Спортивный портал - Nutsfitness

Валентин Плохой. Подготовка юных биатлонистов

Весна и лето — традиционное время свадеб в зимних видах спорта. В любое другое время спортсменам просто не до того. Среди биатлонных новобрачных этого лета — лидер мужской сборной России . Олимпийский чемпион в эстафете показал себя человеком, не чуждым красивых широких жестов.

Предложение своей возлюбленной Луизе Сабитовой Шипулин сделал в кинотеатре на глазах у многочисленных зрителей. Запомнилась и сама свадьба с роскошным нарядом невесты и 7-часовым торжеством в 100-метровом тенте на берегу озера в Екатеринбурге, ради которого перекрыли часть территории городской зоны отдыха. Дату свадьбы держали в секрете, а часть гостей узнала точное место лишь накануне церемонии.

Однако после того, как свадьба состоялась, Шипулин сам поделился с прессой и поклонниками деталями церемонии и быстро обнародовал фото. Видимо, решил, что так проще будет избежать слухов и домыслов, которые неизбежны в подобных случаях. Медовый месяц пара провела на тренировочном сборе в Белоруссии.

Это не единственное радостное событие в большой биатлонной семье Шипулиных: у сестры Антона двукратной олимпийской чемпионки Анастасии Кузьминой в середине июля родился второй ребенок — дочь Оливия.


Итальянка Доротея Вирер, одна из самых эффектных биатлонисток мира на сегодняшний день, сочеталась браком со своим давним возлюбленным Стефано Коррадини, который сделал ей предложение на Олимпиаде-2014 в Сочи. Как и многие биатлонные свадьбы, это торжество не обошлось без специфических деталей: так, из церкви молодожены вышли через арку из лыж, выстроенную гостями. В отличие от Шипулина Вирер решила не смешивать работу с личной жизнью и пропустила следующий за свадьбой тренировочный сбор — тренерский штаб сборной Италии посчитал медовый месяц достаточно уважительной причиной.

Кстати, свое платье с асимметричным подолом биатлонистка затем выставила на аукцион, чтобы направить вырученные средства детям пострадавшего от землетрясения Непала.

В начале июля замуж вышла и Екатерина Глазырина. Избранником призера этапов Кубка мира стал детский тренер по имени Антон. Биатлонистка пропустит предстоящий сезон, поскольку осенью готовится стать мамой. После рождения ребенка Глазырина собирается возобновить карьеру.

Расслабляются

По ходу соревновательного сезона умные спортсмены обычно тщательно берегут себя. Никаких экстремальных развлечений или потенциально травмоопасных занятий. Некоторые, как Оле Эйнар Бьорндален, даже не пожимают руки посторонним людям, опасаясь инфекции. Но отпуск и межсезонье — редкий шанс отвлечься и позволить себе попробовать что-то новое.

Екатерина Юрлова отдала даль горному туризму и скалолазанию.

Симон Фуркад попробовал модный вейкборд.

Впрочем, не стоит думать, что все лыжники и биатлонисты — сплошные экстремалы. Есть у них и тихие, мирные хобби вроде рыбалки.

Развлекают болельщиков

Межсезонье дает отличную возможность открыть для себя спортивных кумиров с неожиданной стороны. Например, увидеть, что не все они так серьезны, как можно подумать по ходу сезона. Вот обычно такая серьезная Кайса Макарайнен делает «ласточку» на роликах вместе с Мириам Гесснер.

На случай, если вы раньше видели представителей зимних видов спорта только в комбинезонах унисекс: социальные сети лыжников и биатлонистов летом вполне могут составить конкуренцию фильму «Супер Майк» и его идущему сейчас в российском прокате продолжению.

Мужская сборная России по лыжным гонкам:

У девушек тоже можно найти немало эффектных кадров. Вот, например, немецкая биатлонистка Мириам Гесснер:

А это Кайса Макарайнен...

Норвежская лыжница Тереза Йохауг:

Доротея Вирер:

Тренируются

В циклических видах спорта лето — время, когда закладывается база на весь сезон. Как потренируешься сейчас, так и будешь бегать зимой. Когда соревнования идут почти каждую неделю, как это происходит в лыжах и биатлоне, времени что-то исправить, не пропуская гонок, уже практически нет.

Сегодня следить за этим процессом можно практически в режиме реального времени. Понятно, что большие тренировочные секреты никто не расскажет. Но в век социальных сетей спортсмены дают своим поклонникам беспрецедентную возможность заглянуть за кулисы и увидеть детали рабочего процесса.

Особенно радуют в этом смысле российские лыжники, с радостью выкладывающие у себя самые необычные для простого болельщика с дивана виды активности.

Никита Крюков против Алексея Петухова:

Тимбилдинг от мужской сборной Норвегии по биатлону. Знаменитые чемпионы в парном разряде теннисисты братья Брайан трепещут.

Чемпионка мира — 2015 Екатерина Юрлова снова работает в финском Контиолахти вместе с Кайсой Макарайнен. У девушек теплые дружеские отношения.

Порой не обходится и без серьезных происшествий. Француза Симона Фуркада во время велосипедной тренировки зацепила машина. Биатлонист получил множественные ссадины и ушибы.


К счастью, судя по всему, обошлось без серьезных повреждений, и французский биатлонист продолжил подготовку к сезону.

Неожиданные проблемы возникли у Дарьи Домрачевой: олимпийской чемпионке поставили диагноз «мононуклеоз», который несовместим с серьезными физическими нагрузками.


Сейчас героиня Олимпиады в Сочи отдыхает, не тренируется и поправляет здоровье. Дарья сообщила, что в случае необходимости готова пропустить сезон. Однако до этого может и не дойти.

В прошлом году то же заболевание было диагностировано у француза Мартена Фуркада. Лидер мужского биатлона не стал делать паузу в карьере, лишь несколько облегчил режим тренировок и, хотя по ходу сезона олимпийский чемпион выглядел не так мощно, как все привыкли за последние пару лет, все же оставил за собой победу в общем зачете Кубка мира. Пожелаем и Дарье отделаться как можно меньшими потерями.

Другие новости, материалы и статистику можно посмотреть на зимних видов спорта.

К старту биатлонного сезона Катя Кулиничева изучила тренировки Магдалены Нойнер, двукратной олимпийской чемпионки и двенадцатикратной чемпионки мира. Всё это - чтобы рассказать вам, как велит тренироваться главная звезда современного биатлона.

На её счету два олимпийских золота, три победы в общем зачёте Кубка мира и двенадцать наград высшей пробы с чемпионатов планеты. Её неоднократно признавали самой красивой биатлонисткой мира. Магдалена Нойнер и сегодня остаётся одной из главных звёзд своего вида спорта, несмотря на то, что завершила карьеру два с половиной года назад.

Но сама спортсменка всегда очень дорожила своим имиджем простой немецкой девчонки из маленького Вальгау, где всего 1 500 жителей. Даже её тренировки всегда были очень понятными и доступными (это не значит, что лёгкими!). Лена ходит на яхте или играет в гольф в основном на спонсорских мероприятиях, но сама всегда делала ставку на старый добрый комплекс упражнений для всего тела.

Нойнер всегда уделяла много внимания работе над корпусом: прессом, грудью, плечами и спиной. Лена с удовольствием выступала в качестве фитнес-модели и тренера в немецких медиа, а потом выпустила собственный DVD с нехитрым названием «Будь в форме с Магдаленой Нойнер» - совместно с известным тренером Микаэлой Шюссбауэр. Две часовые тренировки (кардио и комплекс для всех групп мышц) и несколько более коротких серий позволяют проработать всё тело и создать сильный и красивый мышечный корсет. С таким хоть на лыжню, хоть на пляж, хоть на фотосессию.

В числе любимых упражнений Нойнер - в стойке на боку с поднятой рукой и тренировки с фитболом: наклоны ног с зажатым между ними мячом, подъёмы корпуса из положения лёжа на животе, наклоны корпуса из положения стоя, отжимания и т. д.

Не менее важными Магдалена всегда считала упражнения на координацию и баланс. Без этих заимствований из йоги не обходится ни одна фирменная тренировка от «золотой Лены».

В 25 лет, устав от биатлона и шумихи вокруг собственной персоны, Нойнер завершила карьеру, не дождавшись Олимпиады в Сочи. Многие болельщики продолжают горевать по этому поводу до сих пор.

Время от времени Лена выезжает из Вальгау, чтобы снова «поработать звездой». Даже после завершения карьеры она остаётся одной из самых популярных спортсменок Германии. «Мне нравится, что имя Магдалены Нойнер до сих пор на слуху», - сказала она по этому поводу.

Нойнер мечтает со временем тренировать детей - но пока не до этого. Нужно растить собственную дочку, комментировать гонки для телевидения и отрабатывать спонсорские контракты.

Биатлонистке понадобилось около полугода, чтобы сбросить набранные за период беременности килограммы. Сама Магдалена уверяет, что для этого ей хватило работы по дому, ухода за ребёнком и долгих, по часу или по два, прогулок по окрестностям с коляской. Единственной специальной физической нагрузкой в первые месяцы после родов была йога раз в неделю.

Со временем Нойнер вернула в свой план тренировок пробежки и лыжные прогулки, на которые она берёт и дочку: Верена-Анна едет за мамой в специальных закрытых санках.

Если честно, я теперь встаю на лыжи реже, чем мне бы хотелось. Я бы с удовольствием чаще выходила на лыжню, но как-то не получается, - пожаловалась однажды Нойнер.

Годами не меняется и её любимый способ борьбы со стрессом. Нет, это не йога, не бокс и не хождение по горячим углям, как у великого Оле Эйнара Бьорндалена. Как и многие её коллеги-биатлонистки (в их числе, например, Кайса Мякяряйнен и Тора Бергер), Нойнер предпочитает… вязание. Ещё во время своих выступлений на Кубке мира Магдалена записывала обучающие ролики о подсчёте петель, вывязывании рядов и выборе клубков. После окончания спортивной карьеры Лена время от времени выступает как дизайнер и делает аксессуары для коллег-спортсменов.

Ещё один подарок своим многочисленным поклонникам Нойнер сделала, выпустив специальную программу тренировок «Будь в форме для зимнего спорта». Она рассчитана как на новичков, так и на продвинутых любителей беговых и горных лыж и сноуборда, и призвана помочь людям подготовить тело к зимнему отпуску на природе.

Пару Лене составил знаменитый немецкий горнолыжник Феликс Нойрейтер. Он дебютировал в элите в 18 лет, а сегодня на его счету более 10 побед в Кубке мира и более 30 подиумов, несколько медалей чемпионатов мира, в том числе золото, и три олимпиады.

Комплекс упражнений рассчитан минимум на четыре недели и включает в себя все те виды тренировок, которые так любит сама Магдалена: растяжка, баланс, выносливость и координация. Он поможет подготовить тело к активному отдыху и избежать глупых травм и проблем с мышцами, способных испортить отдых, а также доставит минимум неприятностей окружающим. Если в вас когда-нибудь врезалась на склоне потерявшая управление тётушка, вы поймёте, о чём мы.

Одновременно программа соответствует всем современным фитнес-трендам. Всё весело и под музыку. Много упражнений из единоборств, йоги, пилатеса, которые позволяют как следует проработать ноги и корпус и не заскучать в процессе. На первый взгляд всё совсем несложно и не страшно: короткие серии с несколькими повторами, прыжки, удары, бег на месте, имитация скакалки на прямых или полусогнутых ногах (те же движения, просто без инвентаря) и т. д. Не требуется крутого оборудования и навороченного спортзала. Все упражнения можно выполнять дома перед телевизором или монитором ноутбука. Похожую зарядку даёт, например, знаменитый тренер из Лос-Анджелеса

Уважаемые коллеги, в настоящее время научно-методическая литература по лыжным гонкам, двоеборью и биатлону содержится в разрозненных источниках. В данной связи имеет смысл в одном издании изложить основные аспекты подготовки молодых спортсменов в видах спорта, где есть лыжная гонка. В книге, выпущенной издательством "Спорт" (февраль 2016 года) , представлена позиция автора по подготовке юных лыжников и рассмотрена ключевая проблема двоеборья. Чтобы книга охватила все виды спорта, где присутствует лыжная гонка, было размещено обращение к пользователям сайта с предложением подготовить материал по тренировке молодых биатлонистов на правах соавторства. Поскольку по истечении более трех месяцев предложений не поступило, пришлось взяться за это дело самостоятельно. В результате изучения литературных источников получился материал, который войдет в новое издание книги отдельной главой. Не являясь специалистом по биатлону, рассмотрю ваши предложения/замечания. Условие соавторства сохраняется.

C уважением, Валентин Плохой.

Глава 12

12.1 Лыжная подготовка

Биатлон это сочетание лыжной гонки и стрельбы из винтовки. Зимний олимпийский вид спорта, в котором разыгрывается 11 комплектов наград. У мужчин это гонки на 10; 12,5; 20; 15 км и эстафета 4х7,5 км. У женщин это гонки на 7,5; 10; 15; 12,5 км и эстафета 4х6 км. Одиннадцатым видом является смешанная эстафета, в которой женщины бегут два этапа по 6 км и мужчины два этапа по 7,5 км. Диапазон времени преодоления соревновательных дистанций лучшими биатлонистами мира находится в пределах от 18 до 50 минут у мужчин и от 18 до 43 минут у женщин. Все мужские и женские дистанции находятся в пределах третьей смешанной аэробно-анаэробной зоны таблица 3.6 (здесь и далее таблицы см в книге «Подготовка юных лыжников-гонщиков» , В. Плохой 2016 г). Преимущественное энергообеспечение в ней происходит за счет мышечного гликогена, жиров и глюкозы крови. ЧСС в этой зоне составляет 180 плюс минус 10 сокращений в минуту. Скорость гонки поддерживается потреблением кислорода на уровне его максимальных возможностей. Доля аэробного компонента находится в пределах 85-90 % и анаэробного соответственно 10-15%.

Зависимость годовых объемов циклической нагрузки от длины соревновательной дистанции (рисунок 2.1) является ориентиром для определения ООЦН у биатлонистов. Из рисунка следует, что для подготовки биатлонистов к эстафете (7,5 км) следует ориентироваться на 6500 км циклической нагрузки в год. ООЦН в 7500 км в большей мере соответствует для подготовки к дистанции 20 км. Однако, на современном этапе развития биатлона спортсмены выступают на всех классических по длине дистанциях. И это оправдано, так как все они (дистанции) компактно уместились в пределах одной, третьей смешанной зоне энергообеспечения. В данной связи годовые объемы циклической нагрузки у мужчин, вероятно, следует ориентировать на промежуточную величину, составляющую около 7000 км в год. Используя аналогичный подход, взрослым биатлонисткам можно рекомендовать диапазон 5500 – 6000 км. Обозначенные годовые объемы для мужчин и женщин отражают только количественную сторону нагрузки. Качественная характеристика нагрузки заключается в ее распределении по зонам интенсивности. Информация по качеству нагрузки содержится в таблице 2.2. Разграничение лыжников гонщиков для подготовки к различным по длине дистанциям удачно совпало с диапазоном дистанций в биатлоне. Поэтому, в качестве ориентира женщины биатлонистки могут применять объемы в зонах интенсивности разработанных для ООЦН в 6000 км. Мужчинам следует брать за основу объемы по зонам интенсивности свойственных для ООЦН в 7000 км.

Теперь, когда определены величины нагрузки гоночной подготовки у взрослых биатлонистов, можно попытаться определить их для юных спортсменов. Однако, прежде необходимо уточнить возрастной диапазон элитных биатлонистов мира. Для этого с точностью 0,5 года вычислен возраст первых тридцати биатлонистов на дистанциях 20 и 10 км у мужчин участников олимпийских игр в Сочи. Оказалось, что их средний возраст составил 28,2 года. Дисперсия выборки (разброс, рассеивание), составила 3,4 года. Следовательно, 2/3 исследованного контингента располагаются в диапазоне 24,8 - 31,6 года. Тремя самыми молодыми биатлонистами оказались – Ё. Т. Боэ Норвегия 21 год, А. Пантов Казахстан 23 года, А. Логинов Россия 22 года.

Составляя стратегию подготовки молодых биатлонистов, следует учитывать, что возраст высших достижений в лыжных гонках и биатлоне совпадает полностью. Поэтому, достижение максимальных годовых объемов циклической нагрузки у юных биатлонистов следует ориентировать, как и у лыжников на возраст 23 года и более. В рассматриваемом аспекте лыжные гонки и биатлон «родные братья». В данной связи не следует изобретать велосипед и брать за основу подготовки юных биатлонистов возрастную динамику годовых объемов циклической нагрузки, разработанную для подготовки к дистанциям 10 – 15 км (таблица 2.3).

12.2 Стрелковая подготовка.

Анализ стрелковой составляющей биатлона на современном этапе его развития представлен в исследовании Р. А. Зубрилова (2013 г). Разработанная им структурная модель соревновательной деятельности состоит из четырёх компонентов обеспечивающих спортивный результат.

    Время кругов. Характеризует гоночный компонент соревновательной деятельности, вклад в результат 38,57-48,14 %. Этот показатель не учитывает время затраченное на преодоление стрельбища и штрафного круга, если он есть. Широкий диапазон влияния говорит о том, что посредственную функциональную подготовленность можно успешно компенсировать стрелковой подготовкой. Это также свидетельство того что прошло время когда влияние гоночного компонента на спортивный результат составляло 70%.

    Качество стрельбы. Вклад в результат в среднем 43,48%. Её взаимосвязь со скоростью стрельбы и временем преодоления стрельбища отсутствует. Следовательно нет смысла затягивать время стрельбы, чтобы улучшить её качество, приходит к заключению упомянутый автор. Взаимосвязь между качеством стрельбы и скоростью передвижения по дистанции либо отсутствует, либо существует обратная связь, т. е. чем быстрее бежит биатлонист, тем хуже он стреляет.

    Время стрельбы. Вклад в результат в среднем 11,05%. Современные скорострельные спортсмены в гонках с четырьмя огневыми рубежами укладываются в диапазон 1,31-1,33 мин. В спринте мужчины и женщины расходуют 0,44-0,45 мин. Основным резервом сокращения времени у большинства биатлонистов является время изготовки до первого выстрела.

    Время преодоления стрельбища. До недавнего времени этот показатель отдельно не учитывался и являлся составной частью функциональной подготовки. В данном случае рассматривается время преодоления стрельбища за вычетом времени стрельбы. Вклад в результат в среднем 1,99%. Имеется тесная корреляционная связь с временем кругов. Следовательно, быстро бегущие спортсмены с огневого рубежа уходят быстро. Диапазон проигрыша по данному показателю на четырёх рубежах от 12 до 17 секунд. Основным резервом сокращения времени преодоления стрельбища является не снижение скорости при подходе к огневому рубежу и быстрый уход с него

    Представленная структурная модель не является «жёсткой» так как каждый её компонент динамичен. Так например, время преодоления кругов и стрельбища зависят от длины дистанции, качества скольжения, сложности трассы и прочих факторов. Время стрельбы и её качество зависят от розы ветров, сложности подхода к стрельбищу, осадков, освещения и прочего. Величина вклада каждого показателя в результат варьирует в не большом диапазоне, но структурные связи между ними являясь константой сохраняются.

    Резюмируя, Р.А. Зубрилов полагает, что достичь высокого уровня спортивного мастерства можно акцентируя внимание на разных сторонах подготовки, компенсируя проигрыш в одной из них хорошими показателями в других.

В.И. Чудинов с соавторами (1978 г.) установил, средний возраст первых шести стрелков олимпийцев обеспечил им 64 место из 65. Их возраст составил 30,4 года. Старше стрелков оказались только конники мужчины - 34,8 года. Из всех разновидностей стрельбы ближе всего к биатлону находится стрельба из мелкокалиберной винтовки на 50 метров из трех положений (лежа, с колена, стоя). Для уточнения показанной информации, у первых двадцати участников Олимпийских игр 2012 года, в указанной разновидности стрельбы, был вычислен возраст, составивший 35,3 года. Дисперсия выборки 7,1 года. Это значит, что большая часть исследованного контингента располагается в диапазоне 28,2 - 42,4 года. Следовательно, диапазоны возраста высших достижений лыжников гонщиков и стрелков из мелкокалиберной винтовки в значительной мере совпадают, не смотря на то, что стрелки несколько старше лыжников. Данное обстоятельство позволяет предположить, что при достижении некоторого возраста (около 35 лет), снижение результативности у биатлонистов будет происходить за счет гоночного компонента. При этом более выраженной эта тенденция будет в коротких видах программы, так как быстрота и скоростно-силовые качества в этом возрасте находятся в состоянии регрессии.

Сложившаяся практика показывает, что биатлон начинается с лыжных гонок. В данной связи Ю.А. Каширцев (1982) отмечает, что лыжники гонщики в разном возрасте проявляют интерес к биатлону. При отборе необходимо проверить их возможности в стрельбе и, главное при сочетании стрельбы с физической нагрузкой. Отбор лыжников гонщиков в группу биатлонистов он рекомендует проводить весной и завершать после 8 – 10 занятий со стрельбой с передвижением на лыжах. При отборе и начальной подготовке обычно применяют пневматические винтовки. Обобщив накопленный опыт, указанный автор рекомендует трехступенчатую систему отбора для заинтересованных достаточно квалифицированных лыжников гонщиков. На первом этапе критерием отбора является наличие первого разряда по лыжным гонкам. На втором хорошая кучность стрельбы. На третьем этапе положительная динамика спортивных результатов в биатлоне в сочетании с кучностью стрельбы. Автор придает значение кучности, поскольку она свидетельствует о прочности навыка выстрела как следствие уравновешенности спортсмена.

Первые занятия с группой лыжников гонщиков начинающих биатлонистов теоретические. Спортсмены овладевают техникой прицеливания и стрельбы из исходных положений лежа и стоя. Стрельбу ведут с дистанций от 10 до 25 метров сериями 4х10 выстрелов. Интенсивность нагрузки подбирается таким образом, чтобы ЧСС перед стрельбой была 140 – 150 сокращений в минуту. Размеры мишеней необходимо подбирать с учетом средней величины кучности стрельбы.

Для овладения и закрепления прочного навыка в стрелковой подготовке Н. А. Спигин и В. И. Мелихов (1981 г.) предлагают следующие упражнения.

    Тренировка без патрона: с закрытыми глазами; на устойчивость винтовки; имитация процесса выстрела. 2. Тренировка с облегченной винтовкой. 3. Тренировка с 4 – 6 – кратным оптическим прицелом: имитация процесса выстрела; с изменением кратности; с патроном (на последнем этапе подготовки). 4. Тренировка с увеличенным натяжением спускового крючка. 5. Тренировка в стрельбе в спокойном состоянии. 6. Тренировка в стрельбе по уменьшенным мишеням. 7. Тренировка по отработке первого выстрела (эстафета, спринт): индивидуальная, групповая, дуэльная стрельба. 8. Участие в соревнованиях по стрельбе в упражнениях МВ – 5, МВ – 9, МВ – 11, пневматика. 9. Тренировка в стрельбе на время в спокойном состоянии (скорострельность) в сочетании с тренировкой в движении средней и слабой интенсивности (винтовка на рубеже). 10. Тренировка на фазе утомления после прохождения дистанций 10, 15, 18 км (50 – 100 выстрелов на скорострельность). 11. Комплексная тренировка, подходы на рубеж при пульсе 120 – 140 сокращений в минуту. 12. Комплексная тренировка, подходы на рубеж при пульсе 140 – 170 сокращений в минуту. 13. Комплексная тренировка, подходы на рубеж при пульсе 170-190 сокращений в минуту. Рассмотрим подробно каждое упражнение.

Тренировка без патрона. Отработка отдельных элементов и положений дает возможности биатлонисту понять, как правильно нажимать на спусковой крючок, выбрать удобное положение, выработать устойчивость винтовки и рациональные режимы дыхания. На тренировку без патрона ежедневно отводится 1–1,5 часа. Выбор положения зависит от степени подготовленности спортсмена.

Первые 20 минут биатлонист работает с закрытыми глазами, сосредоточив внимание на правильную обработку спускового крючка от первой фазы давления до последней. Вторые 20 минут биатлонист работает над устойчивостью винтовки под мишенью. Задача – удержать винтовку в течении 2–3 секунд не выходя за пределы мишени, без нажатия на спусковой крючок. Следующие 20 минут отводятся на выстрел полностью, внимание акцентируется на правильной изготовке, работе пальца, положении головы и дыхании. За одну тренировку можно отрабатывать два положения. В этом случае время на каждый элемент необходимо уменьшить, так как продолжительность занятий более 1,5 часа притупляет чувство мышц, принимающих участие в отработке каждого элемента.

Тренировка с облегчённой винтовкой. Для выработки более тонкой дифференциации навыка в стрельбе стоя необходимо в подготовительном периоде использовать пневматическое оружие. Вес винтовки не должен превышать 3,5–4 кг, а натяжение спуска должно быть таким же, как на основной винтовке спортсмена. Дистанция 10 – 13 метров, мишень ПВ – 8. Для тренировок используется автоматическая установка. На первых тренировках колебания пневматической винтовки будут значительно больше, чем при стрельбе из МК – 5,6 мм, так как легкую винтовку удержать под черным кругом значительно сложнее. В этот период в работе по удержанию винтовки участвует большая группа мышц (процесс концентрации), причем постоянно включаются в работу только те группы мышц, которые необходимы для выполнения прицельного выстрела (процесс стабилизации). После 30–40 тренировочных дней при переходе на малокалиберную винтовку весом 4,5–5 кг результаты в стрельбе значительно улучшаются.

Тренировка с оптическим прицелом. Большую помощь биатлонистам в выработке и закреплении правильных навыков оказывают оптические прицелы (4–6 кратные). Оптический прицел крепится на винтовке вместо диоптрического с помощью кронштейна. При шести кратном увеличении колебание мушки под мишенью увеличивается тоже в шесть раз. Задача спортсмена, постараться удержать винтовку и выстрелить в тот момент, когда колебания будут минимальными, затухающими. Следует обязательно сделать отметку выстрела, т. е. положения мушки после выстрела, для нахождения и исправления ошибки. Спортсмены тренируются только без патрона. На данном этапе, (15–30 дней), амплитуда колебания ствола винтовки значительная, и при работе с патроном спортсмен начинает резко обрабатывать спусковой крючок, что приводит к грубым ошибкам. Натяжение спускового крючка должно быть не менее 700 грамм. Занятия проводят на огневом рубеже 50, 55, 60 метров или в комнате (мишень уменьшают пропорционально расстоянию). Оптические прицелы можно применять в течение всего подготовительного и соревновательного периодов.

Тренировка с увеличенным натяжением спускового крючка. Чем меньше устойчивость, тем больше натяжение спускового крючка. В подготовительном периоде (май, сентябрь) натяжение должно составлять 0,8–1 килограмм. Это даёт возможность спортсмену контролировать работу пальца без срывов и прилагать усилия равномерно. Как только биатлонист добивается стабильного результата в стрельбе лёжа 95–96 и стоя 80–83 очка, по желанию спортсмена натяжение спуска можно немного ослабить, но не более чем на 200 грамм. Ближе к соревновательному периоду, но не менее чем за 7–10 дней до состязаний можно сделать натяжение спуска ещё легче. Конечное натяжение спускового крючка должно быть не менее 500 грамм, иначе в соревновательной обстановке могут быть срывы. Стрессовое состояние спортсмена, большая скорость на подходе к огневому рубежу, неблагоприятные погодные условия, сильный порывистый ветер, низкая температура, притупляют чувствительность пальца, поэтому при натяжении спускового крючка 200 – 300 грамм у спортсмена появляется боязнь промаха. Если приходится работать на «подсечке» спускового крючка, то, как правило, спортсмен не показывает хорошего результата. Правильная постановка техники выстрела, длительный процесс. Желательно, чтобы молодые биатлонисты работали с натяжением спускового крючка 800 – 900 грамм.

Тренировка в стрельбе на время в спокойном состоянии. Тренироваться на время можно начинать только после того, как биатлонист добьётся хорошей стабильной стрельбы в спокойном состоянии в двух положениях, лежа 93 – 96, стоя 80 – 85 очков. Если при стрельбе на скорость появляются отрывы в минутный штраф, то этот метод тренировки необходимо перенести на следующий этап подготовки.

В первой тренировке спортсмен делает по 5 выстрелов из положения лежа за 1 минуту и стоя за 50 секунд. Постепенно время на стрельбу сокращается. Как только спортсмены выполняют контрольные нормативы, время стрельбы сокращается до 40, 30, 20 секунд. В среднем за тренировку можно сделать 50 – 75 выстрелов из каждого положения. В этот период спортсмен должен избегать продолжительного прицеливания, следить за чётким ритмом стрельбы и правильной работой пальцев. Чтобы тренировочный процесс был более эмоционален, проводят контрольные стрельбы на «карандаш» между двумя группами или отдельными спортсменами, на скорострельность по времени с учётом результатов, ведя подсчет штрафных минут или количества очков по мишени №7 или установкам. В группе необходимо регистрировать рекорды и ставить цель их повышения.

Тренировка в стрельбе по уменьшенным мишеням. Такая тренировка проводится для усложнения стрельбы. В этом варианте от спортсмена требуется больше собранности, внимания, четкого контроля за мушкой. Упражнение выполняют или по обычной мишени №7, или по уменьшенной на один габарит, что будет соответствовать расстоянию 55 метров.

Тренировка по отработке первого выстрела (эстафета, спринт). Самым зрелищным видом программы является эстафета. Успех команды зависит от мастерства каждого спортсмена. Хорошая стабильная стрельба залог победы, а для этого необходимо отработать следующие компоненты: быстрый подход и изготовку, отметку первого выстрела, ведение стрельбы в быстром ритме. Отработка первого выстрела происходит следующим образом. Намечают круг длиной от 30 до 100 метров, в зависимости от функционального состояния спортсменов на данный период. Стрельба ведется по эстафетным щитам с 5 мишенями, если нет установок (тренер работает с трубой). Спортсменам выдают по одному патрону, c заданием поразить мишень одним выстрелом. Если спортсмен справляется с заданием, ему дают ещё один патрон, и так до 5 выстрелов. Если не справляется, то продолжает работать над первым выстрелом. Отработать необходимо оба положения, 40% времени лёжа, 60% стоя. В дальнейшем можно проводить обратный вариант, за 5 выбитых мишеней даётся 5 патронов, за 4, 4 патрона и так далее. Сначала время стрельбы не ограничивается, но по мере освоения навыка сокращается до минимума. Проверкой навыка служит командная стрельба на время. В этот период подготовки необходимо обращать особое внимание на быстрый подход к рубежу, правильную изготовку, отметку каждого выстрела и переход с мишени на мишень.

В отработке элементов эстафеты большую помощь может оказать дуэльная стрельба. Однако следует помнить, что к выполнению упражнений на скорострельность следует приступать после достаточно прочного овладения элементами техники стрельбы. Дуэльная стрельба проводится на любую дистанцию, но обязательно по падающей после выстрела мишени. Два биатлониста или группа лежат или стоят на исходной позиции на расстоянии 25 или 50 метров от линии огня, винтовки разряжены, патроны в обоймах. Эстафетные мишени располагают на линии мишеней. Их количество соответствует числу биатлонистов. По команде «внимание, марш» спортсмены перебегают на огневой рубеж и на ходу надевают ружейные ремни. На огневом рубеже биатлонисты заряжают оружие, проверяют изготовку и самостоятельно открывают огонь. Победителем считается тот, кто раньше поражает мишень. Это упражнение развивает быстроту изготовки, улучшает прицеливание, помогает освоить четкий ритм в обработке спускового крючка и сокращать время нахождения на огневом рубеже.

Участие в соревнованиях по стрельбе в упражнениях МВ -5, МВ-9, МВ-11. Чтобы закрепить навык в стрелковой подготовке, биатлонистам необходимо принимать участие в соревнованиях по стрельбе. Упражнение МВ-5 выполняется из малокалиберной винтовки БИ-5,6 мм на 50 метров из трех положений: лежа, стоя, с колена. Шесть пробных выстрелов и 20 зачетных в каждом положении. Упражнение МВ-9, стрельба лёжа на 50 метров, 15 пробных и 60 зачетных выстрелов. Заряжать можно по 5 патронов в обойму. Участие в соревнованиях даёт возможность биатлонистам проверить себя, найти свои характерные ошибки, научиться работать в экстремальных условиях.

Комплексная тренировка слабой, средней, сильной интенсивности. После того, как биатлонист прочно усвоит навык точной стрельбы лёжа и стоя, перед ним ставится новая, более сложная задача, освоение техники стрельбы после нагрузки. Стрелковая подготовка сочетается с лыжной. При стрельбе используется повторный метод, например после каждого ускорения на дистанции от 800 метров до 2-х километров. На первом этапе к огневому рубежу подходят при пульсе 120 – 140 сокращений в минуту. Всё внимание должно уделяться быстрой и правильной изготовке, плавной обработке спускового крючка, отметке выстрела, быстрому уходу с огневого рубежа. Чем выше тренированность, тем быстрее спортсмен подходит к огневому рубежу. На последнем этапе тренировки, спортсмен работает на пульсе 170 – 180 сокращений. В виду экстремальных условий на первых тренировках может быть большой разброс на мишени и отдельные отрывы (особенно в стрельбе стоя), но постепенно результаты будут улучшаться за счет образования и закрепления правильного динамического стереотипа. Задача тренера и спортсмена, найти оптимальный вариант подхода к огневому рубежу, зависящий от степени готовности биатлониста в данный период.

Ошибки в стрелковой подготовке, начинающих биатлонистов.

Короткий или длинный ремень. При длинном ремне увеличивается вертикальное колебание винтовки, при коротком, горизонтальное.

Короткий или длинный приклад. Если у винтовки длинный приклад, нет единообразной изготовки, напряжены дельтовидные мышцы. Увеличивается угол разворота корпуса до 35 градусов. Нет чувства выстрела, в результате разброс по мишени.

При перезарядке правый локоть отрывается от земли (в положении лёжа). При коротком прикладе мышцы напряжены из-за движения плеча вперед для соприкосновения с прикладом. Отрывы по горизонтали.

Не единообразное прицеливание. При каждом выстреле биатлонист берёт мушку с разным просветом, придерживает её вправо, влево, или делает различные комбинированные ошибки.

Оружие свалено вправо или влево. При сваливании винтовки пуля отклоняется в сторону, куда свалена винтовка и вниз. При небольших углах сваливания (4 - 9 градусов) пуля практически отклоняется только в горизонтальной плоскости примерно на 2 см, вниз только на 2мм.

Неправильное положение головы. Если в момент выстрела биатлонист неправильно держит голову: слишком наклоняет вперед и смотрит исподлобья, наклоняет голову в сторону и смотрит искоса, сильно напрягает мышцы шеи и лица или меняет положение головы, то глаза быстро утомляются и точность прицеливания уменьшается. Голову необходимо правильно располагать на прикладе винтовки при прицеливании, стремиться сохранять одинаковое её положение при каждом выстреле.

Затягивание прицеливания. При длительном прицеливании глаз устаёт быстрее, видимость ухудшается, спортсмен становится скованным, напряжённым от длительной задержки дыхания. Чтобы исправить эту ошибку, необходимо выяснить её причины: слабое зрение, не соответствие размеров мушки или тарели.

Ловля «яблока». Эту ошибку можно часто наблюдать не только у начинающих биатлонистов, но и у опытных спортсменов. Стремясь нажать на спусковой крючок в тот момент, когда ровная мушка совместиться с точкой прицеливания, биатлонист рывком усиливает нажим на спусковой крючок, ствол при этом резко уходит в сторону. Спортсмен как бы подлавливает черное «яблоко» мишени. Для предупреждения и исправления ошибки необходимо, чтобы биатлонист правильно понял суть плавной, быстрой обработки спускового крючка и знал, что даже значительное отклонение мушки от точки прицеливания при плавном нажиме не даёт сильного отрыва, тогда как малейший рывок даёт резкий отрыв и минутный штраф. Для устранения ошибки используют тренировку без патронов и стрельбу по белому листу.

Отсутствие зазора между пальцем и пистолетной рукояткой затвора. При нажатии на спусковой крючок биатлонист одновременно давит кистью правой руки на пистолетную рукоятку, это утяжеляет спуск, а также сдвигает в сторону винтовку.

Таблица 12.1. Распределение стрелковой и комплексной нагрузки по месяцам (Н. А. Cпигин, В. И. Мелехов 1981 г.)

Основные стрелковые упражнения

Сентябрь

Тренировка без патрона, 186 час.

Тренировка с оптикой

Тренировка с тяжелым спуском

Тренировка на время в спокойном состоянии

Тренировка по уменьшенным мишеням

Отработка 1-го выстрела (эстафета, спринт)

Участие в соревнованиях по стрельбе

Тренировка с облегченной винтовкой

Тренировка на время в спокойном состоянии в сочетании с тренировкой в движении, ЧСС 130 уд/мин

Комплексная тренировка, ЧСС 130–150 уд/мин, винтовки на рубеже

Комплексная тренировка, ЧСС 150-170 уд/мин

Комплексная тренировка, ЧСС 170–190 уд/мин

Тренировка на фазе утомления после прохождения 10, 15, 18 км до 50 выстрелов

Распределение стрелковой подготовки, 13 000 час.

Распределение кол-ва патронов, 590 час.


Систему подготовки биатлонистов Швеции излагает Г.М. Раменский (1985 г). Многолетнюю подготовку шведских биатлонистов условно можно разделить на три этапа. На первом работа проводится в спортивных клубах. Набирают всех желающих заниматься биатлоном. Противопоказанием является только серьёзные отклонения в состоянии здоровья. Занятия проводят 3–4 раза в неделю, с преобладанием игрового метода. Всестороннюю общефизическую подготовку обеспечивают разнообразными средствами. Для обучения детей стрельбе применяют малокалиберное оружие, используя мишени разных размеров и форм – треугольники, овалы, прямоугольники и другие разнообразные формы. Стрельба ведется с разных расстояний, от 5 до 50 метров. Соревнования проводят только в виде эстафет и гонки на короткие дистанции, 1 – 5 км.

На втором этапе подготовка идёт в гимназиях, куда отбирают наиболее способных детей. Всего в Швеции две специализированные гимназии по биатлону. Как и наши школы интернаты спортивного профиля, создаются они на базе девяти летних общеобразовательных школ. Обучение длится три года, 7, 8 и 9 классы. В каждом классе учатся 8 -10 биатлонистов. Гимназия готовит кандидатов в сборную национальную команду. Программа рассчитана на то, чтобы в выпускном классе ученики выполнили общий объём работы в беге, имитации, передвижении на лыжероллерах и лыжах около 5000 км, количество выстрелов примерно 8000.

Для стрельбы из малокалиберного оружия оборудованы металлические электроустановки. Стрельба из пневматического оружия ведётся по миниатюрным установкам, позволяющим копировать стрельбу на открытом стрельбище. На открытых и закрытых стрельбищах для разносторонней стрелковой подготовки используют стандартные мишени и мишени разной формы и размеров. Эффективной, для спортивного совершенствования признана стрельба с разных расстояний.

Таблица 12.2. Разновидности мишеней и диапазон расстояний при стрельбе (Г. М. Раменский 1981 г.)

На третьем этапе наиболее талантливые выпускники гимназии переходят в сборную команду Швеции, которая имеет два состава, молодёжный и основной. Годичный цикл подготовки сборных команд делится на четыре периода. Основной, май – октябрь; специальный, ноябрь – первая декада января; соревновательный, вторая декада января – март; переходный – апрель. Основной период делят на два этапа. Первый, весенне-летний май, июнь, июль; второй летне-осенний август, сентябрь, октябрь.

Для освоения и закрепления навыков скорострельности необходимо увеличить её объём в сочетании с элементами биатлона, начиная с подхода к огневому рубежу и кончая уходом с него Б.М. Иванов, Я.И. Савицкий (1980 г). Они предлагают следующие упражнения для отработки элементов скорострельности.

    Из положения стоя, винтовка за спиной, изготовка, прицеливание и один выстрел. Норматив 17-18 секунд.

    То же, что и упражнение 1, но включается разряжение и надевание винтовки. Норматив 20 – 24 секунды.

    Из положения лёжа с заряженным оружием стрельба на скорость пятью выстрелами. Норматив 22 – 24 секунды.

    Из положения стоя, оружие за спиной, изготовка, стрельба пятью патронами, разряжение и надевание винтовки. Норматив 35 - 40 cек.

    То же, что и упражнение 4, но с пробеганием 1 - 2 штрафных кругов.

    Выполнение упражнений 1, 2, 3, c облегченным (3 - 3,5 кг) и утяжелённым (5 - 6 кг) оружием а так же с различным натяжением спускового крючка. Сопоставление различных нагрузок на мышцы, участвующих в выполнении изготовки к стрельбе, развивает утонченное мышечное чувство к основному, оптимальному, весу оружия и натяжению спускового крючка.

    Комплексная тренировка. Выполнение упражнений с первого по шестое.

    Отработка выстрела по временной структуре: исходное положение, команда «огонь» - 0 секунд, начало прицеливания 10-я; первый выстрел 14 – 16-я; пятый выстрел 30- 32-я; надевание винтовки 35 – 37-я секунды.

При выполнении упражнения стоя, время в начале периода обучения должно быть на 7 – 10 секунд больше.

При тренировке с ходу начинают с отрезков длиной 150 – 300 метров. Часто неопытному биатлонисту не хватает согласованности действий в завершающей фазе подготовки к выстрелу. С недостаточным развитием мышечных ощущений, при неустойчивости и автоматизированным управлением наводки оружия на цель, биатлонист сосредоточивает внимание не на своевременном нажатии на спусковой крючок, а на удержании нужного положения оружия, вследствие этого он опаздывает с выстрелом в нужную долю секунды и промахивается.

Тематика некоторых диссертационных работ посвящена совершенствованию тренировочного процесса юных биатлонистов. И.Г. Гибадуллин (1984 г) обосновал построение общей и специальной физической подготовленности биатлонистов 10-12 лет, утверждая следующее. На этапе начальной спортивной подготовки, соотношение общей и специальной подготовки составляет соответственно 70 и 30%. Объём циклической нагрузки в подготовительном периоде 806 км (55-60% от общего объёма), в соревновательном 720 км (45-47%). Объём стрелковой подготовки, в подготовительном периоде 55-60%, и 40-45% в соревновательном. Холостой тренаж 50-55% в подготовительном и 40-60 в соревновательном периодах.

Г.Я. Шидловский (1987 г) исследовал особенности комплексного контроля в подготовке юных биатлонистов. Согласно его данным выполнение нормы 1 спортивного разряда спортсменами 14-16 лет возможно при условии выполнения 65% должных норм разносторонней подготовленности на каждом из этапов годичного цикла.

Одним из выводов диссертации В.И. Чеботкевича (1991 г), изучавшего особенности подготовки юных биатлонистов массовых разрядов, является следующий. Комплексный характер тренировок даёт больший эффект чем уклон в сторону гоночной или стрелковой подготовки. Утверждение, с которым в равной мере можно как соглашаться, так и оспаривать его. Дело в том, что такое утверждение исключает возможность применения индивидуального подхода, когда необходим дисбаланс в одну из сторон подготовленности. А с увеличением квалификации возрастает значение индивидуализации тренировочного процесса.

Низкую надёжность стрельбы у юных биатлонистов отмечает Н.В. Астафьев (1992 г). На результаты их стрельбы не оказывает значительного влияния скорость прохождения дистанции перед стрельбой и время затраченное на стрельбу. Для них характерна низкая надёжность навыка изготовки. Соотношение гоночного и стрелкового компонентов при подготовке к спринту 60 к 40%, в классической гонке 53 к 47%.

И.Б. Казиков (1996 г) выявил особенности динамики психофизиологического состояния юных биатлонистов. Наиболее высокий уровень психофизиологических функций наблюдается в 10-13 и 17-20 часов. В недельных микроциклах к пятнице и субботе нарастающее утомление приводит к снижению психофизиологических показателей, замедляя темпы их восстановления. Для реабилитации автор предлагает применять разработанные им комплексы состоящие из широко доступных средств - гидропроцедуры, спортивный массаж, cуховоздушную баню, психо - мышечную тренировку и т. д..

Рассматривая психологические особенности стрельбы в биатлоне А.Н. Романин (1978 г.) констатирует. Хорошую помощь, может оказать идеомоторная тренировка, когда спортсмен мысленно многократно повторяет все необходимые действия, корректируя по секундомеру их ритм. Такие повторы оставляют следовые изменения в психике биатлониста, позволяя ему запомнить нужный ритм и легче воспроизводить его в реальных условиях. Идеомоторная тренировка даёт возможность решать задачу не только формирования ритма стрельбы, но и технического совершенствования, так как, создавая в своём воображении идеальный образ деятельности, спортсмен быстрее обнаруживает ошибки и легче устраняет их.

Тот же автор отмечает, что только некоторые биатлонисты высокого класса в стрельбе из малокалиберной винтовки на 50 метров демонстрируют результаты близкие к первому разряду по стрельбе. Многие сильные биатлонисты стреляют на уровне третьего разряда. Тренеры и спортсмены ищут пути к улучшению подготовленности в стрельбе. Одним из путей повышения различных видов спортивной подготовленности является увеличение её объёма. В основе его лежит диалектический принцип о переходе количества в качество. Однако эта положительная в своей основе тенденция имеет и некоторые негативные стороны. Дело в том, что количество набеганных, проплытых километров или поднятых килограммов приведёт к качественному изменению в развитии выносливости или силы лишь при правильной дозировке нагрузок. В технически сложных видах спорта, а стрельба безусловно относится к ним, вопрос на много сложнее. Увеличение повторений технически правильного навыка, только в разумных пределах, ведёт к качественному его совершенствованию и упрочению. В противном случае неумолимый закон о переходе количества в качество сыграет злую шутку. Чем большее количество раз спортсмен повторит техническую ошибку, тем сильнее она укорениться и тем меньше надежд останется на её устранение.

В стрельбе к увеличению объёма подготовки следует подходить особенно аккуратно, так как основные технические действия стрелка – организация устойчивости оружия, прицеливание и спуск очень трудны для внешнего контроля. Здесь путь практически один – постоянное повторение, казалось бы, заученных истин о распределении внимания при прицеливании (в фокусе зрения резкая мушка, в центре – диоптра, а не мишень), правильный спуск – плавное, изолированное от усилий других мышечных групп, усилие пальца и т.д..

В.П. Докучаев с соавторами (1986 г.), считает, что наиболее эффективным средством в стрелковой подготовке биатлонистов, является стрельба по мишеням с чёрным «яблоком» различного диаметра. Мишени необходимо подбирать в зависимости от поставленных задач. Для поддержания достигнутого уровня стрелковой подготовленности и развития скорострельности, наиболее эффективна стрельба по мишеням большого диаметра 12, 14, 16 см. Для повышения кучности стрельбы в стрелковых и комплексных тренировках, целесообразно использовать мишени диаметром 8, 10, 12 см. Стандартные мишени и установки, с диаметром чёрного «яблока» 11 см необходимы при непосредственной подготовке к соревнованиям. Стрелковые мушки, кольцевые и пеньковые, должны соответствовать размеру диаметра «яблока» мишени. Это создаёт условия для лучшей видимости мишени и точной наводки оружия.

Контрольная работа по теории физической культуры

тема:

“Построение тренировочного процесса в системе многолетней подготовки (на примере юных биатлонистов)

Выполнил:

Заочное отделение 3 курс

5 группа АФК

План:

1. Введение стр.3

2. Построение тренировочного процесса юных биатлонистов в системе многолетней подготовки

а. Введение стр.4

б. Годовой план стр.4

в. Тренировка в подготовительном периоде стр.5

г. Тренировка в соревновательном периоде стр.6

д. Тренировка в переходном периоде стр.6

3. Заключение стр.7

4. Список литературы стр.9

1. Введение

Рассматривая многолетнюю спортивную тренировку как целостную систему, мы попытались вычленить ее основные структурные компоненты или подсистемы. Но поскольку ни одна из этих подсистем не существует как нечто самостоятельное, они могут быть четко охарактеризованы лишь в ходе теоретического анализа. В этом аспекте очень важно уяснить, что собой представляет структура построения тренировочного процесса. Под понятием «структура» подразумевается

определенная взаимосвязь, взаиморасположение составных частей, характеризующее строение, устройство чего-либо.

В многолетнем планировании как целостной системы происходит непрерывное «изменение» всех структурных элементов.

разделил общую структуру многолетнего тренировочного процесса на микро- (малые), мезо - (средние) и макро - (болыние) циклы (части) тренировки. Многие специалисты поддержали эту классификацию.

впервые охарактеризовал эти части: микроциклы - совокупность нескольких тренировочных занятий, составляющих относительно законченный повторяющийся фрагмент общей конструкции тренировочного процесса; мезоцикл - относительно законченный

ряд микроциклов (этап, месяц); макроциклы – совокупность мезоциклов, длительность их от полугода (например, подготовительный период) до четырех лет (олимпийский период подготовки).

В теоретико-методических рекомендациях ведущих специалистов и в реальной практике подготовки ведущих спортсменов можно выделить ряд принципиально различных подходов к организации нагрузок в годичном цикле. Наиболее разработанными в методическом

плане, получившими широкое практическое применение можно признать три концепции построения круглогодичной подготовки спортсменов:

Традиционную периодизацию с одним, двумя и тремя пиками

подведения к наиболее ответственным соревнованиям, всесторонне

обоснованную в работах, ;

«блочную» сопряженно-последовательную с концентрацией средств СФП в начале каждого из двух больших этапов подготовки, предложенную и экспериментально подкрепленную в ряде прикладных работ представителей его школы;

Ориентированную на индивидуально присущие разным спортсменам оптимальные сроки вхождения в состояние спортивной формы и временную стандартизацию тренирующих воздействий модель годичного макроцикла, наиболее сильной стороной

Структура спортивной тренировки характеризуется наличием относительно обособленных звеньев тренировочного процесса:
а) тренировочные задания;

б) тренировочные занятия и их части;

в) микроциклы;

г) мезоциклы;

д) макроциклы;

ж) периоды.

Все эти звенья связаны друг с другом в единое целое.

Следует отметить, что современные представления о структуре тренировки не могут рассматриваться как неизменные. Они постоянно трансформируются, о чем свидетельствуют исследования и передовая спортивная практика последних лет.

На этапах предварительной подготовки и начальной спортивной специализации в качестве нагрузки целесообразно применять стандартизированные тренировочные задания.

В своих работах рассматривает микро-, мезо - и макроциклы и сравнительно мало касается обоснования первых звеньев, т. е. тренировочных заданий и отдельных занятий. Однако в настоящее время представляет большой интерес, не только с практической точки зрения, но и теоретической, обоснование начальных звеньев всей структуры тренировочного процесса.

Учитывая, что в теории спортивной тренировки не решен вопрос о целенаправленном использовании тренировочного задания, есть смысл в его экспериментальном обосновании. Оформление такого научного поиска в области спортивной тренировки несет с собой перевод

последнего на качественно новый уровень.

Учитывая, что ряд специалистов в области спорта понимает нагрузку и тренировочное задание как одно и то же, следует кратко охарактеризовать и раскрыть эти два понятия.

В теории и методике физического воспитания под нагрузкой понимается, прежде всего, количественная мера воздействия физических упражнений. Причем нагрузка сопряжена с расходованием «рабочих потенциалов» организма (энергетических и др.) и с утомлением. Утомление неизбежно связано с отдыхом, во время которого происходят восстановительные процессы, обусловленные нагрузкой. Эффект нагрузки прямо пропорционален ее объему и интенсивности.
В спортивной тренировке различают внешнюю (физическую) и внутреннюю (физиологическую) стороны нагрузки. Если в первом случае внешняя нагрузка отражает величину выполненной механической работы, то во втором случае внутренняя - реакцию организма на проделанную работу.

Общий объем нагрузки в упражнениях циклического характера чаще всего оценивают по суммарному километражу (за отдельное занятие, неделю и т. д.), в упражнениях с отягощениями по суммарному весу отягощений или числу подъемов (штанги и т. д.).

В последние годы для суммарной оценки нагрузки по величине функциональных сдвигов, т. е. внутренней физиологической стороны нагрузки, используют непрерывную или достаточно частую регистрацию сердечных сокращений (с помощью телеметрической системы) и расчетом суммарных энерготрат. Абсолютная интенсивность внутренней нагрузки определяется величиной затрат энергии в единицу времени. Такими показателями могут быть ЧСС/мин, ккал/мин,

Теперь попытаемся ответить, почему исходной структурной единицей тренировки является не нагрузка, а тренировочное задание? На этот вопрос дает ответ в своей работе. Он объясняет это тем, что сами по себе абстрактные понятия работы и отдыха не несут педагогической информации. По его мнению, работа и отдых приобретают педагогический смысл только тогда, когда они определенным образом организованы. А организованная определенным образом работа и отдых - это уже тренировочное задание, дающее известную тренировочную нагрузку организму спортсмена и имеющее конкретные педагогические содержание и смысл. И основное заключается в том, что тренировочные задания всегда позволяют решать в занятии конкретную педагогическую задачу, а тренировочное занятие - это как определенная последовательность тренировочных заданий.

под тренировочным заданием понимает «назначенное для тренировки упражнение со всеми возможными условиями его выполнения и в том числе разного рода установками, формируемыми у спортсмена». Причем он считает, что знание любого задания зависит от его места во времени в ряду других заданий, и от организации заданий зависит целостность всей картины тренировки.

определяет тренировочное задание следующим образом: физическое упражнение со всеми необходимыми условиями его выполнения, позволяющими решать определенную педагогическую задачу.

2. Построение тренировочного процесса юных биатлонистов в системе многолетней подготовки:

а. Введение

Деление тренировочного процесса на строго определенные периоды обусловлено закономерностями развития спортивной формы, сезонно-климатическими условиями и календарем соревнований. Спортивная форма, с педагогической точки зрения, представляет собой гармоническое единство всех сторон оптимальной готовности спортсмена: физической, психической, спортивно-технической и тактической.

Известно, что приобретение, сохранение и совершенствование спортивной формы в круглогодичном цикле тренировки происходит пофазно, каждая фаза характеризуется строго определенным содержанием и построением тренировки.

Фазность развития спортивной формы является основной причиной периодизации тренировочного процесса. Фаза приобретения спортивной формы характеризуется созданием и развитием предпосылок для непосредственного ее становления; фаза относительной стабилизации (сохранения) спортивной формы поддержанием оптимальной (для данного цикла) готовности к спортивным достижениям; фаза временной утраты принижением определенных сторон тренированности и переключением организма на иной уровень функционирования.

Периоды тренировок - это последовательные этапы управления развитием спортивной формы.

б. Годовой план

Годовой план принято разделять на следующие периоды:

1. Подготовительный. Его основная задача заключается в создании предпосылок для приобретения спортивной формы и ее становления.

2. Соревновательный. Тренировки в этот период направлены на сохранение достигнутой спортивной формы и ее реализацию в соревнованиях.

3. Переходный. Период активного отдыха занимающихся. Его цель - создать предпосылки для повышения уровня работоспособности спортсменов на следующем этапе круглогодичной тренировки.

Значительную, но не определяющую роль в периодизации тренировки играют смена климатических условий в течение года и календарь соревнований. Первый фактор влияет на сроки периодов тренировки, ограничивая длительность соревновательного периода, а также

оказывая некоторое влияние на подбор средств тренировки, второй намечает внешние границы соревновательного периода, внося некоторые изменения в структуру тренировочного процесса данного периода. Календарь спортивных соревнований должен быть спланирован с учетом закономерностей периодизации тренировки, способствуя тем самым созданию оптимальных условий для сохранения и улучшения спортивной формы.

Закономерности развития спортивной формы, научные исследования, опыт передовой практики, а также специфические особенности биатлона определяют целесообразность следующего построения годичного цикла тренировки биатлонистов высокой квалификации:

подготовительный период - май-декабрь включительно (8 месяцев);

соревновательный период - январь - первая половина апреля включительно (3,5 месяца);

переходный период - вторая половина апреля.

По степени значимости решаемых в тренировках задач, а также по арсеналу средств и методов, используемых в тренировочном процессе, в подготовительном и соревновательном периодах различают следующие этапы:

В подготовительном: летний (май, июнь, июль); осенний (август, сентябрь, октябрь); предсоревновательный (ноябрь, декабрь);

В соревновательном: начало соревновательного этапа (январь); основные соревнования (февраль, март, половина апреля).

Летний этап подготовительного периода является общеподготовительным, в это время закладываются основы спортивной формы, осенний и предсоревновательный этапы - специально-подготовительные, когда происходит становление и доведение до совершенства спортивной формы.

Разделение соревновательного периода на 2 этапа вызвано специфическими особенностями занятий по биатлону с различным соотношением видов специальной подготовки.

Не всегда представляется возможным строго выдержать сроки этапов в указанных границах. Они могут незначительно изменяться в зависимости от климатических условий, возможностей и подготовленности спортсмена (ранее или позднее появление снежного покрова, возможность выезда на ранний и первый снег в северные районы, индивидуальные особенности вхождения в спортивную форму). Однако все эти отклонения от установленных границ периодизации не должны быть определяющими при решении задач на каждом этапе.

в. Тренировка в подготовительном периоде

Летний этап (май, июнь, июль). Основная задача этапа – заложить прочный фундамент спортивной формы. Занятия в это время направлены на создание условий для приспособления организма спортсмена к повышенным нагрузкам. В тренировках рекомендуется решать следующие задачи:

Повышать уровень общего физического развития (силы, выносливости, быстроты, ловкости, общей координации движений);

Развивать физические качества и умения, необходимые биатлонисту (скоростную и силовую выносливость, статическое и динамическое равновесие и др.), с помощью специально-подготовительных упражнений и вспомогательных видов спорта (гребля, бег по пересеченной

местности, упражнения с тяжестями, акробатика и др.);

Создавать предпосылки для лучшего овладения техникой передвижения на лыжах путем использования в тренировках имитационных упражнений лыжника, а также передвижений на лыжероллерах;

Ликвидировать слабые стороны общей и специальной подготовленности, обнаруженные на предыдущих этапах, путем акцентирования внимания на тренировке;

Повышать технические навыки в стрелковом спорте. Особое внимание обращается на совершенствование техники выстрела: выработку прочных навыков в изготовке, прицеливании и обработке спуска. В тренировочные занятия включаются различные упражнения спортивно-пулевой стрельбы;

Совершенствовать навыки выполнения стрелковых упражнений биатлона после нагрузки умеренной интенсивности. На данном этапе в тренировках преобладают упражнения общеподготовительного характера. Удельный вес специально-подготовительных упражнений

преимущественно развивающей направленности меньше.

Объем нагрузки увеличивается постепенно и растет быстрее, чем интенсивность. Постепенность в увеличении нагрузок достигается использованием равномерного и переменного методов тренировки.

Структура микроциклов должна обеспечить оптимальные условия для всестороннего развития спортсменов.

г. Тренировка в соревновательном периоде

Этот период приходится на январь, февраль, март и первую половину апреля.

Основная направленность - сохранение и улучшение спортивной формы и достижение высоких спортивных результатов.

Главная задача физической подготовки состоит в функциональной мобилизации организма спортсмена на предельные напряжения, в достижении и сохранении высшей степени специальной тренированности и поддержании уровня общей тренированности.

Спортивно-техническая и тактическая подготовки направлены на совершенствование техники передвижения на лыжах и выработку автоматизма действий на огневых рубежах путем закрепления ранее освоенных навыков двигательной деятельности и применения их

в различных сложных условиях.

Цель морально-волевой подготовки - психологическая настройка на предстоящие соревнования, мобилизация биатлониста на высшие проявления физических и духовных сил.

В соревновательном периоде решаются задачи:

Дальнейшее совершенствование, шлифовка техники передвижения на лыжах, ликвидация неточностей в отдельных элементах движения, совершенствование техники в усложненных условиях;

Совершенствование техники и тактики стрельбы в соревновательных и близких к соревновательным условиях. В комплексных тренировках стрельба проводится в сложных метеорологических условиях, ограничивается время стрельбы, увеличивается количество серий стрельб, вводятся элементы соревнований, решаются тактические задачи;

Дальнейшее развитие силовой и скоростной выносливости;

Поддержание и доведение до высшей степени специальной тренированности, сохранение ее в период основных соревнований;

Воспитание моральных и волевых качеств.

Средства тренировки. Средства тренировки те же, что и на пред - соревновательном этапе, но применяются они в более сложных условиях. Передвижение на лыжах с оружием на большой скорости доминирует в общем объеме занятий. Во второй половине периода увеличивается

удельный вес комплексных тренировок. Стрельба входит в содержание комплексных и контрольных тренировок, соревнований. Количество и вариативность стрелковых упражнений зависит от индивидуальных способностей спортсмена и поставленных перед тренировкой задач. Длина отрезков в комплексных тренировках уменьшается до 1-1,2 км, количество повторений и интенсивность прохождения увеличиваются.

Методы тренировки. На данном этапе используются переменный, повторный, интервальный и контрольный методы тренировки.

д. Тренировка в переходном периоде

В данном периоде (апрель) спортивная форма временно утрачивается, в организме спортсмена завершаются длительные перестройки, вызванные предыдущими занятиями, усиливаются в сторону ассимиляции обменные процессы. Основная особенность периода - спад нагрузки

как по объему, так и по интенсивности; занятия приобретают форму активного отдыха. Это предотвращает переход суммарно нарастающего эффекта тренировок, вызванного длительным применением нагрузок, в перетренировку. Данный период является как бы охранительным. Он необходим также для профилактической проверки и ликвидации отклонений в состоянии здоровьяспортсмена, лечения незначительных травм, восстановления нервной системы, диспансеризации.

Вместе с тем занятия должны быть построены таким образом, чтобы сохранить определенную тренированность, позволяющую начать новый цикл тренировок с более высокого уровня, чем предыдущий.

Следовательно, между двумя циклами развития спортивной формы

соблюдается преемственность.

В данном периоде решаются следующие задачи:

Совершенствование техники передвижения на лыжах (если есть снег); устраняются те ошибки в элементах техники, которые обнаружены на предыдущих тренировках;

Совершенствование отдельных физических качеств (быстроты, гибкости, ловкости);

Совершенствование техники стрельбы. Занятия проводятся в тире из малокалиберного и пневматического оружия с помощью тренажерных установок и вхолостую. Удельный вес спортивно-пулевой стрельбы незначительный.

Основными средствами на данном этапе являются передвижение на лыжах, общеразвивающие физические упражнения, вспомогательные виды спорта (кроссы, велоспорт , спортивные игры, плавание, гимнастика, туризм и др.). Методы тренировки - равномерный и переменный.

3. Заключение

При разработке перспективных планов тренировки, построенной на основе проекта победной тактики будущего поединка, надо придерживаться следующих правил:

1. Модель тактики победного выступления - чисто творческая работа. Она требует от тренера возможно более полного знания арсенала тактики спортивного поединка в избранном виде

соревновательных упражнений (как прошлого, так и современного). Необходима также фантазия, которая позволит сконструировать новую, необычную, «абсурдную » тактику. Элементы этой необычной тактики должны быть опробованы экспериментально в практической работе со спортсменами. Вы должны убедиться в возможности их освоения и реализации. Неудача в

пробном обучении может говорить о нереальности модели тактики, но может быть истолкована и по-другому: «Я (тренер) не умею этому учить». Первый вывод - исключает возможность

подготовки победителя, поэтому он нежелателен. Требуется углубленный анализ модели тактики. Второй вывод лучше: он требует подробного поиска причин неудачи и конструирования специальных подводящих упражнений для ликвидации ошибок в обучении сложному тактическомуприему и технике его исполнения или новых схем организации нагрузок, обеспечивающих специальную соревновательную работоспособность и контексте требований «невыполнимой» тактической схемы. Второй путь стимулирует тренера на творческий прогресс, на его профессиональное продвижение к совершенству.

2. Реализация Вашего проекта строго индивидуализирована: планируемые показатели по всем основным требованиям проекта тренировки вашего ученика должны соответствовать реальному

уровню его развития, подготовленности и способности к прогрессированию. План тренировки в следующем макроцикле разрабатывается с учетом итогов прошедшего макроцикла по всем показателям планирования. Каждый следующий макроцикл требует корректировки предварительного плана по результатам проведенной работы с учетом личных ощущений спортсмена и объективных показателей уровня и состояния его тренированности. При коррекции мезоциклов следует придерживаться правила: вводить стабилизирующий (или даже разгрузочный)

мезоцикл вместо развивающего при формировании хронического переутомления (как с ледствия бытовых перегрузок или перенесенного заболевания) или при появлении признаков незапланированного перехода в состояние высшей спортивной формы (в стадию истощения в развитии стресс-реакции - ответа на завышенные тренировочные нагрузки), или в случае резкого падения работоспособности. В последнем случае следует обратиться к компетентным медикам и внести коррективы в тренировочный процесс в соответствии с их рекомендациями.

Выполнение тренировочного плана мезоцикла может сопровождаться ощущениями незапланированной легкости, В этом случае не следует повышать запланированную нагрузку в следующем мезоцикле: реализация запланированных нагрузок с неожиданной легкостью не нанесет вреда здоровью спортсмена, а лишь вызовет подъем высшей соревновательной спортивной формы в соревновательном периоде на более высокий уровень, чем было запланировано.

При выполнении плана очередного занятия нелъзя требовать от спортсмена буквального исполнения количества предусмотренных планом упражнений. Ваша цель - получить запланиро-

ванный ближайший тренировочный эффект (БТЭ), т. е. ту усталость, которая снизит работоспособность спортсмена до предусмотренного вами оптимального уровня, (он отражается в качество выполнения тренировочных упражнений). Преждевременное формирование запланированного БТЭ может быть следствием нехватки внергии, затраченной на приспособление к неблагоприятным условиям тренировочного занятия. Такого рода условия могут быть следствием педагогических ошибок (например, акцентирование внимания занимающегося на особой тяжести нагрузки или опасности предложенного упражнения), угнетающих психологическое состояние спортсмена (грубость и невнимание тренера, конкурентные или даже враждебные отношения в тренировочной группе, насмешки над неудачным выполнением заданна и т. п.). страх перед опасностью упражнения. В случаях, когда снижение работоспособности вызвано

факторами тренировочного занятия, следует применить средства и методы из арсенала внетренировочных и внесоревновательных воздействии: оптимизировать отношения между членами группы, между педагогом и учениками, применять отвлекающие задания, сопровождать занятия приятной музыкой и т. п. Но причиной могут быть и внетрепировочные нагрузки (бытовые,

учебные, производственные и т. п.), которые вы не можете регулировать, по обязаны их учитывать для оперативнойкоррекции тренировочного задания. Эпизодическое невыполнение плана занятия не скажется на динамике повышения тренированности. Если же случаи снижения работоспособности повторяются систематически, следует выяснить причины и, в случае нарушений требований спортивного режима, предложить спортсмену подумать о возможности

экономить энергию в режиме жизни или о переходе со спортивного на физкультурный образ жизни.

4. Список литературы:

1. Матвеев и методика физической культуры: учебник для институтов физической культуры. – М.: Физкультура и спорт, 1991

2. Верхошанский организации тренировки спортсменов высокого класса в годичном цикле // Теория и практика физической культуры. – 191 - №2

3. Гибадуллин тренировочного процесса у юных биатлонистов 10-12 лет: метод. рекомендации. – ИжевскЖ Изд-во УдГУ 1988

4. Боген подготовка - основа многолетнего спортивного совершенствования – Москва Издательство «Физическая культура» 2007

Особенность биатлона как вида спорта заключается в сочетании различных, с физиологической точки зрения, нагрузок на организм: бега на лыжах и стрельбы. Это обуславливает специфические требования к физической и функциональной подготовке биатлониста, а также его техническим и тактическим навыкам.

Подготовка биатлониста начинается с освоения техники лыжного бега. Немало знаменитых "стреляющих лыжников" начинали с "обычных" лыж и свою карьеру в большом спорте: например, первый в истории отечественного биатлона мировой и олимпийский чемпион Владимир Меланин, самый титулованный советский биатлонист Александр Тихонов, лидер российского женского биатлона 1990-х Анфиса Резцова.

Не менее важны для биатлониста снайперские качества. Если в спринте хорошая скорость может отчасти компенсировать неточную стрельбу, то в гонке преследования или индивидуальной гонке меткость во многом является залогом победы. В стрельбе лежа и в "стойке" есть свои особенности, и порядок выполнения этих упражнений в той или иной дисциплине накладывает отпечаток на тактику борьбы. Так, например, в гонке преследования участники, хорошо стреляющие из положения лежа, имеют возможность уйти в отрыв в начале гонки, а их соперники, лучше стреляющие стоя, могут "отыграть" преимущество ближе к финишу.

В каждом виде программы присутствуют свои технические, тактические и психологические нюансы. К примеру, в масс-старте чрезвычайно важно в самом начале гонки оторваться от основной группы, чтобы не попасть в "толчею", чреватую неприятными сюрпризами. А самой сложной по всем этим параметрам считается гонка преследования, где спортсмену приходится вести непосредственную борьбу с соперниками, а не их "графиками".

При всем многообразии дисциплин, входящих в современную программу соревнований по биатлону, для него не характерна узкая специализация. Ведущие спортсмены обычно представляют свои команды во всех видах.

Тренеры распределяют участников команды по этапам эстафетной гонки (а также по различным группам при жеребьевке перед индивидуальной гонкой и спринтом) с учетом сильных и слабых сторон каждого спортсмена.

Выступление биатлониста в определенной степени зависит от погодных условий (ветер, температура воздуха, атмосферные осадки, состояние снежного покрова), характера трассы (перепад высот, повороты и пр.), ее расположения относительно уровня моря и состояния в тот или иной момент, которое может меняться не только из-за погоды: по ходу состязаний трасса постепенно "разбивается", и спортсмены, стартующие позже, оказываются в менее выгодном положении.

Особенно важной проблемой выступает изучение особенностей обучения и последовательности методики тренировки спортсменов, в частности управление двигательной деятельностью с помощью эффективных тренировочных программ (Hirtz P., 1981; Платонов В.Н., 1986; Матвеев Л.П., 1995).

Получение объективных данных с использованием средств срочной и кумулятивной информации на стрельбище, а также последовательность внедрения ТСО в систему обучения стрельбе в биатлоне позволит повысить ее эффективность и будет способствовать повышению квалификации в пределах первого спортивного разряда.

Можно предположить, что дальнейшее проведение тренировочного процесса с учетом соответствующей последовательности обучения различных видов специальной стрелковой подготовки (на фоне стабилизации всех остальных) позволит получить больший тренировочный эффект по сравнению с существующим ныне (Блинков И., 1954; Иткис М.А., 1970; Шпак М.П., 1979).

Это делает необходимым проведение специальных экспериментальных исследований, в которых определялись и научно обосновывались различные варианты обучения и тренировки по видам специальной стрелковой подготовки и стрельбе в биатлоне при помощи ТСО. Эффективность процесса обучения биатлонистов 13-14 лет зависит от оптимального чередования и направленности видов специальной стрелковой подготовки в микроциклах (МЦ) различных видов, с использованием пяти зон интенсивности в ритмо-структурных комплексах (РСК). Последнее будет способствовать созданию условий для базового роста спортивного мастерства и приобретения прочного фундамента специальной стрелковой подготовленности начинающих биатлонистов с целью повышения квалификации в пределах первого спортивного разряда и успешного выступления в соревнованиях.

Следовательно, исследования данных вопросов имеют важное значение для теории и практики биатлона, особенно для преподавателей-тренеров ДЮСШ, СДЮШОР, ШВСМ, УОР, сборных команд.

В связи с вышеизложенным, можно предположить, что на этапах основных периодов в процессе подготовки и обучения юных биатлонистов необходимо развивать специальные стрелковые качества при помощи технических средств обучения (ТСО), последовательно используя все четыре РСК по 5 зонам интенсивности, разработанных и апробированных ранее. Так, можно предположить, что при проведении тренировочного процесса по мезо- и микроциклам теоретически и практически представлено обоснование отбора в биатлон юношей 13-14 лет. Обучение и совершенствование пулевой стрельбы и стрельбы в биатлоне в переходном и подготовительном периодах годичного цикла в определенной последовательности, используя соотношение и чередование основных видов специальной подготовки при помощи ТСО позволит получить больший тренировочный эффект.

Проведение исследований в условиях непосредственной спортивной деятельности, в процессе которых возможно получить значительный информативный материал и его анализ расширит возможности управления тренировочным процессом.

Разработка методики тренировки различных видов специальной стрелковой подготовки и стрельбе в биатлоне при помощи технических средств обучения, с последовательным включением РСК по пяти зонам интенсивности, наиболее актуальна для этапа специализации юных биатлонистов.

Рост спортивных результатов в значительной мере зависит от качества отбора и продуктивности применения средств и методов подготовки, оптимального построения тренировочного процесса и управления им с учетом квалификации и этапа подготовки спортсменов.

Специальные исследования (В.Я. Субботин, А.Д. Солдатов, Ю.П. Курочкин, 1983; Л.С. Баранов,1987; В.Н. Чумаков, 1993; М.М. Шалаев, Г.А. Хрисанфов, 1999) показывают, что из двух компонентов соревновательной деятельности биатлонистов: качество результатов стрельбы и скорости передвижения на лыжах, наибольшего внимания на всех этапах многолетней тренировки требует стрелковая подготовка. Подчеркивается значимость использования технических средств обучения (ТСО) в комплексной подготовке биатлонистов.

Особо важна реализация данного подхода в подготовке юных биатлонистов на этапе уточнения и начала углубленной спортивной специализации, где закладываются базовые основы знаний и умений по пулевой стрельбе и стрельбе в биатлоне, формируется стабильность и надежность соревновательной деятельности.

Однако в имеющихся научных публикациях по вопросам подготовки спортивного резерва в биатлоне (А.В. Привалов, В.И. Мелихов, Е.П. Новиков и др., 1976; ГЛ. Шидловский, 1988; Н.В. Астафьев, 1992) недостаточно раскрываются вопросы методики стрелковой подготовки с использованием технических средств обучения в условиях переходного и подготовительного периодов годичного цикла, где построение тренировочного процесса создает наиболее оптимальные условия для овладения техникой стрельбы. Также не имеется сведений о влиянии на качественные показатели стрельбы физических нагрузок, соответствующих по интенсивности режиму тренировочной и соревновательной деятельности в биатлоне.


Нажимая кнопку, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности и правилами сайта, изложенными в пользовательском соглашении