Спортивный портал - Nutsfitness

Сборник физминуток, зарядки и подвижных игр для перемен.

Эти игры необходимы ведущему, чтобы поддерживать участников в рабочем состоянии Они проводятся в те моменты, когда участники устают сидеть или работа в группе пово­дится в лекционной форме и требует большой сосредоточенности и внимания. Обычно эти упражнения включают в себя много активных движений: прыжки, движения головой, руками, ногами и т.д. В этих упражнениях ведущий обычно показывает определенные движения или произносит слова. Задача участников - повторять все за ведущим Цель: активизировать, "разогреть" членов группы, создать у них определенное эмоцио­нальное настроение, снять напряженность, которая может возникнуть на первоначальных этапах работы группы.

"Зоопарк" (5 мин.)

Каждый из членов группы должен представить себя каким-либо животным, а затем гулять в воображаемом вольере, стараясь подражать повадкам данного зверя.

"Бабушка из Бразилии" (5 мин.)

Все участники встают в круг (лицом в центр круга) Ведущий показывает определенные движения: прыжки, движения руками, ногами, головой, которые сопровождаются фразами "У меня есть бабушка в Бразилии", "У нее вот такая нога", "У нее вот такая рука и голова на бок" "Она прыгает и кричит: "Я самая красивая бабушка на свете" и т.д. Далее все участники повторяют эти движения и слова.

"Пустой стул" (15 мин.)

Участники лепятся на первый-второй. Участники под номером "один" садятся в круг, под номером "дна" истают за их стульями. Один стул должен оставаться свободным. Задача участника, стоящего за стулом, - взглядом пригласить кого-нибудь из сидящих на свой стул Участник, заметивший, что его приглашают, должен перебежать на свободный стул. Задача партнера, стоящего за ним - задержать.

"Белые медведи" (10 мин.)

2-3 человека ("белые медведи") берутся за руки цепочкой. Их задача - замкнуть цепочку вокруг остальных участников - "пингвинов". Пойманный "пингвин" становится "медведем". Для этой игры требуется достаточно просторное безопасное помещение

"Шишки, желуди, орехи" (10 мин.)

Группа разбивается на тройки, и те встают в колонки по трое, лицом в круг. Первые в ко­лонке - "шишки", за ними ""желуди", за ними "орехи". Ведущий, стоя в центре, называет один из предметов и все названные должны себе найти место впереди любой другой тройки и ведущий в том числе. Все участники получают новые названия соответственно положению в тройках. Тот, кому не хватило места, становится ведущим.

Молекулы" или "Броуновское движение" (10 мин.)


Все участники собираются тесной кучкой вокруг ведущего, закрывают глаза и начинают хаотично двигаться в разные стороны, жужжа. Через некоторое время ведущий подает один сигнал, что означает - "тишина и замри", два сигнала - "выстроиться в круг с закры­тыми глазами", и три сигнала - "открыть глаза и посмотреть на получившуюся фигуру" Существует и другой вариант игры. Под музыку все участники свободно передвигаются. В любой момент ведущий может дать сигнал: "Соберитесь в группы по 5 человек (по 3, по 7)!". Участникам необходимо быстро организовать такие группы, встав в круг и взявшись за руки. И так несколько раз, меняя число человек в группах (число атомов в молекуле).

"Театр Кабуки" (20 мин.)

Участники делятся на 2 команды. Команды договариваются, кого будут изображать: прин­цессу, дракона или самурая.

Ведущий показывает командам характерные движения для принцессы, дракона, самурая. Принцесса: кокетливо делает реверанс; дракон: с устрашающим видом, поднимая руки вверх, шагает вперед: самурай: делает движение взмаха саблей После того, как команды выбрали себе роль, ведущий сообщает "Принцесса очаровывает самурая Самурай уби­вает дракона. Дракон съедает принцессу". Затем команды выстраиваются в 2 шеренги друг напротив друга и по команде ведущего характерным движением показывают роль, которую выбрали

По одному очку получает команда, чья роль оказывается наиболее выгодной Например. Принцесса и самурай (1 очко получает принцесса, потому, что она его очаро­вывает) Самурай и Дракон (1 очко получает самурай, потому, что он его убивает). Дракон и Принцесса (1 очко получает дракон, потому, что он съедает принцессу) Принцесса и Принцесса, Дракон и Дракон, Самурай и Самурай (никто не получает очка). Побеждает та команда, которая набрала больше баллов.

"Ужасно-прекрасный рисунок" (15 мин.)

Группа делится на 2 подгруппы. Каждой группе дается по листу бумаги и по одному фло­мастеру. Предлагается нарисовать "прекрасный рисунок" После этого рисунок передает­ся соседу справа, и тот делает из полученного рисунка в течение 30 секунд "ужасный ри­сунок" и передает следующему. Следующий участник делает "прекрасный рисунок" Так проходит весь круг Рисунок возвращается хозяину Обсуждение

"Бурундуки" (15 мин.)

Ведущий на ухо называет каждого участника каким-либо животным. Все встают в круг, берутся за согнутые в локтях руки. Ведущий называет животное и соответствующий чело­век должен выпрыгнуть на середину, а группа не должна его пустить. Кульминация игры достигается, когда ведущий называет животное, которым названо большинство членов группы.

Упражнения для разделения группы на несколько подгрупп

"Выбери..." (10 мин.)

Если вы хотите разделить группу на 4 подгруппы, вызывается 4 добровольца; если на 5 подгрупп - 5 добровольцев и т.д.

подгрупп - 5 добровольцев и т.д. Ведущий задает вопрос добровольцам: "Кого бы вы взя­ли с собой в поход?" Добровольцы выбирают по одному человеку в свою команду. Тем, кого выбрали, задается следующий вопрос: "Кому бы вы доверили нести рюкзак?". Ос­тальные вопросы ведущий может придумать сам, а может воспользоваться следующими: "С кем бы вы поделились яблоком?", "Кому бы вы доверили свою тайну?". Если остается несколько человек, которых не выбрали, можно предложить им самим определить коман­ду, в которой они бы хотели работать.

"Фишка" (10 мин.)

Материалы: если вы хотите разделить группу на 3 подгруппы, приготовьте листоч­ки 3-х цветов: если на 2 подгруппы - из 2-х цветов. (Для группы из 15 человек - по 5 листочков каждого цвета и т.д.)

Участники встают в круг и закрывают глаза. Ведущий на спину каждому крепит листочки. По команде ведущего все открывают глаза. После чего без слов, звуков все участники должны распределиться по группам.

"Молекулы" (5 мин.)

Ведущий дает инструкцию: "Представьте себе, что все мы - атомы, которые движутся в хаотичном порядке, иногда объединяются в молекулы, а потом разлетаются в разные стороны, собираются в целую клетку, организм.... Сейчас заиграет музыка, и мы все нач­нем двигаться в пространстве, как атомы в хаосе. А потом я назову любое число, и такое число атомов объединятся в одну молекулу, а потом несколько молекул - в клетку, клетки

В организм".

Звучит музыка, все участники двигаются в хаотичном порядке. Тренер говорит "2 атома", потом "2 молекулы", "2 клетки", "2 организма". Участники разделены на две группы.

"Цвета" (5 мин.)

Материалы: разноцветные листочки (красные, желтые, зеленые) по количеству уча­стников.

До занятия необходимо подготовить жетончики двух или более цветов. Перед началом занятия перемешать жетончики и раздать по одному каждому участнику. Когда необходимо будет разделить группу, нужно просто сообщить участникам, что один цвет жетончиков - это первая команда, а второй цвет - вторая.

Ритуалы завершения групповой работы

"Подарки" (20 мин.)

Для следующих разминочных упражнений требуется ведущий и несколько помощников из подростков, работающих в штате программы, для показа упражнения и приглашения зрителей к участию. Может понадобиться микрофон. Если молодые работники до этого не выполняли упражнение, нужно несколько раз прорепетировать, чтобы они хорошо знали, что им делать.

ФРУКТОВЫЙ САЛАТ

Это разминочное упражнение с пением. Все встают. Звучит мелодия:

1. Поднимите правую, а затем левую руку и раскрывайте-закрывайте их на каждый слог: “Ки-ви, яб-ло-ки, ба-на-ны”…

2. Поднимайте и опускайте голову: “А-пель-син, а-пель-син”…

3. Покрутите руками перед собой, будто перемешивая что-то: “Все перемешаем. Все перемешаем”…

4. Вращение бедрами: “Ешь салат! Будь здоров!”

ЛИВЕНЬ С УРАГАНОМ

Ведущий сообщает аудитории, что прогноз погоды предвещает ливень с ураганом. Потом он/она предлагает: “Давайте попробуем услышать его приближение. Повторяйте следом за мной, пожалуйста”. Ведущий ладонями и подошвами начинает все громче и громче изображать звуки, напоминающие шум дождя и удары грома. Звук усиливается по мере того, как гроза надвигается, а затем стихает и пропадает вовсе. Ведущему следует, переступая с каждым звуком, перемещаться по сцене справа налево и обратно, чтобы вовлечь аудиторию в действие. Если помощники воспользуются театральным реквизитом, например, зонтиком (настоящим или воображаемым) и плащом, впечатление будет усилено.

Падают первые капли: накрапывает дождик. Легко постукивайте указательными пальцами друг о друга. Сначала делайте это медленно, потом увеличивайте скорость. Достигнув высокой скорости, переходите к следующему звуку. Шум дождя становится ровнее. Попеременно постукивайте пальцами одной руки о ладонь другой. Постукивание может убыстряться. Дождь усиливается. Трите ладони друг о друга, производя свистяще шелестящий звук. Сначала он может быть медленным (медленное потирание), потом убыстряется. Затем начните слегка прихлопывать ладонями, постепенно делая это все громче и громче. Слышится гром. Продолжая хлопать в ладоши, начинайте медленно и тихонько притоптывать, неспешно передвигаясь по сцене. Используйте силу и скорость движения ног для создания впечатления раскатистого “громоподобного” звука. В самый разгар, когда все увлечены топаньем, шум должен быть просто оглушительным! Затем начинайте постепенно приглушать шум, двигаясь в противоположном направлении, чтобы показать, что “буря” проходит. Гроза уходит. Проделывайте шумовые движения 1-3 в обратном порядке, чтобы показать, что шум дождя ослабевает, пока не слышно будет, как падают отдельные редкие капли. Если кто-нибудь изобразит, что вымок и хочет спрятаться под зонтиком или плащом, то может не стесняясь “играть на публику” и показать, что на нем не осталось сухого места, может быть даже отбросить зонтик, с которого ручьем льет вода и т. п. В конце можно и вытереть воду с лица, показав мимикой и жестами, что вышло солнце, появилась радуга и т. д. Общая протяженность разминочного упражнения составляет всего 2-3 минуты.

ШОКОЛАД

Еще одна разминочная песня-показ. Все встают.

Мелодия очень простая, исполняется в тональности си-бемоль мажор. Ноты даются под соответствующей буквой или словом (Ef = ми-бемоль; Bf = си-бемоль):

Слова: Ш - О - К - О - Л - А - Д - Л - А - Д - Л - А - Д-

Ноты: фа соль фа ми ре ми фа до ре ми ре ми фа

F - G - F - Ef - D - Ef - F - C - D - Ef - D - Ef - F

Слова: Ш - О - К - О - Л - А - Д - Л - А - Д-

Ноты: фа соль фа ми ре ми фа до фа си

F - G - F - Ef - D - Ef - F - C - F - Bf

Назначение движений – изобразить буквы алфавита , которые поются:

Ш– руки подняты на уровне плеч, и согнуты перпендикулярно в локтях.

К – правая рука от плеча до локтя прижата к туловищу, от локтя до кисти максимально отодвинута в сторону. Локоть левой руки по возможности приближен к правой руке.

О – обе руки соединяются над головой, образуя букву “о”.

Л – обе руки соединяются над головой, образуя букву “л”

А – в середину буквы “л” просунуть голову - это будет перекладина буквы “а”

Д – Присесть, колени слегка раздвинуть поместить между ними локти обеих рук. Руки повернуты ладонями друг к другу, кончики пальцев соприкасаются.

Ш-о-к-о-л-а-д – Переместите руки из положения над головой широким круговым движением к поясу, описав в воздухе форму кокосового ореха.

Песня становится тем более энергичной, чем быстрее ее поют!

ПРАВИЛЬНО? СОГЛАСНЫ!

Это разминочное упражнение – бессмыслица, которую можно перекраивать и дополнять, если у ведущего богатое воображение. Аудитории объясняют, что надо отвечать на слова “Правильно?” или “Согласны?” словом противоположным. Например:

Ведущий: “Правильно?” Зал: “Согласны!”

Ведущий: “Согласны?” Зал: “Правильно!”

Затем ведущий начинает вести рассказ – о чем угодно. Но через каждые несколько слов ведущий вставляет одно из “проверочных слов”, спрашивая: “Правильно?” или “Согласны?”. Зал в ответ кричит нужное слово. Ведущий может увеличивать частоту и скорость, а также порядок появления проверочных слов, чтобы сбить слушателей с толку. Достигнув логического конца своего рассказа, ведущий произносит: “Ну, вот и все, правильно?” На что аудитория отвечает: “Согласны!” Далее ведущий пытается обратиться к залу с призывом закончить разминочное упражнение, продолжая пересыпать свою речь словами “Согласны” и “Правильно” и выдавая себя за человека, который сам себя все больше загоняет в угол, – пока все не рассмеются. Тогда ведущий оставляет свои попытки и сходит со сцены.

ВНИМАНИЕ! Следующему оратору лучше не пользоваться теми же словами, если он рассчитывает на отклик зала!

ЭЙ, МАКС!

Ведущий декламирует нижеследующее стихотворение, отбивая ровный такт. Для этого можно постукивать ногой, подражая метроному, поддерживающему ритм и скорость. В первых строфах такт указан крестиками “х”, проставленными под словами, а ударные слоги подчеркнуты. Это разминка с движением/показом – зал просят повторять движения за ведущим, одновременно проговаривая вместе с ним слова под ритм.

Ритмично поворачивайте воображаемую ручку в течение нескольких тактов. Продолжайте разыгрывать каждую из последующих строф, придерживаясь, как и прежде, ритма. По мере того, как прибавляется каждое новое “задание”, выполняйте тем же образом и движения.

Эй, Макс, поверни ручку правой рукой. Эй, Макс, поверни ручку левой рукой. Эй, Макс, поверни ручку правой ногой. Эй, Макс, поверни ручку левой ногой. Эй, Макс, поверни-ка теперь головой (вращайте головой из стороны в сторону). Эй, Макс, языком, поверни-ка сюда (подвигайте языком из стороны в сторону). Эй, Макс, ты все занят? Скажи: да-да-да!

На последнем куплете (7) слова произносятся с высунутым вращающимся языком, болтающейся головой и выполняющими движения руками и ногами. “Эй, Макс, ты всё занят?” Скажи: да-да-да! (с подчеркнутым вздохом).

ОСОБЫЙ ЧЕЛОВЕК

Подобно футбольному кличу, эта очень короткая разминка может быть использована для быстрого подъема энтузиазма и вовлечения аудитории в работу. У нее есть дополнительный плюс: она утверждает девиз об уникальности, ценности и достоинстве каждой личности. Ведущий просит зал повторять слова за ним. Когда зал разучит слова, (это произойдет очень быстро), разминку можно варьировать, меняя громкость (от шёпота до крика), смещая ударения на разные слова или устраивая соревнование на громкость между мужской и женской частью, между сидящими слева и справа и т. д.

Я (зал повторяет: “Я…”)

ОСОБЫЙ (“особый…”)

И ДОСТОЙНЫЙ ЧЕЛОВЕК (“и достойный человек…”)

И ЗАСЛУЖИВАЮ (“и заслуживаю…”)

САМОГО ЛУЧШЕГО! (“самого лучшего!”)

ХЛОПАЕМ В ЛАДОШИ

Ритмичное похлопывание, которое очень популярно в качестве “заставки” для программы. Возможно, ведущему захочется перейти к ней с помощью стандартного вступления, например, с помощью обратного отсчета (“8, 7, 6, 5 …Хорошо”), или задав вопрос (“У вас все хорошо/ладно? Хорошо/ладно…).

“Хорошо, хорошо, (быстро) хорошо, хорошо, хорошо! Эй!

Хлопая в такт:

(не соприкасаясь ладонями) крича “Название программы” 1 (последний хлопок)

Ацим сусам

Эта игра-разминка звучит на польском языке и к тому же сопровождается движениями, за счет этого она очень интересна и занимательна. Играть лучше в кругу, где ведущий предлагает повторять за ним определенные слова и следующие движения.

Рынки на пшут (руки вытягиваются вперед с жестом «здорово» - четыре пальца сжаты в кулак, а большой вытянут вверх). Уперки до тыла (руки упираются до упора в локтях назад). Перш ту перед (грудь выдвинуть вперед). Зад ту зад (нижнюю часть тела выдвинуть назад). Коленки акёч (колени согнуть). Ножки як у чушки (ступни ног развернуть вовнутрь как у свинки). Ёнзык на броду (язык высунуть на подбородок).

После каждого движения проговариваются следующие слова: «Ацим-сусам-ацим-сусам-ацим-сусам-хоп» (туда-сюда-туда-сюда-туда-сюда-хоп), при этом вытянутые руки поворачиваются то в лево, то вправо, а на последнем «хоп», в прыжке все участники поворачиваются вправо и идут по кругу со словами: «Ля-ля-ля-ля, ля-ля-ля-ля, ля-ля-ля-ля-хоп» покачиваюсь из стороны в сторону. При слове «хоп», опять в прыжке все возвращаются в исходное состояние и повторяя предыдущие слова переходят к следующим. Например: «Рынки на пшут. Ацим-сусам-ацим-сусам-ацим-сусам-хоп. Ля-ля-ля-ля, ля-ля-ля-ля, ля-ля-ля-ля-хоп. Рынки на пшут. Уперки до тыла. Ацим-сусам… Рынки на пшут. Уперки до тыла. Перш ту перед…»

Младший возраст:

Название игры: «Я знаю пять имен девочек»

Цели и задачи: Развлечение

Правила :

По земле чеканят мячом (ладонью), при каждом ударе произнося очередное слово: «Я знаю 5 имен девочек (мальчиков, названий цветов, птиц и так до бесконечности): Маша - раз, Таня - два, Катя - три, „Соня - четыре, Ира - пять“, „Я знаю 5 ...“ Если игрок ошибается или делает долгую паузу, мяч переходит к другому игроку, когда мяч сделает круг и возвращается к игроку, игра для данного игрока возобновляется с того места, где он прервался (как это делается в „классиках“), при этом заранее лучше договориться в каком порядке будут называться предметы.

Название игры: «Темп»

Цели и задачи: Развлечение

Правила :

Участники встают в свободном порядке. По команде ведущего им нужно в течение 1 минуты коснуться 4-х деревьев (углов комнаты, предметов желтого цвета, деревянных предметов и т.д.) и 6-ти пар колен и 5-ти локтей. Кто первый заканчивает – издает победный клич индейцев. Эта игра быстро мобилизует энергию участников.

Название игры: «Слова »

Цели и задачи: Развлечение

Правила :

Средний возраст:

Название игры: «Используй предмет »

Цели и задачи: Развлечение

Правила :

Вожатый выбирает предмет и показывает его всем участникам. Задача участников по очереди придумывать способы применения этого предмета (желательно необычных способов). Например, воздушный шарик: можно использовать как емкость для воды, как напальчник или как мячик.

Название игры: «Японский театр »

Цели и задачи: Развлечение

Правила :

Игра основана на известной игре Камень-Ножницы-Бумага. Игроки делятся на две команды, и каждая команда выбирает одного из трех персонажей: Дракона, Принцессу или Самурая. Потом на счет три обе команды должны синхронно продемонстрировать движения, выбранного им героя. Принцесса должна сделать реверанс, Дракон зарычать, а самурай достать свой меч из ножен. Причем Дракон выигрывает у принцессы, т.к. похищает ее, принцесса выигрывает у самурая, т.к. охмуряет его, самурай убивает дракона и тем самым выигрывает у него.

Название игры: «Я никогда не…»

Цели и задачи: Развлечение

Правила :

Все садятся в круг и кладут руки на колени. Первый игрок говорит то, чего он никогда в жизни не делал. Например, он говорит: «Я никогда не летал на самолете». Если кто-то из игроков летал, то он подгибает один палец на руке. Затем говорит следующий игрок и т.д. по кругу. Побеждает тот, кто быстрее всех загнет все пальцы.



Старший возраст:

Название игры: «Кенгуру»

Цели и задачи: Развлечение

Правила :

Выбирается доброволец и уводится подальше от всех участников. Ведущий объясняет ему, что он должен будет изображать кенгуру жестами, мимикой и т.п. (но при этом ни произнося ни одного звука), так что бы все угадали кого он изображает. В это же время, помощник ведущего рассказывает всем остальным участникам, что сейчас игрок будет показывать кенгуру, но все должны притворятся, что они не понимают, что за животное он пытается изобразить. Надо называть любых других животных, но только не кенгуру.

Название игры: «Зоопарк»

Цели и задачи: Развлечение

Правила :

Эта игра - розыгрыш, но никто из игроков не должен знать, что его разыгрывают. Для игры необходимо не менее 12 человек. Все становятся в круг. В центре круга - ведущий. Все игроки держат друг друга под локти. Ведущий начинает игру следующими словами. "Сейчас мы будем играть в игру, которая называется "Зоопарк". Каждому из вас я сейчас на ухо шепну название какого-либо животного, которое вы не должны никому говорить. Затем, когда все получат название животных, я буду называть их в своем рассказе. Если вдруг выпадет название животного, которое кто-то получил, то этот игрок должен немедленно присесть и утянуть за собой двух соседних игроков, которых он держит сейчас под локти Задача же этих соседних игроков вовремя удержать его. Понятно?" Затем ведущий подходит к каждому и шепчет ему на ухо одно и то же, например, "гиппопотам".

Название игры: «Кресты-Паралели»

Цели и задачи: Развлечение

Правила :

Это игра-загадка. Вожатый говорит, что есть четыре положения: крест-параллель, параллель-крест, крест-крест, параллель-параллель. Нужно передать по очереди любому из играющих какой-то предмет и сказать одно такое положение, догадываясь об их значении. Ведущий же будет говорить верно или не верно было сказано. Разгадка: крест обозначает скрещение ноги, а параллель – рядом стоящие ноги. Соответственно, нужно сказать то положение, которое обозначило бы ноги говорящего и ноги того, кому говорят. Например, у меня ноги скрещены, а у соседа – нога на ногу, я говорю ему: крест – крест и передаю предмет.


Предварительный просмотр:

Двигательные игры-разминки.

Двигательные игры-разминки могут проводиться как в детском саду, так и в домашних условиях во время выполнения детьми заданий, предполагающих длительное нахождение тела в одном положении.

«Напряглись - расслабились».

В положении стоя или сидя ребенку предлагается напрячь все тело как можно сильнее, а через несколько секунд напряжение сбросить, расслабиться. Проделать то же самое с каждой частью тела (взрослый называет поочередно части тела, останавливаясь на каждом сегменте в отдельности - правая рука, шея, спина, живот, правая нога и т. д.).

«Упрямая шея».

Скрестить пальцы на затылке (локти в стороны), поднять голову, смотреть вверх. Руками стараться наклонить голову вперед, шея сопротивляется. Выполнить 3-5 раз. Аналогично ладони на лоб.

«Черепаха».

Ребенок имитирует медленные движения головы черепахи, которая то выглядывает из панциря (плечи опускаются, подбородок тянется вперед и вверх), то прячется в него (плечи поднимаются, подбородок - к груди), то крутит головой по сторонам.

«Волшебная мельница».

Ребенок представляет, что его руки - это лопасти волшебной мельницы, которые могут, складываясь и распрямляясь, вращаться в разные стороны. Все внимание на ощущениях в разминаемых суставах:

  • вращать прямую правую (левую) руку в плечевом суставе вперед, назад, направо, налево; обе руки в одном и противоположных направлениях (правая - вперед, левая - назад); поставить кисти к плечам и совершать такие же круговые движения;
  • вытянуть прямые руки в стороны, согнуть их в локтях и свободно раскачивать предплечья, затем вращать их по кругу; аналогично предыдущему - вращение рук в локтевых суставах (при этом плечи и кисти неподвижны);
  • вращать руки в лучезапястном суставе (руки вытянуты вперед, локти слегка согнуты. Плечи и предплечья неподвижны).

«Рисуем круги».

Сесть на стул. Поднять правую ногу и вращать в коленном (затем голеностопном) суставе направо, налево, представляя, что рисуем большие и маленькие круги. Аналогично - левой ногой; двумя ногами.

«Ладушки».

Эта игра одной из первых появляется в опыте любого ребенка. Если он с ней не знаком, научите его играть сначала в классическом варианте, но не только руками, но сидя - ногами. Затем усложните задачу:

  • Хлопок в ладоши, хлопок двумя руками с партнером (руки у обоих перекрещены), хлопок, хлопок с партнером «левая-правая», хлопок, хлопок с партнером «правая-левая». Далее задача усложняется, увеличивается число движений за счет соединения классического и данного вариантов. Аналогично - ногами.
  • «Кулак - ладонь»: руки ребенка все время повернуты ладонями друг к другу; хлопок в ладоши, хлопок кулака о ладонь, хлопок, хлопок ладони о кулак (поза меняется на противоположную). Играя в паре, ребенок после хлопка в ладоши хлопок «кулак-ладонь» делает с вами. В еще более сложном варианте - «кулак-ладонь» с партнером делается перекрещенными руками (впереди то левая, то правая рука).
  • «Ладушки» с разворотами ладоней: классический вариант, в котором хлопки с партнером осуществляются так, что одна ладонь ребенка смотрит вниз, а другая - вверх (ставят друг на друга ребрами).

«Зоопарк с хлопками» Все сидят в кругу. Тренер говорит: «Сейчас будет игра «Зоопарк» и каждому необходимо выбрать, кем он будет, каким животным, птицей или рыбой». Все участники по очереди говорят, кем они будут. Затем им дается инструкция. «Мы будем хлопать в ладоши. Два раза по коленям и два раза в воздухе. Хлопают все одновременно, а говорит кто-то один, тот, кто водит (сначала это обычно тренер). Хлопая в воздухе, одновременно два раза называем себя, то есть то животное, которым являемся. Хлопая по коленям, называем два раза любое животное, которое есть у нас в зоопарке. Соответственно, теперь говорит тот, кого назвали: два раза хлопая в воздухе, называет себя, и два раза хлопая по коленям, называет кого-то из зоопарка. Нельзя ошибаться: сбиваться с ритма, называть тех животных, которых нет, хлопать или говорить один раз. Ошибки наказываются: название животного меняется на звук, звук - на движение руками, движение руками - на движение ногами».

Модификация «Зоопарка» Инструкция к игре та же, но меняется наказание. Звук и движение не меняются друг на друга, а прибавляются друг к другу. То есть тому, кто ошибся три раза, приходится, когда его назвали, вместе со звуком делать еще движения руками и ногами.

«Ботанический сад» Все сидят в кругу Тренер говорит: «Сейчас будет игра «Ботанический сад» и каждому необходимо выбрать, кем он будет, каким растением (цветком, деревом, кустарником и т. пп.)». Все участники по очереди говорят, кем они будут. Затем им дается инструкция. «Эта игра с одним свободным стулом и вводящим в центре. Всем сидящим необходимо следить за стулом справа от вас. Когда он освобождается, то вам нужно быстро постучать по нему два раза и одновременно два раза назвать любое растение из нашего ботанического сада, но не себя. Тот, кого называют, должен просто сесть на тот стул, по которому постучали,«освободив, таким образом, <, свой стул. Водящий же должен успеть на только что освободившийся с стул сесть, пока по нему не постучали и не назвали растение. Если по нему постучали и сказали, то место считается занятым, и он водит дальше. Или водит ошибившийся. Ошибкой считается не успеть постучать или сказать, один раз постучать или один раз сказать».

«Зоопарк-2»» Можно играть как сидя, так и стоя. Каждый выбирает, каким животным он будет, и изображает это животное со звуками и жестами. Когда все по кругу показали, кем они будут, начинается игра: кто-то первый показывает себя и сразу же кого-то другого. Тот, в свою очередь, показываем себя и еще кого-то и т.д. В этой игре ошибки не наказываются, но если проводить ее во второй и последующие дни тренинга, то она проходит очень весело.

«Стая» Все встают в круг, и тренер по кругу на ухо каждому говорит, каким он будет животным. Лучше выбирать животных одного вида, например, только птиц или только кошачьих и т. п. Количество животных подбирается в зависимости от числа участников. Хорошо, когда в одной стае три-четыре человека, соответственно, если в группе девять человек, то получится три стаи и три вида животных, а если 11-12, то четыре стаи и та д. Далее дается задание для участников: без слов, без звуков все должны невербально (то есть ее помощью жестов) показать себя, то есть то о животное, которое назвал «г ему тренер, и одновременно найти свою синю. Например, тренер идет по кругу и говорит на ухо участникам: «Ты - утка, ты - курица, ты - орел, а ты - ворона». А потом сначала - утка, курица, орел, ворона- и так до конца круга. Затем дается команда к началу игры. Так как все с крыльями, то сначала собираются в одну стаю. А затем начинают Е видеть отличия и переходить от одной стаи к другой. Когда все разобрались, то можно спросить, кто есть кто, и бывает забавно, когда орел попал к курицам или что-то подобное.

«Зоопарк просыпается» Все встают в круг. Один выходит в центр и показывает какое-нибудь животное. Животное нужно изображать просыпающимся. А остальные за ним повторяют. В центр круга выходят все по очереди. Эту разминку лучше проводить во второй и последующие дни.

«Путанка» Все встают в круг. Тренер дает задание: «Закройте глаза». Ждет, когда все закроют глаза, затем говорит: «Поднимите руки вверх под углом 45 градусов и идите в центр круга навстречу друг другу». Затем: «Найдите и возьмите в каждую свою руку - руку другого». Тренер ждет, пока участники выполняют задание, иногда помогает им найти руки. В результате получается запутанная масса людей. А затем следует последняя команда: «Не размыкая рук, не открывая глаз и не говоря ни слова, надо распутаться, то есть встать в ровный круг, держась за руки». Эту разминку можно проводить и в первый день.

«Найди свою пару» Все встают в круг. Тренер дает задание: «Сейчас опустите головы вниз. Как только я начну считать до трех, то на счет «раз» вы должны будете поднять голову и взглядом найти себе пару, а на счет «три» одновременно показать руками друг на друга». Тренер играет, если в группе нечетное количество игроков. Если пары не совпали, то можно повторить еще раз. Если все пары совпали, то можно попросить закрыть глаза, обернуться вокруг себя три раза и найти свою пару, не открывая глаз.

«Найди свою пару-2» Для игры понадобятся повязки та глаза. Выбираются две-три играющие пары. Остальные участники встают в круг и берутся за руки. Играющим парам завязывают глаза, разводят по внешней границе круга и крутят вокруг своей оси. Их задача - по команде тренера найти свою пару. Для этого они могут звать друг друга, произнося лишь имя своей партнера.

«Построиться по росту» Все встают в круг, закрывают глаза, затем по команде тренера делают три поворота вокруг себя. Затем тренер дает команду: «Не открывая глаз, не разговаривая, без звуков надо построиться по росту». Можно усложнить задачу - построиться в две группы. Тренер играет по желанию.

«Жмурки» Одному участнику (водящему) завязывают глаза. Поймав человека, водящий должен назвать его, описать его одежду.

«Жмурки наоборот» Повязки на глаза завязываются всем, кроме одного. Все стоят, потом ловят человека без повязки. Тот, кто поймал, отдает ему свою повязку и игра продолжается.

«Необычная эстафета» Участники делятся на две команды. По команде тренера участники должны выполнять следующие задания: -бежать треугольником! Но не по треугольнику, а именно треугольником. Как бегают треугольники? -теперь, в другую сторону, побежали пунктиром; -побежали квадратиками; -в косую линеечку; -столбиком; -всмятку и т. п. Не надо смотреть по сторонам - здесь нет единственно правильного решения. Каждый сам решает, как бежать.

«Завязать узел» Для данной игры нужна веревка длиной 2-3 м. Все встают в шеренгу и берутся за веревку двумя руками, равномерно распределяясь по ней. Задача - завязать на веревке узел ровно посередине, но при этом отрывать от веревки рук или перемещать их по веревке нельзя.

«Квадрат» Для игры нужна веревка длиной 3-4 м, завязанная в кольцо. Все встают в круг и берутся двумя руками за веревку, равномерно распределяясь по ней. Тренер дает команду закрыть глаза и затем встать так, чтобы получился квадрат, треугольник, ромб. При построении фигур можно разговаривать, но глаза открывать нельзя.

«Пересядьте те, кто...» Все сидят в кругу, в центре один водящий (сначала это всегда тренер). Лишний стул убирается, а стоящий в центре круга говорит: «А сейчас пересядут все те, кто... » и задается условие, относящееся к большинству сидящих. Например: пили сегодня кофе, ехали в метро, в черной обуви и т. п. Все участники, к которым подходит этот признак, должны быстро встать и пересесть на другое освободившееся место. Нельзя оставаться на месте, если это к вам относится, нельзя садиться на места справа и слева. Водящий занимает первое освободившееся место. Тот, кто остался без места, становится водящим -и он задает следующее условие и т. д.

«Смена одежды» Один участник выходит за дверь. Остальные участники группы меняются частями одежды. Вошедший должен определить, у кого что не свое, и водворить вещь на хозяина. Вариант игры: один участник также выходит за дверь, а оставшиеся делятся на две половины по какому-либо признаку. Вошедший должен определить признак, по которому произошло разделение.

«Спираль» Группа делится на две команды. Каждой команде дается задание: встать в соседние углы комнаты в шеренгу, взявшись за руки, завернуться в тугую спираль и затем пройти по диагонали в противоположный угол и обратно, кто быстрее. Задания выполняются последовательно.

«Имя» Назвать себя уменьшительно-ласкательным именем. Каждый по очереди выходит в круг и называет себя ласковыми именами. Все остальные повторяют эти имена за ним. С такой разминки хорошо начинать новый день тренинга.

«Покачать» Правила этой игры сначала нужно рассказать, а участвовать в ней игроки будут по желанию. Участники встают в очень тесный круг. Один участник (по желанию) встает в центр, закрывает глаза и падает назад или вперед на подставленные руки стоящих по кругу. Группа аккуратно качает его из стороны в сторону по кругу. Человек в центре должен стоять расслабившись и не сгибать ноги в коленях. Затем в центр встает другой желающий и т. д.

«Голова великана» Выбирается ведущий, остальные участники «играют» «голову великана». Для этого роли надо распределить следующим образом: один играет роль левого глаза, другой - правого, третий - носа, четвертый -уха и т. д. Затем надо скомпоновать такую мизансцену, чтобы образовалась фигура, напоминающая «голову великана». Если участников много, то имеет смысл дать кому-нибудь роли левой и правой рук. Перед «головой» становится ведущий и проделывает самые простые манипуляции. Например, он может подмигнуть, потом зевнуть, чихнуть, почесать ухо и т. д. «Голова великана» должна в точности воспроизвести все эти простейшие действия. Можно выполнять упражнение в несколько замедленном темпе.

«Ручеек» Необходимо нечетное число участников, поэтому при необходимости тренер тоже играет. Участники становятся парами друг за другом, берутся за руки и поднимают сомкнутые руки вверх. Получается проход. Водящий проходит по проходу с закрытыми глазами и, беря кого-либо за руку, уводит его с собой. Пройдя до конца, они образуют пару и встают в конце за всеми. Участник, оставшийся без пары, водит.

«Скала» Все участники, изображая «скалу», встают в одну линию очень плотно, держась друг за друга. Ступни - как выступы на «скале». Каждый проходит по очереди «по краю пропасти, держась за скалу» и встает в конец линии. Проходить вдоль пропасти нужно ступая вплотную к ступням, поэтому у участников и возникает необходимость держаться за других.

«Поздороваться с комплиментом» Хорошая игра для начала второго дня тренинга. Инструкция для участников: «Сейчас вы все встанете и будете здороваться друг с другом. Каждый должен будет поздороваться с каждым. Но здороваться не просто так, а с комплиментом. Лучше с необычным комплиментом. Но комплимент вы придумываете только для первого человека, который будет с вами здороваться. Дальше вы выслушиваете комплимент, который сказали вам, запоминаете его и, здороваясь со следующим, говорите ему этот комплимент. Затем опять выслушиваете комплимент, который говорят вам, и опять передаете его следующему. И так - пока не поздороваетесь с каждым в группе. Таким образом вам может вернуться ваш же комплимент». Бывает очень смешно, когда мужчинам достается женский комплимент и наоборот.

«Поздороваться с комплиментом-2» Эту игру лучше давать в последний день тренинга. Все участники должны встать и здороваться друг с другом, говоря при этом каждому комплимент или пожелание. Но для каждого участника нужно придумать свой комплимент или пожелание. Таким образом, если, например, в группе 12 человек, то каждый должен будет придумать 12 комплиментов или пожеланий.

«Поздороваться без слов» Каждый должен будет поздороваться с каждым, но не с помощью слов, а посредством каких-нибудь оригинальных или необычных приветственных жестов, но без физического контакта.

Поздороваться без слов-2» Инструкция та же, но поздороваться так, чтобы был физический контакт.

«Физзарядка» Один участник показывает какое-нибудь движение, а все остальные повторяют его четыре раза. И так каждый по кругу показывает движение, которое все опять повторяют. Можно делать это упражнение в движении по кругу.

«Передача чувства по кругу» Все встают в круг и закрывают глаза. Первый, кто начинает, открывает глаза и невербальным способом с помощью прикосновения передает второму какое-нибудь чувство. Затем закрывает глаза. Тот, кому передали, открывает глаза, передает третьему, что он почувствовал, и затем закрывает глаза. Третий - четвертому, и т. д. Потом все высказываются в обратном порядке, какое чувство они передавали.

«Передача по кругу воображаемого предмета» Все сидят в кругу. Первый придумывает предмет, показывает его руками (не называет), что-то с ним так же невербально делает и передает соседу. Тот должен взять и что-то с этим предметом сделать, а затем передать дальше. Так все играют, пока предмет не передадут тому, кто начинал. Затем в обратном порядке все говорят, что они получили и что передали. Повторять движения нельзя.

«Передача движения по кругу» Все участники встают в круг и одновременно по команде тренера Начинают показывать какое-либо движение (физическое упражнение). Сделав его четыре раза, показывают движение соседа слева тоже четы-Ре раза. Соответственно, сосед слева тоже уже делает движение другого. Поэтому, повторив одно движение, через четыре раза нужно ПОВТОРЯТЬ уже следующее движение. И так до тех пор, пока к каждому не вернется его же движение. Темп можно ускорять.

«Летает - не летает» Все встают в круг. Тренер дает инструкцию: «Я буду называть разные предметы или животных. Если я назову что-нибудь летающее, например, самолет или воробей, то вы должны, поднять руки, а если не летающее, то не поднимать». Через какое-то время ошибившихся можно выводить из игры и играть до победителя.

«Карлики и великаны» Все встают в круг. Тренер дает инструкцию: «Я буду говорить два слова - или «карлики» или «великаны». Если я скажу «карлики», то вы все должны сесть на корточки, а если «великаны», то встать». Тренер может намеренно подавать неправильные команды, например: «Кастрюли! Валенки! Ворота!» и т. п. Через какое-то время ошибившихся можно выводить из игры и играть до победителя.

«Запретный плод» На середину комнаты ставится стул. Вся группа встает с любой стороны стула. Стул в центре обозначает запретный плод. Каждый участник по очереди должен подойти к стулу и пантомимой показать, что он с ним будет делать, как с запретным плодом.

«Гомеостат на пальцах (выбрасывание пальцев)» Все сидят в круге и по команде тренера выбрасывают какое-нибудь количество пальцев. Выбрасывание происходит на счет (один, два, три, четыре...). Задача группы - выбросить одинаковое количество пальцев, не договариваясь.

«Шишки, желуди, орехи» Все участники разбиваются на тройки. Один называется шишкой, второй - желудем, третий - орехом. Водящий, стоя между тройками, громко называет одно из трех, например: «Шишка». Все играющие, названные шишками, должны поменяться местами, а водящий стремится встать на любое освободившееся место. Если ему это удается, то игрок, оставшийся без места, становится водящим. Если водящий скажет: «Желуди!» - меняются местами те в тройках, кто является желудем. Если: «Орехи!» - меняются местами «орехи» . Когда игра освоена, водящему можно вызывать двух игроков в тройках, например: «Шишки! Орехи!» Вызванные также должны поменяться местами. А можно сказать: «Корзина». Тогда все игроки в тройках должны поменяться местами с игроками из других троек. Нельзя вызванным оставаться на месте, не перебегая в какую-нибудь другую тройку. Такой игрок идет водить.

«Пустое место» Все встают в круг. Выбирается водящий, который бежит по кругу (с внешней стороны) и дотрагивается до одного из игроков. После этого он бежит в обратную сторону по кругу, а тот, кто вызван на соревнование, устремляется ему навстречу. Встретившись, они должны поприветствовать друг друга, пожав друг другу руки. После этого, продолжая бег, они стремятся занять свободное место в кругу. Кто прибежит вторым - остается водить.

«Я самая красивая» довариваясь, встать лицом в одну сторону. Счет может дойти и до и т. д. Это упражнение помогает усилить сплоченность в группе. Для данной разминки необходимо два сарафана (или передника) и Две косынки. Участники разбиваются на две команды. Каждая стоит на старте шеренгой, в затылок друг другу. Впереди команд на расстоянии 8-10 метров ставятся стулья, на них кладут по сарафану и косынке. По сигналу тренера первый участник команды подбегает к стулу, надевает сарафан, повязывает косынку и громко говорит: «Я самая красивая». Затем снимает с себя сарафан и косынку, кладет их на стул и возвращается за стартовую линию. За ним следующий участник проплывает то же самое.

« Мостик-диагностик » На полу мелом рисуется «доска» шириной 5 см и длиной 3 м (если есть, то можно положить настоящую доску). Группа делится на две части. Первая пара - один участник из первой группы, другой из второй группы - встают на противоположные концы доски и идут навстречу друг другу. Их задача - разойтись друг с другом, не сходя с доски и не двигаясь назад. Затем вторая пара и так до конца. Эту разминку лучше делать во второй и последующие дни, когда группа уже «раскручена».

«Рассмешить» Все встают в круг и замирают в спокойной позе. Водящий ходит по кругу и пытается рассмешить стоящих любым способом (гримасами, жестами и т. д.) Нельзя только человека трогать и тем более щекотать. Тот, кто рассмеялся, водит сам. Вариант этой разминки - засмеявшиеся присоединяются к ведущему и «расколдовывают» остальных.

«Рассмешить-2» Все встают в круг. Ведущий берет своего соседа, например, за нос. Все остальные по кругу должны сделать то же самое по очереди. Когда круг замкнулся, ведущий снова берет соседа теперь уже за ухо, волосы, коленку и т. д. Задача всех участников - не рассмеяться. Те, кто засмеялся, - выбывают. Игра идет до тех пор, пока не останется один победитель.

«Кто кого перехлопает / перетопает» Группа делится на две части. Все начинают одновременно топать или хлопать. Выигрывает тот, кто захлопал или затопал громче.

«Составление рассказа» Все сидят в кругу. Первый участник говорит одно предложение. С дующий повторяет предыдущее предложение и добавляет свое. Мо но задавать тему рассказа («Детектив», «Человеческая близость», и т. д.). Эту разминку можно проводить с мячом. Первый человек говорит первое предложение и бросает кому-либо мяч; поймавший мяч повторяет предыдущее предложение и, добавляя свое, бросает мяч дальше.

«Создание рисунка по кругу» Все сидят в кругу. У каждого участника чистый лист бумаги и ручка. За одну минуту все что-нибудь рисуют на своих листах. Далее передают свои листы соседу справа. Дорисовывают что-нибудь за одну минуту и опять передают соседу справа. Игра идет, пока лист не вернется к хозяину.

«Баржа» Игра с мячом. Все встают в круг. Тот участник, у которого в руках находится мяч, начинает игру словами: «Плывет к нам баржа и везет...». Нужно назвать предмет на какую-то конкретную букву (например «б») и кинуть мяч кому-нибудь из круга. И так каждый по кругу повторяет фразу, говорит свое слово на букву «б» и кидает мяч. Можно играть и без мяча. Тогда фразу и предмет произносят по кругу.

«Комплимент, пожелание, вопрос с мячом» Все сидят или стоят в кругу. Тот, кто начинает, говорит какой-либо комплимент, пожелание или задает вопрос конкретно кому-нибудь из участников и бросает ему мяч. Поймавший также должен кинуть кому-нибудь мяч, одновременно говоря комплимент или пожелание. Если был задан вопрос, то сначала надо ответить на вопрос, затем задать свой вопрос и кинуть мяч тому, кого спрашиваешь. Кидать мяч можно только тому, кто еще не участвовал.

«Выйти из круга» Группа делится пополам. От каждой подгруппы выбирается один Доброволец. Оба выходят за дверь. Оставшиеся встают в два отдельных "Фуга, держась за руки. Им дается следующая инструкция: «Сейчас в Центр каждого круга встанет участник из другого круга. Его задача выйти из круга любыми способами, но только без слов. Ваша задача пропустить только в том случае, если хорошо, вежливо попросят». Инструкция для тех, кто за дверью: «Сейчас вы войдете и увидите, что ваши команды стоят каждая в своем круге. Вы должны войти в центр круга другой команды. Ваша задача - любым способом выйти из круга и вернуться в свой круг, но при этом, не говоря не слова». Смысл: попросить жестами пропустить в свой круг.

«Слепой и поводырь» Все встают в пары. Если участников нечетное число, то один не играет или встает в пару с тренером. В парах договариваются, кто первый, кто второй. Второй номер закрывает глаза. Первый ведет напарника за собой туда, куда ведет тренер. Переговариваться нельзя. Взаимодействие в парах только через руку. В конце можно сделать препятствие - тренер со своим напарником перекрывают дверной проем руками. На обсуждении можно задать несколько вопросов: как вас вели? как преодолевали препятствие? было ли желание попросить о чем-то?

«Рисунок вдвоем» Все садятся в парах близко друг к другу. Один лист и одна ручка на двоих. Тренер просит, чтобы молча, за 10 секунд каждый придумал, какой рисунок он будет рисовать. Затем одновременно, держась за одну ручку, оба в паре рисуют свои рисунки. В конце, не договариваясь, подписывают то, что получилось (нужно написать название одновременно). При обсуждении рисунки кладутся в круг, на пол.

«Лилипуты и великаны» Группа делится на две части. Одни будут «великанами», а другие «лилипутами». Рост «лилипутов» 10 сантиметров, а рост «великанов» -3 метра. Группам дается следующая инструкция: «Сейчас вы должны договориться внутри каждой группы, как, по вашему мнению, должно делиться пространство комнаты, в которой мы сейчас находимся, между «великанами» и «лилипутами». А также продумать, как вы будете об этом договариваться с другой группой, потому что через пять минут У вас переговоры». Смысл: зачем что-нибудь делить?

« Самокат-самолет » Соревнование в парах. Говорить можно только эти два слова - «самолет» или «самокат». Оба участника говорят одновременно. человек работает на согласование, другой - на рассогласование. Проговаривая одно из слов одновременно, разыгрывают очки. Каждый раз - очко выигравшему. То есть если слова совпали - то очко тому, кто работает на согласование, и наоборот. Игра идет до одиннадцати очков. Потом надо поменяться ролями иди устроить соревнование по олимпийской системе (выигравшие в парах соревнуются между собой и так до последнего победителя).

«Подпрыгивания на 3» Стоя в кругу, группа считает от 1 до... Каждый по очереди называет очередное возрастающее число. Вместо числа, включающего 3, или делящегося на 3, нужно подпрыгнуть. Через какое-то время тех, кто ошибся, можно исключать. И так до победителя.

«Почетный гость» Доброволец садится на стул в середине круга - это «почетный гость». Каждый участник должен его невербально поприветствовать. Остальных можно разделить на две подгруппы, тогда приветствия поступают по очереди из одной и из другой подгруппы.

«Жизненное препятствие» Аналогична игре «Запретный плод». На середину комнаты ставится стул. Вся группа встает с любой стороны стула. Стул в центре обозначает «жизненное препятствие». Каждый участник по очереди должен подойти к стулу и пантомимой показать, что он с ним будет делать и как он будет его преодолевать.

«Муха» Все сидят в кругу. Тренер дает инструкцию: «Сейчас мы будем гонять «муху» по воображаемому квадрату из девяти клеток (3x3). Сначала она находится в центре. Перемещать можно на одну клетку (вправо, влево, вверх, вниз). Нельзя вылезать за границы квадрата. Надо удержать «муху» в течение трех минут. Два варианта - с образцом перед базами и без. Ходы делаются по очереди по кругу.

«Пианино» Все садятся в круг как можно ближе друг к другу. Правую руку кладут на колено соседа справа, а левую на колено соседа слева. Хлопать по кругу по очереди, изображая проигрывание гаммы. Не стоит делать в первый день.

«Чемодан» Существует множество различных вариантов игры. Здесь предлагается следующий вариант. Каждый раз кто-нибудь из участников, по очереди, выходит за дверь. Ему нужно собрать «чемодан» качеств. Оставшиеся участники группы решают, какие качества они ему положат в «чемодан» (по два каждому участнику: одно, которое ему помогает, другое - мешает). Тренер, в свою очередь, следит за тем, чтобы не было каких-нибудь очень плохих качеств и мягко корректирует, предлагая более легкий альтернативный вариант. Тренер тоже может поучаствовать и выйти за дверь последним. Этой игрой хорошо заканчивать тренинг.

«Конверты с именами» За день до окончания тренинга тренер кладет где-нибудь (на столе, на подоконнике и т. п.) конверты с именами участников. Каждый участник пишет пожелания остальным (обязательно каждому) и вкладывает в конверты. Тренер проверяет, чтобы количество пожеланий в конвертах совпадало с числом участников, потом запечатывает их и вручает тому, кому они адресованы.

«Атомы и молекулы» Все встают в круг. Тренер дает инструкцию: «Стулья, стоящие по кругу, обозначают стенки емкости. Все участники внутри круга - «атомы». А «атомы» все время двигаются, сталкиваются и объединяются в молекулы. Двигаются «атомы» в зависимости от температуры. Низкая температура - медленнее, а высокая - быстрее. По моей команде вы начнете двигаться и сталкиваться, а когда я буду называть цифру, то объединяться в группы («молекулы») с тем числом человек, которое Я назову. Затем разъединяетесь, опять двигаетесь и объединитесь». Начинать объединять в группы можно с двух-трех человек, а закончить сбором всех в одну группу. Эта игра хорошо снимает агрессивность, например, после «Конференции».

«Бинокль» Для данной игры потребуются веревка длиной 5-6 метров и бинокль. Веревка кладется на пол, но не в виде прямой линии, а как-нибудь извилисто. Задача каждого участника - пройти по веревке, стараясь попадать на нее ногами, при этом смотря на нее в бинокль с той стороны, чтобы предметы уменьшались.


Нажимая кнопку, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности и правилами сайта, изложенными в пользовательском соглашении