Спортивный портал - Nutsfitness

Физическая подготовка спортсменов. Теоретические основы физической подготовки спортсменов Вопросы для обсуждения

Физическая подготовка спортсмена, а в частности футболиста - это сложный педагогический процесс, который направлен на воспитание и развитие физических качеств, функциональных возможностей организма, которые в свою очередь создают благоприятные условия для совершенствования всех подготовки спортсмена в целом. Этот процесс делится на общую подготовку и специальную. Общая физическая подготовка спортсмена подразумевает всестороннее развитие физических качеств и функциональных возможностей, развитие систем организма спортсмена, предполагает согласованность их проявления в процессе мышечной деятельности. Если говорить о современных тренировках, то там общая физическая подготовленность взаимосвязана не с разносторонним физическим совершенством в целом, а с уровнем развития качеств и способностей, которые могут оказать опосредованное влияние на спортивные достижения и результативность тренировки в определенном виде спорта. Средством общей физической подготовке является - физическое упражнение, которые оказывает общее действие на организм и личность спортсмена. К числу таких упражнений относят всевозможные передвижения, например бег или ходьба на лыжах, плавание либо спортивные игры, упражнения с отягощениями и прочие. Необходимо чтобы общая физическая подготовка проводиться в течение всего годичного цикла тренировки. Специальная физическая подготовка характеризуется уровнем развития физических способностей, возможностей органов и функциональных систем, которые определяют достижения в конкретном виде спорта. Главными средствами специальной физической подготовки считаются упражнения соревновательного характера или специальных подготовительные упражнения. Физическая подготовка спортсмена тесно взаимосвязана с спортивной специализацией спортсмена. В каких-то видах спорта спортивный результат обусловлен в первую очередь скоростно-силовыми возможностями спортсмена или уровнем развития его анаэробной производительности. В других видах спорта, результат может зависеть от аэробной производительностью, выносливостью к продолжительной работе. В каких-то результат определен - скоростно-силовыми и координационными способностями. Результативность может определяться и равномерностью развития разных физических качеств . Что касается футболистов, то их результат зависит от уровня скоростно-силовой подготовки, увеличение которой требует выполнения объема специальной силовой и скоростной работы.

В футболе решающее значение отводится не столько величине объема нагрузки, сколько их умелому использованию. Бесспорно, можно планировать работу в зависимости от необходимого метража скоростной работы, но толка от этого не будет. Запланированная нагрузка должна быть соизмерима (адекватна) состоянию футболиста, он должен и способен нагрузку «переварить» и «усвоить» . Надо помнить о том, что объемы нагрузок не могут выступать как цель, нагрузки это только способ увеличения результативности тренировки футболиста. Увеличение спортивных достижений должен проистекать за счёт главного лимитирующего звена, а именно скорости спортсмена. Тренер, при планировании роста спортивных результатов на будущий год, должен поднять все нижеуказанные составляющие на более высокий уровень. В узкоспециализированной литературе достаточно подробно рассматриваются методики воспитания всех физических качеств, необходимых для спортсмена. Базируясь на некоторых факторах идет построение всей подготовительной программы тренировки, скорость при этом является главным фактором. На любом этапе годичного цикла тренировки необходимо использование беговых упражнений. Здесь надо помнить о скорости гладкого бега и доступной скорости выполнения приема. Ясно, что оба показателя являются важными, и над ними необходимо проводить работу. Следующее место среди главных компонентов физической подготовки отводится силовой подготовке, состоящей из специальных прыжковых упражнений и силовых упражнений со штангой. Стоит помнить, что для улучшения скоростных возможностей надо сформировать соответствующую функциональную базу. Прирост силовых качеств, который получен в результате занятий силовыми упражнениями, не приведёт к ожидаемому росту скорости, однако, это обеспечивает предпосылки и не препятствует эффективной специальной работе . Не стоит забывать, что прирост скорости нельзя связывать с увеличением объема тренировочной работы.

Во-первых, это неверное понимание специфики работы над скоростью, и успех процесса находится в зависимости от грамотного сочетания скоростных нагрузок. Во-вторых, чрезмерное развитие выносливости или силы оказывается преградой для раскрытия скоростных способностей. Например: рассмотрим недельный цикл, работа над скоростью проходит в дни, когда организм спортсмена находится в состоянии восстановления или сверхвосстановления. Напряженность упражнений при развитии скоростных способностей - околопредельная, максимальная. В данном случае надо обеспечить полную мобилизацию и концентрацию волевых усилий. Все эти моменты нужно учитывать при скоростной подготовке. Работа над скоростью проводится на всех этапах подготовки, но на подготовительном этапе, когда выполняется существенная силовая работа, бег с максимальной скоростью используется в небольшом объеме. Силовая подготовка это один из главных компонентов физической подготовки. Работа над силовой подготовкой не возможно только средствами технической и тактической подготовки. Качество работы и выносливость определяются в основном силовой подготовкой спортсмена. Из-за этого на подготовительном этапе силовая подготовка предшествует развитию специальных качеств. Кроме того перед началом специальной силовой подготовки нужно уделить должное внимание аэробным возможностям организма. За счёт этого произойдёт процесс более быстрого приспособления организма к физическим нагрузкам.

Далее элементы силовой подготовки должны присутствовать в тренировках на протяжении всего года, и два занятия в неделю смогут обеспечить нужный уровень силовых показателей . При переходе к интенсивной работе силового характера ухудшаются показатели спортивной техники. В связи с этим силовая подготовка должна выполняться без нарушения футбольных координационных навыков, так как техническая и силовая подготовки не имеют логической преемственности. Силовая тренировка в период соревнований базируется в лучшем случае на поддержании уровня уже приобретенной силы (лучше всего её проводить раз в неделю) и используется только в небольших объемах в качестве средства для поддержания на значительном уровне скоростно-силовой подготовки. В этот период объемные силовые подготовки являются нерациональными. Комплексные занятия в игровом режиме не дадут существенного прироста силовых показателен, поэтому их нельзя рассматривать как целевую работу в этом направлении.

Стоит отметить, что силовая подготовка позволит улучшить показатели силы, быстроты, выносливости, а также улучшится футбольное образование спортсменов. Это поможет юным футболистам быть в постоянной готовности, а также, позволит игроку действовать активнее и мощнее. В перспективе нужно помнить о несовместимости больших объемов силовой и технической работы, то есть разведение их по времени. Техническая работа выполняется на фоне прошедшей объемной силовой нагрузки . В настоящее время в футболе одновременно с тактико-техническим мастерством (преобладающим фактором в спортивных играх), одним из важных факторов, который обуславливает достижение значительных результатов, считается высокий уровень скоростно-силовых качеств . Скоростно-силовые качества футболиста обнаруживаются в его способности выполнять движение в минимально короткий отрезок времени и в условиях, когда оказывается активное противодействие этому . К таким силовым противодействиям относят - преодоление тяжести массы тела самого спортсмена (прыжки в высоту или в длину - во время подката, выбивания мяча; прыжки в сторону - у вратарей; резкий старт и перемена направления во время бега и т.д.); преодоление силы, которое взаимосвязано с ударами по мячу, вбрасывание мяча; преодоление силы, которая вызвана силовым сопротивлением соперника . Учитывая виды противодействия, осуществляемые футболистом во время игры, все упражнения, которые направленны на усовершенствование скоростно-силовых качеств, можно классифицировать следующим образом: упражнения, в которых динамическая сила образуется за счет прыжков (в высоту, длину, стороны, через барьер или скакалку, напрыгивание и спрыгивание с разновысоких тумб).

При этом мышцами совершается как уступающая так и преодолевающая работа. Самая распространенная группа упражнений это те в которых создается взрывная сила либо в момент старта, либо при мгновенной смене направления движения во время рывков; выполнение беговых и прыжковых упражнений с отягощением; упражнения с сопротивлением партнера (толчки во время бега) . Для строго регламентированного влияния на скоростно-силовые способности применяют в большинстве случаев те, которые наиболее удобно регулировать по скорости и степени отягощений. Значительную часть подобных упражнений применяют с нормированными внешними отягощениями, регулярно варьируя уровень отягощения, так как неоднократное повторение движений со стандартным отягощением, даже в том случае когда они выполняются с максимально возможной скоростью, понемногу приводит к стабилизации уровня мышечных напряжений, что лимитирует развитие скоростно-силовых способностей . Узловая проблема развития скоростно-силовых способностей - это проблема оптимального сочетания в упражнениях силовых и скоростных характеристик движений. Трудности решения проблемы возникают в результате того, что скорость движений и уровень преодолеваемого отягощения взаимосвязаны между собой обратно пропорционально, противоречия между скоростными и силовыми характеристиками движений сходят на нет на основе сбалансирования их таким образом, чтобы достигалась, как можно большая мощность внешне проявляемой силы с приоритетом быстроты действия . Для развития физических качеств футболистов применяют следующие методы:

  • 1)Интервальный. Применим для развития скоростно-силовой выносливости. Выполняют упражнения или бег по отрезкам (10x20 м) на время с определенными понижающимися интервалами отдыха. Проводятся интенсивные двусторонние игры продолжительностью коло 15 минут с постепенным уменьшением времени отдыха, или относительно постоянными промежутками отдыха, за время которых не происходит полного восстановления работоспособности, или выполняют упражнения повторяя их сериями.
  • 2)Повторный. Здесь имеется в виду многократное повторение определенных упражнений или игры в целом после продолжительного отдыха, способного обеспечить достаточное восстановление.
  • 3)Переменный. Используя данный метод, чередуют упражнения, которые требуют большого напряжения, и упражнения с малыми нагрузкам, изменяют длительность выполнения упражнений.
  • 4)Равномерный. К этому методу относится продолжительное непрерывное выполнение упражнения. Применяется оно с целью развития общей выносливости. Например, это может быть бег в невысоком темпе с постоянной скоростью на всей дистанции (или кросс).
  • 5) Метод «до отказа» Предполагает исполнение упражнения до полного утомления, в этому случае спортсмен должен отказаться продолжать упражнение из-за невозможности его повторить. В основном этот метод применяется для развития специальной силовой выносливости.
  • 6) Игровой. Суть данного метода заключается в использовании разнообразных игр, способствующих развития двигательных качеств, прежде всего таких как ловкость и быстрота.
  • 7) Соревновательный метод. Часто применяется в процессе работы над развитием двигательных качеств. С этой целью проводят соревнования в беге, прыжках, метаниях, плавании, лыжных гонках и спортивных играх.
  • 8)Круговой метод или круговая форма тренировки. Этот метод может включать в себя все вышеперечисленные. Сущность его заключается в том, что в зале или на площадке по кругу размечаются станции, то есть места для выполнения конкретных упражнений, которые известны спортсменам и подобранных так, чтобы они разносторонне оказывали влияние на развитие физических качеств .

Невозможно деление скоростной и силовой тренировок во времени, тренировка должна проводиться комбинированно. В качестве средств в данном случае нужны упражнения, которые по своей структуре и технике выполнения близки к выполнению движений с мячом либо без него. Развитие таких качеств у молодых футболистов нацелено на укрепление абсолютно всех мышц двигательного аппарата, на формирование умения проявлять скоростно-силовые качества при усовершенствовании технических приёмов и при ведении единоборств с противником. Упражнения могут быть самыми разными, например, в ударах на силу и точность; в борьбе за мяч с сопротивлением партнера; с дополнительным отягощением и прочие. В некоторых случаях выбирают упражнения, которые нацелены на совершенствование групп мышц, отстающих в развитии плечевого пояса, задней поверхности бедра . В процессе развития воспитания скоростных и силовых качеств отдают выбор упражнениям, которые выполняются с той наибольшей скоростью, какая вероятна в условиях данного отягощения и при которой можно выполнять упражнение правильно с технической точки зрения (иными словами, контролируемая скорость). В особенности жесткое нормирование внешних отягощений нужно тогда, когда они используются для усиления требований к силовым и скоростным способностям в скоростных действиях, которые в естественных условиях осуществляются с небольшими внешними отягощениями или вообще без них (например, метание мяча, прыжки и т.п.). В этом случае дополнительные отягощения строго лимитируются таким образом, чтобы они не искажали структуры и не ухудшали качества действий .

Результативность упражнений на развитие силовых и скоростных качеств в некоторой степени зависит от частоты их включения в недельные или более длительные циклы занятий при том условии, что в процессе воспроизведения упражнений есть возможность как минимум поддерживать, а лучше всего приумножать достигнутый уровень скорости движений. Следовательно, опираясь на всё это происходит нормировка суммарного объема силовых и скоростных упражнений, в частности количество повторений их в течение одного занятия. Динамика скорости движений служит вместе с тем одним из главных критериев в урегулировании промежутков отдыха между повторами. В том случае когда движения замедляются, рационально будет промежуток интервал отдыха, если это приведёт к восстановлению нужной скорости, или вовсе прекратить повторы. .

Кратковременность упражнений на скорость и силу и ограниченная величина используемых в них отягощений дают возможность выполнять их в каждом занятии серийно или по нескольку серий. Одновременно с этим, максимальная концентрация воли, совершенная мобилизация силовых и скоростных возможностей, необходимость всякий раз при повторениях не допускать ухудшения скоростных характеристик движений значительно лимитируют объем нагрузок. Отсюда следует правило применения силовых и скоростных упражнений: «лучше заниматься чаще (имеется в виду частота недельных занятий ли частота занятий в других циклах), но понемногу» (здесь речь идет об лимитирование объема нагрузок в процессе отдельной тренировки). На многих этапах учебного и тренировочного процесса, в тот момент когда количество занятий составляет около 3 в неделю, скоростно-силовые упражнения рационально включать, в каждое занятие (хотя бы по паре повторений), нормируя связанный с ними объем нагрузки в соответствии с конкретными особенностями упражнений и от уровня подготовки тренирующегося. В рамках каждой тренировке обязательным условием качественного и нетравмоопасного исполнения скоростно-силовых упражнений считается основательная разминка, средствами которой выступают вспомогательные специально-подготовительные упражнения, которые выполняются с постепенным ростом скорости движений и темпа. Весьма тщательная подготовка и жёсткое лимитирование нагрузки нужно при применении скоростно-силовых упражнений ударно-реактивного воздействия. Концентрированное использование упражнений такого вида с предельно выраженным моментом мгновенного перехода от уступающих к максимально мощным преодолевающим усилиям оправдано после завершения в основном возрастного созревания опорно-двигательного аппарата и при условии систематической разносторонней физической подготовки.

Даже в процессе занятий с квалифицированными футболистами предельные объемы нагрузок сравнительно малы, в соответствии с данными полученными исследовательским путем, необходимо проводить нормировку примерно в следующих пределах: количество повторений в течение 1 серии (в ходе серийного воспроизведения конкретного упражнения) от 5 до10; количество серий в рамках одного занятия от 2 до 4; промежутки активного отдыха между сериями приблизительно 14 минут; количество занятий, которые включают подобные нагрузки в недельном цикле - 2 . Процесс формирования и развития силовых и скоростных качеств непрерывен. Ни один из аспектов развития данных качеств не может выпадать из единой системы и при это не принести ни какого вреда и ущерба в достижении итогового результата. Помимо этого, конкретные средства и методы развития скоростно-силовых качеств от этапа к этапу меняются. Средствами формирования и развития силовых и скоростных качеств первостепенно служат главным образом естественные формы упражнений, которые взаимосвязаны с быстрым решением двигательной задачи и не осложненные существенными внешним отягощением (например, подвижные игры, требуют ускоренных действий и взаимодействия). На следующих этапах растет степень отягощений в силовых и скоростных упражнениях. В большей мере используются методы интенсивного воздействия. При этом развитием силовых качеств основывается своего рода фундамент для прогрессирования скоростно-силовых качеств. . Несмотря на то что, мощность движений находится в зависимости от силовых и от скоростных способностей, её рост ее большей степени обеспечивается развитием первых. Скоростные способности являются более консервативными, по сравнению с иными двигательными способностями они в меньшей мере прогрессируют на протяжении жизни, силовые способности модифицируются в процессе онтогенеза в обширных пределах.

Это необходимо принимать во внимание в методике развития скоростно-силовых качеств, повышая силовые возможности, а этим в свою очередь поднимается уровень соотношений между силовыми и скоростными параметрами движений . В значительных циклах тренировки (например в годичной полугодичной тренировке) периоды с увеличенным удельным весом силовых упражнений предшествуют периодам с повышенным удельным весом скоростно-силовых и скоростных упражнений. В соответствии с достигнутой степенью развития скоростно-силовых качеств и целевых установок периоды имеют различную продолжительность - от трёх до шести недель и больше. Место скоростных и силовых упражнений в структуре недельной тренировки соответствует общему режиму. При ограниченном числе занятий (например, три в неделю) большинство из них необходимо строить как многопредметные комплексные занятия, которые включают наравне с другими упражнениями и скоростно-силовые. При росте количества занятий (около 6 в неделю) есть возможность и смысл не только включать в одни и те же занятия, но и поочередно концентрировать в различных занятиях эти упражнения, особенно в тех случаях когда они используются в большом объеме (например, в 2-х занятиях преимущественно силовые, в 2-х- преимущественно скоростно-силовые упражнения). В этом случае между занятием с преимущественно силовыми упражнениями и очередным занятием с преимущественно скоростно-силовыми упражнениями важно выдерживать суперкомпенсаторный промежуток, при котором проявлялся бы, положительный следовый эффект силовых упражнений. В структуре конкретного комплексного занятия, которое включает в себя как скоростно-силовые, так и силовые упражнения, первые проводятся, обычно, в начале основной части занятия (после разминки), а силовые, если они используются в существенном объеме проводятся во второй половине этой части (не считая отдельных стимулирующих упражнений силового характера, которые выполняются непосредственно перед скоростно-силовыми для приобретения тонизирующего эффекта). Существенные средства формирования скоростно-силовых качеств у футболиста - это прыжки в высоту или в длину, многоскоки, выпрыгивания толчком одной и обеими ногами после короткого рывка, метания, упражнения с относительно малым отягощением, которые выполняются в быстром темпе специальные упражнения с мячом (удары ногой и головой, вбрасывания и др.).

Особый упор делается на формирование и воспитание «взрывной» силы ног. Результативные прыжковые упражнения: напрыгивание на предметы (скамейки, тумбы и т.п.) высотой до 25-35 см с последующим отскоком вверх или в сторону; прыжки в длину (с разбега или с места) и в высоту, многоскоки и т.п. . В период начальной подготовки используют средства, которые способствуют гармоничному развитию абсолютно всех групп мышц, формированию «мышечного корсета», укреплению дыхательной мускулатуры и мышц верхнего плечевого пояса и задней поверхности бедра. В качестве средств применяют общеразвивающие упражнения без отягощений и с отягощениями (с футбольными и набивными мячами, гимн, палки и прочее.); упражнения в упорах; метание легких предметов на дальность, специальные упражнения: удары по мячу на дальность и силу (у тренировочной стенки, батута); вбрасывание мяча и др. Для формирования 1-ой группы мышц хороши упражнения скоростно-силового характера, при выполнении которых сила «стремиться» к максимуму по преимуществу за счёт нарастания скорости сокращения мышц. В качестве средств в данном случае применяют бег на короткие дистанции, разнообразные прыжки и прыжковые упражнения, упражнения с отягощениями и специальные упражнения с мячом. Вторая группа мышц формируется с помощью общеразвивающих упражнений с отягощением и без них. Выбор уровня сопротивления и темпа выполнения упражнений для формирования скоростно-силовых качеств должен быть индивидуализирован и обусловливаться возрастными и морфологическими особенностями каждого спортсмена.

Введение

1. Основы физической подготовки

2. Физическая подготовка спортсмена

3. Структура физической подготовки

4. Общая физическая подготовка

5. Специальная физическая подготовка

Список литературы

Введение.

Современную физическую подготовку следует рассматривать как многоуровневую систему. Каждый уровень которой имеет свою структуру и свои специфические особенности.

Самый низкий уровень характеризуется оздоровительной направленностью и строится на основе общей (кондиционной) физической подготовки. По мере повышения уровня физической подготовки увеличивается ее сложность и спортивная направленность, а самый высокий уровень строиться уже на основе принципов спортивной тренировки с целью увеличения функциональных резервов организма, необходимых для профессиональной деятельности. Одним из важнейших условий осуществления физической подготовки является ее рациональное построение на достаточно длительных отрезках времени. Потому что ни за день, ни за неделю, месяц, а иногда и год невозможно подготовиться к трудовой деятельности. Это длительный процесс формирования двигательных умений и навыков, систематического совершенствования физических (двигательных) качеств, психической подготовки, поддержания уровня работоспособности, сохранения и укрепления здоровья. Построение занятий по физической подготовке основывается на закономерностях физического воспитания и спортивной тренировки.

Общая физическая подготовка создает основу для овладения упражнениями, способствует развитию двигательных способностей, повышение общей работоспособности. Для представителей многих видов спорта она одинакова и содействует развитию качеств, необходимых спортсмену для успешного выступления на соревнованиях.

1. Основы физической подготовки.

Базовый спорт характеризуется относительно невысокими спортивными результатами и значительной массовостью. На этом уровне достижений подготовка спортсменов осуществляется в свободное от основной деятельности время. Проходит под руководством тренеров различной квалификации, в том числе тренеров-инструкторов, работающих на общественных началах. Нагрузки невелики .

Спорт высших достижений связан со стремлением к достижению наиболее высоких результатов (мировые рекорды, победы на Олимпийских играх, Чемпионатах мира, Европы, России и т.д.). Однако чем выше достижение, тем меньше количество спортсменов способных выйти на этот уровень (3% от населения страны в возрасте 16-25 лет) .

Спорт высших достижений может занимать доминирующее положение в определенные периоды жизни спортсмена. Подготовка проводится под руководством тренеров высшей квалификации, в ней используются новейшие достижения науки и техники, применяются большие величины тренировочных и соревновательных нагрузок, а спортсмены проходят тщательный многоэтапный отбор. Экспертная опенка показывает, что только 1 из 65 человек начавших заниматься продолжает занятия в детско-юношеской спортивной школе (ДЮСШ), норматив мастера спорта по плаванию способен выполнить один человек из 34 000 обученных .

Анализируя специфику направлений спортивного движения, ученые говорят о следующем основном механизме взаимообусловленности массовости спорта и уровня достижений спортсменов высшей квалификации. Спортивные результаты, которые демонстрируют спортсмены высокого класса, особенно в популярных видах спорта, служат эффективным средством пропаганды активных занятий физкультурой и спортом .

Благодаря этому в практику спортивной деятельности вовлекается все больше участников и, следовательно, возрастают шансы на выявление среди них новых талантливых спортсменов, которые в перспективе смогут поднять высшие спортивные достижения на новый уровень. Поэтому, делают они вывод, - прогресс каждого вида спорта базируется наряду с другими аспектами и на неразрывной связи всех сторон спортивного движения .

В определении понятии спорт мы использовали термин «соревновательная деятельность». Для его объяснения нам придется оговорить еще несколько понятий .

Все спортивные соревнования проходят по определенным правилам, которые и регламентируют деятельность участников. Кроме этого, каждый участник спортивных соревнований старается достигнуть определенного спортивного результата (успеха). Для достижения успеха участники соревнований должны реализовать свои возможности или соревновательный потенциал. Поэтому соревновательная деятельность в спорте представляет собой регламентированный правилами процесс реализации соревновательных потенциалов участников, каждый из которых стремится к достижению запланированного результата .

Общая цель спортивной тренировки - развитие духовных и физических способностей спортсменов.

Специфическая цель - достижение высоких спортивных результатов.

Под спортивной тренировкой понимают специализированный педагогический процесс физического воспитания, направленный на достижение спортсменом высоких спортивных результатов .

Частными задачами спортивной тренировки являются: укрепление здоровья и всестороннее физическое развитие спортсмена, воспитание его морально-волевых и физических качеств, формирование необходимых умений, закрепление и совершенствование необходимых навыков избранного вида спорта, приобретение специальных знаний по гигиене, самоконтролю и др.

В настоящий момент существует несколько наиболее распространенных классификаций видов спорта: Матвеев Л.П.,1977; Келлер B.C., 1986; и др. Наиболее широкое распространение получила классификация видов спорта входящих в программу летних и зимних олимпийских игр:

1 - циклические (гребля, плавание, лыжи, велосипедный, конькобежный, беговые виды легкой атлетики);

2 - скоростно-силовые (прыжки, метания, тяжелая атлетика);

3 - координационно-сложные виды спорта (гимнастика спортивная и художественная, фигурное катание на коньках, прыжки в воду и т.д.);

4 - единоборства (борьба, бокс и т.д.)

5 - спортивные игры (футбол, хоккей, волейбол, баскетбол, водное поло и т.д.);

6 - многоборья (легкоатлетическое десятиборье, современное пятиборье, лыжное двоеборье и т.д.) .

2. Физическая подготовка спортсмена.

Она направлена на развитие физических качеств и является базой для совершенствования техники, подразделяется на общую и специальную.

ОФП - создает основу для овладения упражнениями, способствует развитию двигательных способностей, повышению общей работоспособности. Для представителей многих видов спорта она одинакова и содействует развитию качеств, необходимых спортсмену для успешного выступления на соревнованиях и хорошей физической подготовленности.

СФП - основа поддержания спортивной формы, быстрого овладения техникой упражнений вида спорта, достижения высокого уровня функциональных возможностей спортсмена и способности переносить большие тренировочные, а также соревновательные нагрузки. Средствами специальной физической подготовки являются упражнения «своего» вида спорта, сходные по структуре с соревновательными действиями.

Современную физическую подготовку следует рассматривать как многоуровневую систему. Каждый уровень, которой имеет свою структуру и свои специфические особенности.

Самый низкий уровень характеризуется оздоровительной направленностью и строится на основе общей (кондиционной) физической подготовки. По мере повышения уровня физической подготовки увеличивается ее сложность и спортивная направленность, а самый высокий уровень строиться уже на основе принципов спортивной тренировки с целью увеличения функциональных резервов организма, необходимых для профессиональной деятельности. Одним из важнейших условий осуществления физической подготовки является ее рациональное построение на достаточно длительных отрезках времени. Потому что ни за день, ни за неделю, месяц, а иногда и год невозможно подготовиться к трудовой деятельности. Это длительный процесс формирования двигательных умений и навыков, систематического совершенствования физических (двигательных) качеств, психической подготовки, поддержания уровня работоспособности, сохранения и укрепления здоровья. Построение занятий по физической подготовке основывается на закономерностях физического воспитания и спортивной тренировки .

3. Структура физической подготовки.

Один из ведущих специалистов в теории спортивной подготовки В.Н. Платонов (1986) отмечает, что современная система подготовки спортсмена является сложным, многофакторным явлением, включающим цели, задачи, средства, методы, организационные формы, материально-технические условия и т.п., обеспечивающие достижение спортсменом наивысших спортивных показателей, а также организационно-педагогический процесс подготовки спортсмена к соревнованиям .

В системе подготовки спортсмена выделяют: спортивную тренировку, соревнования, вне тренировочные и вне соревновательные факторы, повышающие результативность тренировки и соревнований.

Основными сторонами подготовки спортсмена являются физическая, техническая, тактическая, психическая и интегративная подготовки.

Физическая подготовка направлена на укрепление здоровья, достижения высокого уровня физического развития, воспитанию необходимых спортсмену физических качеств. Ее принято подразделять на общую физическую подготовку (ОФП) и специальную физическую подготовку (СФП).

Цель ОФП - достижение высокой работоспособности. Ее средствами являются разнообразные физические упражнения (ходьба, бег, передвижение на лыжах, плавание, гребля, подвижные и спортивные игры, гимнастика, упражнения с отягощениями и др.).

СФП направлена на воспитание отдельных физических качеств, навыков и умений, необходимых в избранном виде спорта. Она проводится систематически и помогает спортсмену подготовиться к соревнованиям.

Средствами ее являются специальные упражнения и элементы избранного вида спорта. Соотношение ОФП и СФП в процессе спортивной тренировки меняется по мере роста спортивного мастерства постепенно возрастает удельный вес СФП. В зависимости от квалификации спортсменов на ОФП отводится от 70% (в начальный период подготовки) до 30%(для спортсменов высших разрядов) тренировочного времени.

Техническая подготовка направлена на обучение спортсмена системе движений соответствующей особенностям данного вида спорта.

Техническая подготовленность (или другими словами техническое мастерство) спортсменов характеризуется тем, что умеет делать спортсмен и как умеет он владеет освоенными действиями. В первую группу показателей входят: объем, разносторонность, рациональность технических действий, которые умеет выполнять спортсмен. Во вторую- эффективность, освоенность выполнения (Д.Д. Донской, В.М. Зациорский 1979г.).

В структуре технической подготовленности спортсмена очень важно выделять базовые и дополнительные движения. К базовым относятся движения и действия, составляющие основу технической оснащенности данного вида спорта, без которых невозможно эффективное ведение соревновательной борьбы с соблюдением существующих правил. Освоение базовых движений является обязательным для спортсмена. Дополнительные движения и действия- это второстепенные движения и действия, которые характерны для отдельных спортсменов и связаны с их индивидуальными особенностями. (Платонов В.Н.,1986).

Тактическая подготовка. Тактическая подготовленность в теории и практике спортивной тренировки, -пишет Платонов В.Н., - понимается как умение спортсмена грамотно построить ход борьбы с учетом особенностей вида спорта, своих индивидуальных особенностей, возможностей соперников и создавшихся внешних условий.

Уровень тактической подготовленности спортсмена зависит от овладения им средствами, формами и видами тактики данного вида спорта. Средствами спортивной тактики являются все технические приемы и способы их выполнения, формами - индивидуальные, групповые и командные действия, видами - наступательная, оборонительная и контрактующая тактика.

Тактика опирается на стратегию, так А.Я. Гомельский в книге «Библия баскетбола» пишет, что стратегия - основная теоретическая направленность всей работы команды, определяющая средства и методы подготовки к главным соревнованиям. Четырехлетний план подготовки сборной СССР к Олимпиаде в Сеуле - стратегия команды в 1985-1988 годах. Стратегия предусматривает управление командой в соревнованиях.

Тактика - это часть стратегии, которая решает главные задачи подготовки с учетом конкретных возможностей - ресурсов команды, особенностей соперников, условий соревнований. Все это определяет тактический и комбинационный багаж команды.

Психическая подготовка - связана с воспитанием у спортсменов в процессе занятий моральных, волевых и специальных психических качеств.

Занятия различными видами спорта способствуют формированию специфической структуры психических качеств, так А.Ц. Пуни (1984) установил, что у представителей каждого вида спорта имеются свои ведущие волевые качества.

4. Общая физическая подготовка.

Общая физическая подготовка (ОФП) - это процесс совершенствования двигательных физических качеств, направленных на всестороннее и гармоничное физическое развитие человека .

ОФП способствует повышению функциональных возможностей, общей работоспособности, является основой (базой) для специальной подготовки и достижения высоких результатов в избранной сфере деятельности или виде спорта. Перед ОФП могут быть поставлены следующие задачи:

  1. достичь гармоничного развития мускулатуры тела и соответствующей силы мышц;
  2. приобрести общую, выносливость;
  3. повысить быстроту выполнения разнообразных движений, общие скоростные способности;
  4. увеличить подвижность основных суставов, эластичность мышц; улучшить ловкость в самых разнообразных (бытовых, трудовых, спортивных) действиях, умение координировать простые и сложные движения;
  5. научиться выполнять движения без излишних напряжений, овладеть умением расслабляться .

С общей физической подготовкой связано достижение физического совершенства - уровня здоровья и всестороннего развития физических способностей, соответствующих требованиям человеческой деятельности в определенных исторически сложившихся условиях производства, военного дела и других сферах общественной жизни. Конкретные принципы и показатели физического совершенства всегда определяются реальными запросами и условиями жизни общества на каждом историческом этапе. Но в них также всегда присутствует требование к высокому уровню здоровья и общей работоспособности. При этом следует помнить, что даже достаточно высокая общая физическая подготовленность зачастую не может обеспечить успеха в конкретной спортивной дисциплине или в различных видах профессионального труда. А это значит, что в одних случаях требуется повышенное развитие выносливости, в других - силы и т.д., т.е. необходима специальная подготовка .

Современную физическую подготовку следует рассматривать как многоуровневую систему. Каждый уровень которой имеет свою структуру и свои специфические особенности .

Самый низкий уровень характеризуется оздоровительной направленностью и строится на основе общей (кондиционной) физической подготовки. По мере повышения уровня физической подготовки увеличивается бе сложность и спортивная направленность, а самый высокий уровень строиться уже на основе принципов спортивной тренировки с целью увеличения функциональных резервов организма, необходимых для профессиональной деятельности. Одним из важнейших условий осуществления физической подготовки является ее рациональное построение на достаточно длительных отрезках времени. Потому что ни за день, ни за неделю, месяц, а Иногда и год невозможно подготовиться к трудовой деятельности. Это длительный процесс формирования двигательных умений и навыков, систематического совершенствования физических (двигательных) качеств, психической подготовки, поддержания уровня работоспособности, сохранения и укрепления здоровья. Построение занятий по физической подготовке основывается на закономерностях физического воспитания и спортивной тренировки .

5. Специальная физическая подготовка.

(СФП) - это процесс, который обеспечивает развитие физических качеств и формирование двигательных умений и навыков, специфичных лишь для конкретных видов спорта или конкретных профессий, обеспечивает избирательное развитие отдельных групп мышц, несущих основную нагрузку при выполнении специализированных упражнений. Основными средствами специальной физической подготовки являются соревновательные упражнения в "своем" виде спорта. Соотношение средств и методов ОФП и СФП зависит от индивидуальных особенностей спортсмена, его спортивного стажа, периода тренировок и решаемых задач. Принцип единства основывается на том, что приспособительные реакции организма на нагрузки носят избирательный характер и не могут обеспечить развитие всех необходимых для показа высокого спортивного результата качеств. Каждое качество в зависимости от биологической структуры используемых движений, от интенсивности нагрузки развивается специфически. Отклонение в ту или иную сторону при использовании либо специфических средств, либо общеразвивающих физических упражнений, не дает необходимого эффекта. Уровень развития физических качеств неодинаков у представителей различных видов спорта .

Единственно правильное решение вопроса об использовании общей и специальной физической подготовки состоит в их разумном сочетании на разных этапах учебно-тренировочного процесса .

На начальном этапе подготовки должна преобладать базовая ОФП независимо от вида спорта Использование средств ОФП для разносторонней подготовки необходима и спортсменам высокого класса. В разных видах спорта для ОФП используются различные средства, специфические для данного вида спорта. Но при этом нельзя впадать в другую дойность - использовать преимущественно специализированные упражнения, тем более одни и те же. Это эмоционально обедняет процесс подготовки и, во-вторых, организм адаптируется к ним - результат - неэффективность тренировочного процесса .

Специальная физическая подготовка весьма разнообразна по своей направленности, однако все ее виды можно свести к двум основным группам:

  1. спортивная подготовка;
  2. профессионально-прикладная физическая подготовка.

Спортивная подготовка (тренировка) - это целесообразное использование знаний, средств, методов и условий, позволяющее направленно воздействовать на развитие спортсмена и обеспечивать необходимую степень его готовности к спортивным достижениям.

В настоящее время спорт развивается по двум направлениям, имеющим различную целевую направленность, - массовый спорт и спорт высших достижений. Их цели и задачи отличаются друг от друга, однако четкой границы между ними не существует из-за естественного перехода части тренирующихся из массового спорта в «большой» и обратно.

Цель спортивной подготовки в сфере массового спорта - укрепить здоровье, улучшить физическое состояние и активный отдых .

Цель подготовки в сфере спорта высших достижений - добиться максимально высоких результатов в соревновательной деятельности.

Однако, что касается средств, методов, принципов спортивной подготовки (тренировки), то они аналогичны как в массовом спорте, так и в спорте высших достижений. Принципиально общей является и структура подготовки спортсменов, тренирующихся и функционирующих в сфере массового спорта и спорта высших достижений .

Структура подготовленности спортсмена включает технический, физический, тактический и психический элементы.

Под технической подготовленностью следует понимать степень освоения спортсменом техники системы движений конкретного вида спорта. Она тесно связана с физическими, психическими и тактическими возможностями спортсмена, а также с условиями внешней среды. Изменения правил соревнований, использование иного спортивного инвентаря заметно влияет на содержание технической подготовленности спортсменов.

В структуре технической подготовленности всегда присутствуют так называемые базовые и дополнительные движения .

К базовым относятся движения и действия, составляющие основу технической оснащенности данного вида спорта. Освоение базовых движений является обязательным для спортсмена, специализирующегося в данном виде спорта.

К дополнительным относятся второстепенные движения и действия, элементы отдельных движений, которые не нарушают его рациональность и в то же время характерны для индивидуальных особенностей данного спортсмена.

Физическая подготовленность это возможности функциональных систем организма. Она отражает необходимый уровень развития тех физических качеств, от которых зависит соревновательный успех в определенном виде спорта.

Тактическая подготовленность спортсмена зависит от того, насколько он овладеет средствами спортивной тактики (например, техническими приемами, необходимыми для реализации выбранной тактики), ее видами (наступательной, оборонительной, контратакующей) и формами (индивидуальной, групповой, командной) .

Психическая подготовленность по своей структуре неоднородна. В ней можно выделить две относительно самостоятельные и одновременно взаимосвязанные стороны: волевую и специальную психическую подготовленность.

Волевая подготовленность связана с такими качествами, как целеустремленность (ясное видение перспективной цели), решительность и смелость (склонность к разумному риску в сочетании с обдуманностью решений), настойчивость и упорство (способность мобилизовать функциональные резервы, активность в достижении цели), выдержку и самообладание (способность управлять своими мыслями и действиями в условиях эмоционального возбуждения), самостоятельность и инициативность. Некоторые их этих качеств могут быть изначально присущи тому или другому спортсмену, но большая их часть воспитывается и совершенствуется в процессе регулярной учебно-тренировочной работы и спортивных соревнований .

В структуре специальной психической подготовленности спортсмена следует выделить те стороны, которые можно совершенствовать в ходе спортивной подготовки:

  1. устойчивость к стрессовым ситуациям тренировочной и соревновательной деятельности;
  2. кинестетические и визуальные восприятия двигательных действий и окружающей среды;
  3. способность к психической регуляции движений, обеспечение эффективной мышечной координации;
  4. способность воспринимать, организовывать и перерабатывать информацию в условиях дефицита времени;
  5. способность к формированию в структурах головного мозга опережающих реакций, программ, предшествующих реальному действию.

Список литературы.

1. Белов В.И. Молодость до ста лет. / Энциклопедия здоровья. 1993г.

2. Биологические и педагогические аспекты выносливости //Матер, всесоюзн. симп. //Теория и практика физической культуры, 1972, №8, с. 29-33.

3. Желязков Ц.О. сущности спортивной формы. //Теория и практика физической культуры, 1997, № 7.

4. Зациорский В.М. Воспитание физических качеств: Учебн. ТиМФВ для ИФК. - М.: Физическая культура и спорт, 1967

5. Коваленко В. А.. 2000г. Физическая культура: Учебное пособие

6. Коробков А.В., Головин В.А., Масляков В.А. Физическое воспитание. -М.: Высш. школа, 1983.

7. Коц Я.М., Спортивная физиология. - М.: Физкультура и спорт, 1986.

8. Малиновский С.В. Тактическая подготовка в спортивных играх.- М.: Физкультура и спорт, 1986.- 167 с.

9. Матвеев Л.П. Основы спортивной тренировки. - М.: ФиС, 1977.

10. Найгоф Р. Некоторые принципы и критерии увеличения нагрузок при воспитании общей и специальной выносливости. Опыт наших друзей. - М.: Спорткомитет СССР, 1982, 31 с.

11. Озолин Н.Г. Развитие выносливости спортсмена. - М.: ФиС,1959, 128 с

12. Пуни А.Ц. Психологическая подготовка к соревнованию в спорте. -М.: ФиС, 1969.

13. Родионов А.В. Психологические основы тактической деятельности в спорте // Теория и практика физической культуры.- 1993.- N 2.- с. 7-9

14. Селуянов В.Н., Шестаков М.П. Физиология активности Н.А.Бернштейна как основа теории технической подготовки в спорте // ТиПФК. № 11,1996.-С.58-62.

Билет №23

Дать определение понятиям: «физическое развитие», «физическое воспитание», «физическое совершенство», «спорт»

Физическое развитие – совокупность морфологических и функциональных показателей организма, определяющих запас его физических сил, выносливость и дееспособность. Физическое развитие растущего организма характеризует процесс формирования, созревания (биологический возраст) и морфофункциональное состояние на каждом отрезке времени. Оно подчиняется биологическим законам и зависит от комплекса социально-экономических и других условий. Наряду с заболеваемостью, рождаемостью и смертностью физическое развитие - один из важных показателей санитарного состояния населения.

Физическое воспитание – это вид воспитания, специфическим содержанием которого являются обучение движениям, воспита­ние физических качеств, овладение специальными физкультур­ными знаниями и формирование осознанной потребности в физ­культурных занятиях

Физическое совершенство - Это исторически обусловленный идеал физического развития и физической подготовленности человека, оптимально соответствующий требованиям жизни.

Важнейшими конкретными показателями физически совершен­ного человека современности являются:

1) крепкое здоровье, обеспечивающее человеку возможность безболезненно и быстро адаптироваться к различным, в том чис­ле и неблагоприятным, условиям жизни, труда, быта;

2) высокая общая физическая работоспособность, позволяю­щая добиться значительной специальной работоспособности;

3) пропорционально развитое телосложение, правильная осан­ка, отсутствие тех или иных аномалий и диспропорций;

4) всесторонне и гармонически развитые физические качества, исключающие однобокое развитие человека;

5) владение рациональной техникой основных жизненно важ­ных движений, а также способность быстро осваивать новые двигательные действия;

6) физкультурная образованность, т.е. владение специальными знаниями и умениями эффективно пользоваться своим телом и физическими способностями в жизни, труде, спорте.

На современном этапе развития общества основными крите­риями физического совершенства служат нормы и требования государственных программ в сочетании с нормативами единой спортивной классификации.

Спорт (англ. sport, сокращение от первоначального старофранц. desport - «игра», «развлечение») - организованная по определённым правилам деятельность людей, состоящая в сопоставлении их физических и (или) интеллектуальных способностей, а также подготовка к этой деятельности и межличностные отношения, возникающие в её процессе. Спорт представляет собой специфический род физической или интеллектуальной активности, совершаемой с целью соревнования, а также целенаправленной подготовки к ним путём разминки, тренировки. В сочетании с отдыхом, стремлением постепенного улучшения физического здоровья, повышения уровня интеллекта, получения морального удовлетворения, стремления к совершенству, улучшению личных, групповых и абсолютных рекордов, славе, улучшения собственных физических возможностей и навыков, спорт предназначен для совершенствования физико-психических характеристик человека.

Особенности этапа результирующей отработки действий: задачи, средства и методы, особенности методики и технологий в педагогическом процессе.

Цель дальнейшая отработка двигательного действия, которая приводит к образованию прочного двигательного навыка.

Решаемые задачи:

1. Добиться стабильности и автоматизма выполнения двигательного действия.

2. Добиться выполнения двигательного действия в соответствии с требованиями его практического использования (необходимые усилия, рациональный ритм и темп, точность, эффективность, экономичность и т.д.)

3. Обеспечить вариативное использование действия в зависимости от сложившихся внешних условий выполнения действия.

Ориентировочная основа действия на этом этапе как бы свёртывается – часть опорных точек на которых ранее концентрировалось внимание, теперь выводятся из сферы постоянного осознания (что не исключает возможность вновь их брать под сознательный контроль, когда этого требуют обстоятельства).

Наряду с методами стандартно-повторного упражнения шире, чем на предыдущем этапе применяются методы вариативного интервального упражнения с разнообразными приёмами изменения параметров и условий действия.

Возрастает удельный вес комбинированных разновидностей способов выполнения двигательных действий – повторно-переменного и интервального упражнения с жёсткими и иными интервалами отдыха .

Шире используются игровой и соревновательные методы.

Многократное воспроизведение разученного действия, служит одновременно и фактором развития двигательных качеств (силы, быстроты, выносливости и т.д.), определяющих его эффективность.

Это обеспечивается следующими методическими приёмами:

Использование в процессе выполнения упражнений дополнительных сопротивлений и отягощений в чередовании с выполнением упражнений без сопротивлений и отягощений.

Стимулирование скорости и темпа выполнения движений с помощью внешнего сенсорного лидирования, технических средств и содействующих внешних условий (свето и звуколидеры, тренажёры, силы инерции, реакции опоры и т. д.).

Выполнение упражнений на фоне утомления, создаваемого предшествующими нагрузками и сокращением интервалов отдыха между повторениями.

Идеомоторное упражнение используется как способ самонастройки на совершенное исполнение двигательного действия в сжатом, сокращённом виде с акцентированием внимания на ключевых моментах и условиях его выполнения, а также как способ самоанализа и исправления допущенных ошибок.

Предупреждение и исправление ошибок:

Чрезмерная, излишне акцентированная и затянутая концентрация внимания на контроле за деталями действия, что тормозит его автоматизацию. Это исключается при использовании методических приёмов, способствующих переключению внимания на его результат и переменные условия действия, включением его в игровые и соревновательные ситуации.

Нарушение меры в использовании стандартно-повторного упражнения, следствием чего является чрезмерная стереотипизация навыка; либо наоборот нарушение меры в варьировании упражнений и условий их выполнения, в результате чего формируется недостаточно устойчивый навык.

Нарушение меры между отработкой двигательного навыка и воспитанием физических качеств.

Для этого необходимо обеспечить гармоничное соединение совершенствования техники действия и воспитания двигательных качеств, определяющих его эффективность.

Контроль за формированием навыка и его совершенствованием:

Такой контроль включает определение его общей результативности и качественных сторон навыка, от которых зависит его надёжность и эффективность.

Общая результативность действия – оценивается в тестах и соревнованиях, результаты которых сопоставляются с табличными нормативами. Здесь определяется лишь внешняя результативность действия, но не выявляются отдельные составляющие, от которых зависит его практическая эффективность.

Критерий эффективности техники действия выводят на основе сопоставления его результативности при целостном воспроизведении и так называемого двигательного потенциала, оцениваемого в тесте, являющимся упрощённым вариантом действия. Например, по результату выпрыгивания вверх толчком двух ног с места, оценивается двигательный потенциал в прыжках в высоту. Об эффективности техники действия можно судить в беге по соотношению длительности полётных и опорных фаз или по соотношению длины и частоты шагов.

Степень автоматизации движений – оценивается по успешности выполнения упражнений, требующих переключения внимания по ходу действия с него самого на те или иные объекты и задачи. Например, выполнение упражнений, связанных с ограничением зрительного и экстерорецептивного контроля или в процессе выполнения упражнения, анализ внешних условий на решение дополнительных задач двигательной деятельности.

О степени надежности приобретённого навыка судят по его стабильности в условиях сбивающих факторов и по его целесообразной вариативности в меняющихся условиях, что выявляется посредством соответственно организованных контрольных упражнений.

Совокупность названных критериев и контрольных тестов позволяет всесторонне контролировать ход формирования и совершенствования двигательного навыка на завершающем этапе отработки действия.

Методические основы физической подготовки спортсмена. Особенности специальной физической подготовки в виде спорта.

(СФП) - это процесс, который обеспечивает развитие физических качеств и формирование двигательных умений и навыков, специфичных лишь для конкретных видов спорта или конкретных профессий, обеспечивает избирательное развитие отдельных групп мышц, несущих основную нагрузку при выполнении специализированных упражнений. Основными средствами специальной физической подготовки являются соревновательные упражнения в "своем" виде спорта. Соотношение средств и методов ОФП и СФП зависит от индивидуальных особенностей спортсмена, его спортивного стажа, периода тренировок и решаемых задач. Принцип единства основывается на том, что приспособительные реакции организма на нагрузки носят избирательный характер и не могут обеспечить развитие всех необходимых для показа высокого спортивного результата качеств. Каждое качество в зависимости от биологической структуры используемых движений, от интенсивности нагрузки развивается специфически. Отклонение в ту или иную сторону при использовании либо специфических средств, либо общеразвивающих физических упражнений, не дает необходимого эффекта. Уровень развития физических качеств неодинаков у представителей различных видов спорта .

Единственно правильное решение вопроса об использовании общей и специальной физической подготовки состоит в их разумном сочетании на разных этапах учебно-тренировочного процесса .

Специальная физическая подготовка весьма разнообразна по своей направленности, однако все ее виды можно свести к двум основным группам:

1. спортивная подготовка;

2. профессионально-прикладная физическая подготовка.

Спортивная подготовка (тренировка) - это целесообразное использование знаний, средств, методов и условий, позволяющее направленно воздействовать на развитие спортсмена и обеспечивать необходимую степень его готовности к спортивным достижениям.

В настоящее время спорт развивается по двум направлениям, имеющим различную целевую направленность, - массовый спорт и спорт высших достижений. Их цели и задачи отличаются друг от друга, однако четкой границы между ними не существует из-за естественного перехода части тренирующихся из массового спорта в «большой» и обратно.

Цель спортивной подготовки в сфере массового спорта - укрепить здоровье, улучшить физическое состояние и активный отдых .

Цель подготовки в сфере спорта высших достижений - добиться максимально высоких результатов в соревновательной деятельности.

Однако, что касается средств, методов, принципов спортивной подготовки (тренировки), то они аналогичны как в массовом спорте, так и в спорте высших достижений. Принципиально общей является и структура подготовки спортсменов, тренирующихся и функционирующих в сфере массового спорта и спорта высших достижений .

Структура подготовленности спортсмена включает технический, физический, тактический и психический элементы.

Под технической подготовленностью следует понимать степень освоения спортсменом техники системы движений конкретного вида спорта. Она тесно связана с физическими, психическими и тактическими возможностями спортсмена, а также с условиями внешней среды. Изменения правил соревнований, использование иного спортивного инвентаря заметно влияет на содержание технической подготовленности спортсменов.

В структуре технической подготовленности всегда присутствуют так называемые базовые и дополнительные движения .

К базовым относятся движения и действия, составляющие основу технической оснащенности данного вида спорта. Освоение базовых движений является обязательным для спортсмена, специализирующегося в данном виде спорта.

К дополнительным относятся второстепенные движения и действия, элементы отдельных движений, которые не нарушают его рациональность и в то же время характерны для индивидуальных особенностей данного спортсмена.

Физическая подготовленность это возможности функциональных систем организма. Она отражает необходимый уровень развития тех физических качеств, от которых зависит соревновательный успех в определенном виде спорта.

Тактическая подготовленность спортсмена зависит от того, насколько он овладеет средствами спортивной тактики (например, техническими приемами, необходимыми для реализации выбранной тактики), ее видами (наступательной, оборонительной, контратакующей) и формами (индивидуальной, групповой, командной) .

Психическая подготовленность по своей структуре неоднородна. В ней можно выделить две относительно самостоятельные и одновременно взаимосвязанные стороны: волевую и специальную психическую подготовленность.

Волевая подготовленность связана с такими качествами, как целеустремленность (ясное видение перспективной цели), решительность и смелость (склонность к разумному риску в сочетании с обдуманностью решений), настойчивость и упорство (способность мобилизовать функциональные резервы, активность в достижении цели), выдержку и самообладание (способность управлять своими мыслями и действиями в условиях эмоционального возбуждения), самостоятельность и инициативность. Некоторые их этих качеств могут быть изначально присущи тому или другому спортсмену, но большая их часть воспитывается и совершенствуется в процессе регулярной учебно-тренировочной работы и спортивных соревнований .

В структуре специальной психической подготовленности спортсмена следует выделить те стороны, которые можно совершенствовать в ходе спортивной подготовки:

1. устойчивость к стрессовым ситуациям тренировочной и соревновательной деятельности;

2. кинестетические и визуальные восприятия двигательных действий и окружающей среды;

3. способность к психической регуляции движений, обеспечение эффективной мышечной координации;

4. способность воспринимать, организовывать и перерабатывать информацию в условиях дефицита времени;

5. способность к формированию в структурах головного мозга опережающих реакций, программ, предшествующих реальному действию.

Физическая подготовка спортсмена направлена на укрепление и сохране­ние здоровья, формирование телосложения спортсмена, повышение функ­циональных возможностей организма, развитие физических способностей - силовых, скоростных, координационных, выносливости и гибкости.

Современный спорт предъявляет высокие требования к физичес­кой подготовленности спортсменов. Это объясняется следующими факторами:

1. Рост спортивных достижений всегда требует нового уровня разви­тия физических способностей спортсмена. Например, для того чтобы тол­кнуть ядро за 20 м, необходима не только совершенная техника, но и очень высокий уровень развития силы и быстроты. Расчеты показывают, что увеличение дальности полета ядра на 1 м требует повышения мощнос­ти толчкового усилия на 5-7%.

2. Высокий уровень физической подготовленности - одно из важных условий для повышения тренировочных и соревновательных нагрузок. За последние 20-25 лет показатели нагрузок в годичном цикле у сильней­ших спортсменов мира увеличились в 3-4 раза. Вследствие этого резко возросло и количество спортсменов с хроническим перенапряжением миокарда. Это заболевание характерно в основном для спортсменов, име­ющих недостатки в физическом развитии, в деятельности отдельных орга­нов и систем.

Физическая подготовка необходима спортсмену любого возраста, ква­лификации и вида спорта. Однако каждый вид спорта предъявляет свои специфические требования к физической подготовленности спортсменов - уровню развития отдельных качеств, функциональным возможностям и телосложению. Поэтому имеются определенные различия в содержании и методике физической подготовки в том или ином виде спорта, у спортсме­нов различного возраста и квалификации.

В табл. 24.1 приводится значимость отдельных компонентов физичес­кой подготовки в некоторых видах спорта.

Виды, задачи и средства физической подготовки

Различают общую физическую подготовку (ОФП) и специальную фи­зическую подготовку (СФП).

ОФП представляет собой процесс всестороннего развития физических способностей, не специфичных для избранного вида спорта, но так или иначе обусловливающих успех спортивной деятельности.


Таблица 24.1 Значимость отдельных показателей физической подготовки спортсменов

В различных видах спорта

Виды спорта Показатели
ведущие дополняющие второстепенные
акробатика, гимнастика, прыжки в воду, фигурное катание координационные и силовые способно­сти, гибкость, конституция тела, осанка, удельный вес тела скоростные способности выносливость
фехтование, бокс, борьба скоростные и координационные способности силовые способности, конституция тела выносливость гибкость, выносливость
баскетбол, волей­бол, гандбол высокая длина тела, координационные скоростно-силовые и скоростные способности выносливость гибкость, собственно силовые способности
легкая атлетика (спринт, прыжки, бег с барьерами) скоростные, скорост­но-силовые и координационные способности, гибкость, состояние сводов стопы выносливость
легкая атлетика (бег на средние и длинные дистанции), лыжные гонки выносливость, объем и размеры сердца, величина ударного и минутного объема сердца координацион­ные, собственно силовые и скоростные способности гибкость
футбол, хоккей скоростные и координационные способности, выносливость собственно сило­вые способности гибкость

Задачи ОФП:

1. Повышение и поддержание общего уровня функциональных воз­можностей организма.

2. Развитие всех основных физических качеств - силы, быстроты, выносливости, ловкости и гибкости.

3. Устранение недостатков в физическом развитии.

Средствами ОФП являются упражнения из своего и других видов спорта. Значительное место отводится также упражнениям на развитие ловкости и гибкости. Меньший удельный вес имеют упражнения на развитие общей выносливости. У бегунов на длинные дистанции, наоборот, упражнения


на развитие общей выносливости играют особую роль. Им отводится зна­чительное место в процессе ОФП. Силовые упражнения выполняются с небольшими отягощениями, но большим числом повторений.

СФП направлена на развитие физических способностей, отвечающих специфике избранного вида спорта. При этом она ориентирована на мак­симально возможную степень их развития.

Задачи СФП:

1. Развитие физических способностей, необходимых для данного вида спорта.

2. Повышение функциональных возможностей органов и систем, оп­ределяющих достижения в избранном виде спорта.

3. Воспитание способностей проявлять имеющийся функциональный потенциал в специфических условиях соревновательной деятельности. На­пример, у пловцов максимальное потребление кислорода (МПК) при стан­дартной нагрузке в лабораторных условиях составляет в среднем 70 мл/кг мин. А при плавании с соревновательной скоростью - 46 мл/кг/мин, т.е. всего 65% от МПК.

4. Формирование телосложения спортсменов с учетом требований конк­ретной спортивной дисциплины. Например, показатели телосложения (рост, вес, конституция и т.д.) у легкоатлетов, специализирующихся на разные дистанции, как правило, отличаются между собой. Поэтому в процессе СФП следует направленно воздействовать на те компоненты телосложения, от ко­торых зависит успех в избранном виде спорта и которые можно целенаправ­ленно изменять с помощью средств и методов спортивной тренировки.

Основными средствами СФП спортсмена являются соревновательные и специально-подготовительные упражнения.

Соотношение средств ОФП и СФП в тренировке спортсмена зависит от решаемых задач, возраста, квалификации и индивидуальных особенностей спортсмена, вида спорта, этапов и периодов тренировочного процесса и др.



Объем средств (%) 80-


Новички III разряд II разряд I разряд м/с м/с мк Спортивная квалификация

Рис. 24.3. Примерное соотношение средств общей и специальной физической подготовки в процессе многолетней тренировки спортсменов


В процессе многолетней тренировки спортсмена соотношение средств ОФП и СФП может выглядеть следующим образом (рис. 24.3).

На рисунке видно, что с ростом квалификации спортсмена увеличи­вается удельный вес средств СФП и соответственно уменьшается объем средств ОФП. Изменение соотношения средств ОФП и СФП в зависимо­сти от периода и структуры тренировочного года приведены в табл. 24.2.

Специфические закономерности, принципы и методика развития от­дельных способностей - силовых, скоростных, координационных и др. подробно изложены в главе 9.

Таблица 24.2 Примерное соотношение средств ОФП и СФП (%) в годичном тренировочном цикле высококвалифицированных спортсменов

(по СМ. Вайцеховскому)

Средства физической подготовки Периодизация годичного цикла
Первый цикл Второй цикл

Тема: ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА СПОРТСМЕНА

План лекции:

1. Понятие о физической подготовке спортсмена. Значение в современном спорте;

2. Виды, задачи и средства физической подготовки;

3. Соотношение ОФП /СФП в годичном цикле подготовки и в процессе многолет­ней тренировки.

Физическая подготовка – это процесс, направленный на укрепление и сохранение здоровья, формирование телосложения спортсмена, повышение функциональных возможностей организма, развитие физических способностей – силовых, скоростных, координационных, выносливости и гибкости.

Современный спорт предъявляет высокие требования к физической подготовленности спортсменов. Это объясняется следующими факторами:

Рост спортивных достижений всегда требует нового уровня развития физических способностей спортсмена.

Высокий уровень физической подготовленности – одно из важных условий для повышения тренировочных и соревновательных нагрузок. За последние 20-25 лет показатели нагрузок в годичном цикле сильнейших спортсменов мира увеличились в 3-4 раза.

Физическая подготовка необходима спортсмену любого возраста, квалификации и вида спорта. Однако каждый вид спорта предъявляет свои специфические требования к физической подготовленности спортсменов – уровню развития отдельных физических качеств, функциональным возможностям и телосложению. Поэтому имеются определенные различия в содержании и методике физической подготовки в том или ином виде спорта, у спортсменов различного возраста и квалификации.

Различают общую физическую подготовку (ОФП) и специальную физическую подготовку (СФП).


ОФП – процесс всестороннего развития физических способностей, не специфичных для избранного вида спорта, но так или иначе обуславливающих успех спортивной деятельности.

Задачи ОФП :

1. Повышение и поддержание общего уровня функциональных возможностей организма;

2. Развитие всех основных физических качеств – силы, выносливости, скорости, координации и гибкости;

3. Устранение недостатков в физическом развитии.

Средствами ОФП являются упражнения из своего и других видов спорта.

СФП – процесс, направленный на развитие физических способностей, отвечающих специфике избранного вида спорта. При этом она ориентирована на максимально возможную степень их развития.

Задачи СФП :

1. Повышение функциональных возможностей органов и систем, определяющих достижения в избранном виде спорта;

2. Развитие физических способностей, необходимых для данного вида спорта;

3. Формирование телосложения спортсменов с учетом требований конкретной спортивной дисциплины. В процессе СФП следует направленно воздействовать на те компоненты телосложения, от которых зависит успех в избранном виде спорта и которые можно целенаправленно изменять с помощью средств и методов спортивной тренировки.

Основными средствами СФП спортсмена являются соревновательные и специально-подготовительные упражнения.

Соотношение средств ОФП и СФП в тренировке спортсмена зависит от решаемых задач, возраста, квалификации и индивидуальных особенностей спортсмена, вида спорта, этапов и периодов тренировочного процесса и др.

В процессе многолетней тренировки спортсмена соотношение средств ОФП и СФП см. рис.1.

На рисунке видно, что с ростом квалификации спортсмена увеличивается удельный вес средств СФП и соответственно уменьшается объем средств ОФП.

Изменение соотношения средств ОФП и СФП в зависимости от периода и структуры тренировочного года приведены в таб.1.

https://pandia.ru/text/80/291/images/image007_8.gif" width="334" height="197 src=">(%) 95

https://pandia.ru/text/80/291/images/image010_6.gif" width="8 height=2" height="2"> 80

https://pandia.ru/text/80/291/images/image011_7.gif" height="2 src="> 50

https://pandia.ru/text/80/291/images/image011_7.gif" height="2 src="> 20 ОФП

Новички 3 разряд 2 разряд 1 разряд м/с м/с мк

Спортивная квалификация

Рис.1 Примерное соотношение средств общей и специальной физической подготовки

в процессе многолетней тренировки спортсменов

Таблица 1

Примерное соотношение средств ОФП и СФП (%) в годичном тренировочном цикле высококвалифицированных спортсменов


Нажимая кнопку, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности и правилами сайта, изложенными в пользовательском соглашении