СССР.

Объективная реальность в том, что в Новой Зеландии формируется новая национальная общность и национальная идентичность: люди, идентифицирующие себя как маори, обладающие в большинстве случаев антропологическим типом, характерным для маори, но воспитанные в европейской культуре и разговаривающие на английском языке. Возможно, эта общность в течение ближайших 100-150 лет станет в стране доминирующей, но маори, живущие в родной культурной традиции, всё равно, если ситуация не изменится, останутся в меньшинстве. В религиозном отношении маори также не очень отличаются от пакеха: часть из них католики, часть мормоны, количество маори, исповедующих язычество, сильно преувеличено, языческие обряды носят, опять же, декоративный характер - для туристов.

Ситуация в Новой Зеландии очень показательна в связи с тем, что это образец построения мирной схемы сосуществования коренного меньшинства и некоренного большинства, при котором обе общины взаимно интегрированы. Этот опыт очень интересен, потому что в мире много территорий и государств, которые имеют колониальное прошлое либо являются автономными частями какого-либо крупного государства (взять хотя бы многие субъекты России).

Ма́ори - полинезийский народ, коренное население Новой Зеландии.
Самоназвание "маори" означает "обычные" / "естественные". Так в маорийских мифах обозначаются смертные люди, в отличие от божеств и духов. У маори существует легенда о том, как они прибыли в Новую Зеландию на 7 каноэ со своей прародины Гаваики. Современные исследования показывают, что необитаемая тогда Новая Зеландия была заселена полинезийцами около 1280 года нашей эры. К тому времени все нынешние места обитания человечества были уже населены. Прародина маори и всех полинезийцев - это остров Тайвань вблизи материкового Китая. Непосредственно в Новую Зеландию люди прибыли с островов Восточной Полинезии.

карта миграции полинезийцев в Новую Зеландию:


Маори и гигантская птица-моа. Фотоколлаж сделан в 1936 году. Моа были унитожены маори задолго до того, как в Новой Зеландии появились европейцы. По неподтверждённым свидетельствам, отдельные представители этих птиц ещё встречались в конце 18 - начале 19 века.

Менее чем через 4 века после заселения Новой Зеландии здесь появились первые европейцы. Это был голландский мореплаватель Абель Тасман. Встреча маори и европейцев, состоявшаяся в 1642 году, закончилась трагически: маори напали на высадившихся голландцев, убили нескольких матросов, съели их (маори практиковали каннибализм) и скрылись. Раздосадованный происшествием Тасман назвал это место Бухтой убийц.

Современные маори. Фото Джимми Нельсона

Вновь нога европейца ступила на новозеландскую землю только спустя 127 лет: в 1769 году сюда прибыла экспедиция Джеймса Кука, которая положила начало колонизации Новой Зеландии англичанами. Сам Джеймс Кук избежал зубов маори, однако был убит и съеден другим полинезийским народом - гавайцами.

К 1830 году численность европейцев в Новой Зеландии достигала 2 тысяч при 100 тысячах маори. Маори традиционно не имели товарно-денежных отношений и торговли, но практиковали товарообмен. Англичане выменивали у маори земли в обмен, например, на огнестрельное оружие.

художник Арнольд Фредерик Гудвин - Первый плуг в Новой Зеландии

В период между 1807 и 1845 годами между племенами Северного острова Новой Зеландии вспыхнули так называемые Мушкетные войны. Толчком к конфликту стало распространение среди маори огнестрельного оружия - мушкетов. Северные племена, в частности, давние соперники Нгапухи и Нгати Фатуа, первыми получили от европейцев огнестрельное оружие и нанесли друг другу и соседним племенам значительный урон. Всего в этих войнах погибло 18 с половиной тысяч маори, т.е. приблизительно пятая часть всех коренных жителей Новой Зеландии. К 1857 году в Новой Зеландии насчитывалось лишь 56 тысяч маори. Помимо войн, большой ущерб местному населению нанесли болезни, завезенные европейцами.

Мужчины из племен маори. Фотографии начала 20-го века:

В 1840 году Великобритания и часть вождей племён маори подписали письменный договор, получивший название Договор Вайтанги, в соответствии с положениями которого маори передавали Новую Зеландию под опеку Великобритании, но сохраняли свои имущественные права, а Великобритания получала исключительное право на покупку у них земельных угодий. Однако и после подписания договора между маори и англичанами возникали военные стычки.

Вожди племен маори:

Маори рубит флагшток с британским флагом. 1845 год

Англичане атакуют деревню маори. 1845 год

художник Джозеф Мерретт. Маори (1846 год)

художник Джозеф Мерретт. Четыре маорийских девушки и молодой мужчина (1846 год)

девушка-маори

девушка-маори (1793 год)

мужчина и девушка маори:

девушки-маори:

В 1891 году маори составляли всего лишь 10% населения Новой Зеландии и им принадлежало 17% земли, в основном низкопробной.
В 30-е годы 20-го века численность маори стала увеличиваться, во многом благодаря введеному для маори семейному пособию, выдаваемому при рождении ребенка.

маорийская семейная пара, начало 20 века

девочки маори в европейской одежде

девушки маори

маорийский дед

маорийская бабушка

Сейчас в Новой Зеландии живут, согласно переписи 2013 года, 598,6 тыс. маори, что составляет 14,9% населения страны. Около 126 тысяч маори живут в Австралии и 8 тысяч в Великобритании.
Несмотря на то, что язык маори, наряду с английским, является государственным языком Новой Зеландии, большинство маори в повседневной жизни предпочитают английский. Около 50 тысяч человек свободно говорят на языке маори и около 100 тысяч понимают язык, но не говорят на нем.
Христианство вытеснило традиционные верования маори и сегодня большинство маори являются христианами разных ветвей, в том числе синкретичных культов, созданных в среде самих мори. Около 1 тысячи маори исповедуют ислам.

дети в новозеландском музее на экспозиции культуры маори

Мери Те Таи Мангакахиа (1868-1920) - маорийская феминистка, боровшаяся за права женщин маори

Несмотря на все попытки уравнять белых и маори, коренное население Новой Зеландии остается самой отсталой социальной группой в стране, уступая не только белым, но и мигрантам из Азии. У маори самый низкий уровень образования, они составляют половину от всех заключенных Новой Зеландии (при том, что они составляют всего лишь 14,9% от населения государства). Наконец, у маори продолжительность жизни ниже, чем у остальных новозеландцев. Это связано с тем, что у маори гораздо больший процент алкоголизма, наркомании, курения и ожирения.

современная женщина-маори:

современный мужчина-маори:

современные девушки-маори:

Новозеландский актер Ману Беннетт. Кровь маорийских воинов, текущая в его жилах, помогла актеру убедительно сыграть сурового гладиатора Крикса в американском сериале "Спартак: кровь и песок" (2010) и его продолжениях

Maureen Kingi - первая маори, завоевавшая титул Мисс Новая Зеландия. Это случилось в 1962 году

Художник Эдвард Коул. Девушка маори с яблоками (30-е годы 20 века)

Плакат "Новая Зеландия для вашего следующего отпуска" (1925 год)

Плакат "Увидимся в Новой Зеландии" (1960 год)

Племена Маори Новая Зеландия

В сознании многих людей Австралия и Новая Зеландия - близнецы и братья. Скорее всего, такое впечатление создается из-за того, что при взгляде на карту мира эти две страны оказываются рядом. Но если вдуматься, то рядом - это больше полутора тысяч километров Тасманова моря, а объединяет Австралию и Новую Зеландию разве что колониальное прошлое, да и то с определенными оговорками. Первым европейцем, ступившим на землю Новой Зеландии в 1642 г., стал Абель Тасман. По всей видимости, он наткнулся на нее совершенно случайно после отплытия с обнаруженной им земли Ван Димена - современной австралийской Тасмании. Именно благодаря Тасману Новая Зеландия так теперь и называется. Голландец назвал ее так в честь своей родной европейской Зеландии. Они оказались поразительно похожи. Те же холмистые луга, поля и не слишком приветливая природа. Заниматься подробным исследованием этой земли голландец не стал. Это, в общем-то, не входило в его задачи, да и необходимыми силами он не располагал. Дело в том, что коренное полинезийское население острова - маори отнеслось к европейским пришельцам откровенно враждебно. Они убили четырех членов команды Тасмана. Как потом выяснилось, маори обладали по меркам того времени довольно развитой цивилизацией, и это было лишь первое из многих последующих столкновений с колонизаторами. Они в отличие от австралийских аборигенов сумели оказать им вполне достойное сопротивление, потому что давно считали эту землю своей. Бытует мнение, что заселение новозеландских островов полинезийцами началось в 1350 г., когда к Северному острову причалил целый флот из семи пирог. Благодаря многочисленным вулканам новая родина полинезийцев получила название "Аотеароа", что в переводе значит "Земля длинного белого облака". Вторым человеком, который испытал на себе непростой характер маори, стал капитан Джеймс Кук. В поисках нового южного континента он появился в этих водах в 1769 г. Так же как и в случае с голландским исследователем, реакция коренного населения маори оказалась на редкость враждебной. Но поскольку англичане были готовы к такому приему, все обошлось без потерь среди пришельцев, хотя несколько островитян в стычке и были убиты. Кук решил детально исследовать береговую линию Новой Зеландии. В результате четырехмесячного плавания вокруг Северного острова и семинедельного вокруг Южного на свет появилась удивительно точная карта этой земли. Дорога для колонизации Новой Зеландии была открыта. На эту благодатную землю потянулся вначале тоненький, а потом все более обширный ручеек китобоев, миссионеров или просто авантюристов со всего мира, в первую очередь из Англии. Новых жителей двух больших островов совершенно не заботило, что они были, в общем-то, густо заселены, правда, как оказалось в дальнейшем, кровожадными каннибалами. Это поначалу охладило пыл новых переселенцев. На открытое столкновение с многочисленными маори англичане не решились, тем более что французы также проявили большой интерес к Северному острову. С коренным населением решили договориться по-хорошему. В 1840 г. 46 вождей маори подписали договор, по которому согласились присоединиться к британскому суверенитету. Через год, правда, было объявлено, что земли, которые не использовались маори, отходят во владение британского правительства. Это вызвало бурю неудовольствия, а затем и ожесточенного сопротивления. На ближайшие четверть века Новая Зеландия погрузилась в пучину войн. Но, как не трудно догадаться, шансов на победу у маори не было никаких, хотя они и добились для себя полного равноправия. В 1907 г. Новая Зеландия благополучно стала британским доминионом. Маори считают себя потомками «людей каноэ» - полинезийских воинов, которые согласно легенде прибыли сюда из мифической страны Гавайки на семи каноэ - Арава, Аоте-ва, Мататуа, Таинуио, Курахаупо, Токомару, Такитуму... От них и пошли имена племен, которым тогда было положено начало, маори же - имя собирательное. Маори заселили берега Северного острова, промышляли охотой и рыболовством. Они бесстрашно сопротивлялись высадке А. Тасмана, который первым описал народ с причудливой татуировкой. Когда Кук заново открыл Новую Зеландию, маори занимали тут все удобные территории. По его описаниям, их укрепленные деревни - «паа» - чаще всего располагались на холме, обнесенные плотной деревянной изгородью и земляным валом. Во главе общины стоял вождь «рангатира», и ему принадлежала важная роль в развитии искусства, поскольку он распределял заказы на художественные ремесленные изделия. Его власть поддерживал «тохунга» - священнослужитель, главная задача которого заключалась в исполнении обрядов и соблюдении обычаев. В маорийской общине ремесленники почитались всеми, а свои навыки и умения они передавали от отца к сыну. Расцвету маорийского искусства способствовали изобилие пород деревьев, легко поддающихся обработке, относительно большое количество полудрагоценного зеленого камня - нефрита, наконец, быстрый рост населения, что вело к оживленному обмену новыми идеями и образными формами. При отсутствии металла резали - и дерево, и камень - осколками обсидиана, вулканического стекла. Маорийские резчики ограничивались немногими мотивами и основными орнаментами, до бесконечности варьируя их главный элемент - спираль. Интересно отметить также, что они ориентировались не на анималистские формы, а почти исключительно на человеческие - на образ божества «тики», предельно стилизованный и лишь в единичных случаях воспроизводящий человека в индивидуальных чертах. Резные ворота у входа в маорийскую деревню, двускатную крышу дома собраний, без которого не мыслится ни одно маорийское поселение, также украшала пышная резьба из мягкого дерева кирпичного цвета - «тотара». Смыслом наполнена каждая деталь резьбы. Дом собраний посвящался знаменитому вождю или предку, который укреплял силу духа племени. Письменных передач информации у маори не было, и такая резьба не только зримо напоминала о родоначальнике племени, но и несла «видеозапись» его генеалогии. Вождь, у которого образ предка находился перед глазами, просил его о защите и помощи для своего племени. Роторуа - это «самый маорийский» район страны, что находится в центре Северного острова. Слава Роторуа зиждется на двух китах: знаменитом водолечебном курорте и окрестностях, где расположена большая часть маорийских поселений. В воздухе характерный запах сероводорода. Роторуа - город и озеро - расположены в поясе повышенной термической активности. Струйки пара бьют из земли на территории каждого отеля или мотеля, а из них, похоже, в основном и состоит этот город. В Бакаревапеба - на южной окраине Роторуа - находится маорийский Институт искусства и ремесел. Расположенный на его территории огромный гейзер радугой переливается на солнце; под высокими мостками, ведущими к нему, все булькает, кипит и пенится. Институт принимает у себя ежегодно тысяч двадцать туристов, и доходы от их посещения идут на обучение студентов маорийскому искусству. Юноши обучаются резьбе, девушки - плетению из новозеландского льна; их ловкие пальцы создают узоры налобных повязок - «кахани», юбочек, праздничных одежд. В зале, опоясанном галереей для посетителей, сидят десять маорийских юношей, склонившихся с долотами и стамесками в руках над длинными деревянными пластинами. Они «извлекают» из них стилизованные портреты грозных и свирепых вождей и воинов. Учитель-мастер ходит между ними, давая указания. Итак, здесь обучается одаренная молодежь-маори - несколько десятков человек. Ну а основная масса - где, чему учится она? Вопросы возникают один за другим. Но затруднять ими нашего экскурсовода-маорийку неловко: она тащит за руку дочурку, та капризничает - устала за свой «рабочий день». Идем мимо маорийского кладбища позади деревни. Перед дощатыми домиками квадратные углубления, из которых струится не то пар, не то дым. Это «плиты» здешних маори. А вот и дом собраний - не музейный экспонат, но и он впечатляет красотой резной отделки. Из него выходят маори, в основном пожилые женщины в черной траурной одежде, с черными платочками. Они здороваются, прижимаясь носами. Марае - площадке перед домом собраний. Маори приходят сюда семьями или общинными группами, чтобы обсудить семейные дела, решить проблемы племени, отпраздновать годовщину или оказать почести гостю. Но сегодня они собрались на траурную церемонию. Когда повод для собраний официальный, гости, прибыв на место, не сразу проходят на марае, чтобы присоединиться к присутствующим, а ждут приглашения и сопровождающего. Такой эскорт называется «пае» - шаг. По марае идут степенно. Переговариваться нельзя. Такая пауза - молчаливая дань памяти усопшего. Об ее окончании дает знать кто-нибудь из местных, начав говорить. И тут гости могут сесть на стул, скамейку, циновки. Гость должен быть готов ответить несколько фраз, подобающих случаю. Гость, но не гостья: женщинам говорить на марае не позволяет обычай. Пока речи не окончены, ходить по марае не рекомендуется. Зато позади дома для собраний могут происходить спортивные игры, а через дорогу - и шумный футбольный матч. Одна из наиболее колоритных церемоний, сохранившихся у маори, это приветствие важного гостя - «веро». Как дань традиции, эта церемония и сейчас может быть разыграна не только на деревенском марае, но и в новозеландском городе. В укрепленной деревне оклик караульного имел серьезный практический смысл - надо было выяснить, каковы намерения гостя, пришел он с миром или войной. Со временем простая церемония обрастала многими элементами, пока не стала целым представлением: часовой поет, оповещая односельчан, что он бодрствует, бдителен и готов к отпору, если враги посмеют напасть; после чего воин, угрожающе размахивая дротиком, приближается к визитерам и кладет перед ними, скажем, палку, веточку, лист. Если прибывший поднимет предмет, значит, он явился с миром. Тогда стражник, повернувшись к пришельцам спиной, поведет их к марае. А у дома собраний маори исполнят танец «поукири» под «песнь каноэ». До европейцев маори имели относительно передовые знания в медицине, гигиене и навигации, они были отважными мореходами, хорошими земледельцами, смелыми воинами, отличались музыкальностью и художественными способностями, обладали неоспоримым техническим и строительным мастерством. Маори считают, что врачи-пакеха не понимают их болезней. И в самом деле, нам зачастую кажется, что многие болезни маори от суеверий. Дело в том, что сами они причину большинства болезней усматривают в нарушениях племенных обычаев, установленных божествами еще в незапамятные времена. Выздоровление же приписывали определенному богу, который покровительствует тохунга. Он-то и занимается врачеванием. Миссионеры всячески очерняли его, приравнивали к колдуну. Белые врачи, как правило, и поныне отзываются о тохунга с пренебрежением. И потому пациенты-маори скрывают, что посещали его. Лишь немногие врачи - как маори, так и пакеха - консультируются теперь с тохунга относительно больных, которые не поддаются обычному лечению. Маори-пациенты скрывают плохое состояние, стесняясь и чувствуя себя виноватыми за болезнь. Они не желают беспокоить такую важную, быть может, даже священную особу, как доктор. И обращаются к врачам поздно, когда болезнь основательно запущена. Вообще отношение маори к болезни, смерти и своему телу связано с традиционными верованиями - они тоже дают ключ к поведению пациента. Например, маори верят, что человек умрет, если оскорбит другого, что причина болезни - дурной поступок, что обнаженного тела надо стесняться. Поэтому многие больничные процедуры для них мученье. Они оскорбляют их чувство стыдливости. Даже простому осмотру больного должны предшествовать долгие разъяснения врача.

Надо сказать, что появление здесь белого человека не самым лучшим образом сказалось на местной флоре и фауне. Кошки и собаки, завезенные колонизаторами, а также многочисленные опоссумы, расплодившиеся, как тараканы, создали вполне реальную угрозу для национального символа Новой Зеландии - птицы киви, статуэтки которой остаются самым популярным сувениром среди туристов. Оказывается, что Новая Зеландия была единственным местом на земле, где оказалось возможным появление бескрылой птицы. У нее просто не было естественных врагов: змей, пауков, крупных или мелких хищников. Теперь же все изменилось. Но, так или иначе, одним из самых благоприятных мест в Новой Зеландии среди маори всегда считался район озера Роторуа. Некоторые исследователи даже полагают, что именно здесь поселились первые полинезийцы, когда в XIV веке приплыли на эти острова. Для жизни это место, скажем прямо, действительно подходит идеально. Маори поселились здесь, даже несмотря на устрашающее название, которое они сами же и дали этой части страны. Эти края издавна получили имя "Дыры в преисподнюю". А виной тому вулканы, гейзеры и постоянно витающий в воздухе запах сероводорода. Избавиться от него нет никакой возможности, потому что он в огромных количествах вырывается из-под земли наружу. Белые струйки дыма могут появиться в самых непредсказуемых местах и также внезапно исчезнуть. Жители города, а также все, кто работает в национальном парке Вакареварева, прекрасно осознают, что в любой момент их может накрыть сильнейшее извержение вулкана, как уже было однажды, но уходить отсюда никто не собирается. Издавна маори пользовались теплом, которое дарила им земля. В горячих источниках они готовили пищу, а горячая почва лучше всякого костра позволяла согреться в холодных на первый взгляд хижинах. И сегодня потомки тех маори, которые сумели отстоять свои права перед англичанами в XIX веке, не собираются оставлять свои исконные земли только из-за угрозы извержения вулкана. Здесь находится крупнейший в стране институт по изучению культурного наследия этого полинезийского народа, и, может быть, именно постоянная атмосфера незримой угрозы привлекает сюда каждый год сотни тысяч туристов. Запах опасности буквально можно почувствовать в воздухе. И пахнет она, как мы уже говорили, не самым лучшим образом. Хотя медики считают, что вдыхание серы очень полезно для лечения легочных заболеваний. Может, это и так, но мы можем сказать с полной ответственностью, что постоянный удушливый запах несколько раздражает. Хотя, по большому счету, ради знакомства с древней культурой маори или ради созерцания великолепных тридцатиметровых гейзеров можно немного и потерпеть.

Племена Маори Новая Зеландия . Татуировки Маори Новой Зеландии. Маури хакка. Фото народности Маори.


Нажимая кнопку, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности и правилами сайта, изложенными в пользовательском соглашении