Спортивный портал - Nutsfitness

Пульсометрия урока физической культуры. Использование пульсометрии в тренировочном процессе Пульсометрия как метод исследования в доу

Пульсометрия - это регистрация изменения пульса (частоты сердечных сокращений, чсс) под воздействием физических, эмоциональных, стрессовых нагрузок.

Метод пульсометрии

Метод пульсометрии заключается в следующем:

  1. замеряется пульс (ЧСС) в состоянии покоя, чаще сидя,
  2. проводится нагрузка (физическая, эмоциональная, стресс и т.п.),
  3. замеряется пульс после нагрузки,
  4. полученные данные заносят в таблицу,
  5. сравнивают с показателями нормы (если применимо) и делают выводы.

В некоторых исследованиях замеряют пульс после нагрузки несколько раз - с равными интервалами, и пока он не достигнет состояния до нагрузки. Это нужно, чтобы понять скорость восстановления.

Как мерить пульс

При методе с секундомером, считается количество "ударов" пульса за одну минуту. Замер проводится:

  • на запястье,
  • на шее, сонная артерия (с осторожностью, не нажимать сильно),
  • на локтевом сгибе,
  • на виске, выше уровня брови

Сейчас всё чаще применяют электронные пульсометры, которые стали широко распространены и доступны по цене.

Вариационная пульсометрия

Вариационная пульсометрия (ВП) - занимается изучением распределения кардиоинтервалов.

один удар пульса:

Кардиоинтервалы:

график кардиоинтервалов:

определение Mo и AMo кардиоинтервалов через построение гистограммы:

Р. М. Баевский указывает на следующие базовые показатели ВП:

  1. Мода (Мо) – типичный диапазон кардиоинтервалов R-R(с). По сути означает ожидаемый диапазон работы синусового узла системы кровообращения, характеризует активность гуморального канала регуляции;
  2. АМо – (амплитуда моды) – это процент кардиоинтервалов, укладывающихся в диапазон Мо, отражает степень централизации управления сердечным ритмом и находится под влиянием синаптического отдела вегетативной НС;
  3. Вариационный размах (Вр, синонимимы - Dx, Ax) - равен максимальной амплитуде колебаний кардиоинтервалов Вр=Rmax-Rmin, означает максимальную разницу в продолжительности кардиоциклов. Обычно отражает тонус парасимпатического отдела ВНС. В особых условиях, существенное влияние на Вр могут оказывать сигналы из подкорковой области;
  4. ВПР - вегетативный показатель ритма. ВПР = 1 /(Мо х Вр); отражает баланс между автономным контуром регуляции и парасимпатическим отделом. Чем больше величина, тем больше вклад автономного контура;
  5. ИН - индекс напряжения регуляторных систем. ИН = АМо/(2ВР х Mo), отражает степень централизации управления сердечным ритмом. Низкая величина ИН означает большой вклад автономного контура и парасимпатического отдела, высокий Ин - высокую степень централизации управления сердечным ритмом.

Графики вариационной пульсометрии при наблюдении за коровами:

Анализ данных пульсометрии

При анализе данных учитывают следующие показатели нормы у взрослых людей:

  • Мо - 0.80 ± 0.04 сек.,
  • АМо - 43.0 ± 0.9%,
  • ВР - 0.21 ± 0.01 сек.
  • ИН от 80 до 140 усл.ед.

Выводы

Выводы делаются на следующем основании: чем ниже ИН, тем лучше тренирован (адаптирован) к нагрузке человек. Однако ИН < 20 может говорить о вегетативной дисрегуляции, а ИН>100 - об аритмии.

Пульсометрия - метод, позволяющий определить адекватность реакции организма учащихся на величину выполненной физической нагрузки. Суть метода заключается в подсчете и анализе частоты сердечных сокращений (ЧСС) у учащихся в различные периоды урока или физкультурных занятий.

Затем, с учетом плана урока, проводим замеры ЧСС в подготовительной , основной и заключительной частях урока:

♦ до начала выполнения упражнений;

♦ сразу после выполненных упражнений;

♦ во время отдыха после выполненных упражнений;

♦ во время прослушивания учащимися объяснений учителя;


Последние три замера ЧСС проводим на последних минутах урока,

когда учитель уже дал команду об окончании урока, а также через 3 и 5 минут после звонка с урока.

Анализируя полученные показатели , необходимо помнить, что величина ЧСС в подготовительной части урока должна постепенно повышаться и может превысить исходную (в данном случае 78 уд/мин) на 50% - 70%.

В основной части урока , в зависимости от раздела программы (т.е. вида спорта), задач урока, выбранных методов организации занятий и т .п. величина ЧСС может превышать исходную на 100% - 130%.

В заключительной части урока величина ЧСС должна постепенно снижаться и может достичь исходной величины. Физиологической нормой считаются такие показатели, когда величина ЧСС на последней минуте урока не превышает исходную более чем на 15% - 20%, а на 5-ой минуте после урока она приближается к исходной. Превышение указанных показателей может говорить о том, что:

♦ учитель не выполнил комплекс восстановительных упражнений в конце урока , или не достиг необходимого эффекта восстановления при выполнении данного комплекса;


  • предложенная учителем физическая нагрузка превышала возможности детского организма, т.е. учитель не учитывал реальный уровень физической подготовленности учащихся;

  • учитель игнорирует индивидуальные возрастно-половые особенности развития детского организма, что говорит о низком уровне его профессиональной подготовки и др.
При анализе просмотренного урока желательно определить истинные причины превышения показателей ЧСС и предложить учителю пути их исправления.

Проведение пульсометрии
на уроках физической культуры

Пульсометрия урока физической культуры или его части помогает оценить соответствие нагрузки возрасту, индивидуальным особенностям учащихся, содержанию и условиям проведения занятий. Пульсометрия играет вспомогательную роль в контроле за уроком физического воспитания в школе. На основании показателей пульса выясняется реакция сердца на нагрузку, вызванная определенным упражнением или серией упражнений, а также динамика этих реакций на протяжении всего урока, что позволяет оценить эффективность регулирования нагрузки. Для этого вычерчивается физиологическая «кривая нагрузки».

Реальная кривая нагрузки оценивается с учетом общих требований к развертыванию работоспособности. При дозировании нагрузок в целях повышения функциональных возможностей сердечно-сосудистой системы их величина по показателю ЧСС должна быть не ниже 130 уд/мин. Поэтому величина нагрузок при ЧСС, равной 130 уд/мин, соответствует порогу тренирующей нагрузки. В оздоровительных целях оптимальный диапазон нагрузок на занятиях находится в пределах ЧСС от 130 до 170 уд/мин. Верхняя граница ЧСС после интенсивной нагрузки для учащихся основной медицинской группы – 170–180 уд/мин.

Диапазон нагрузок высокой интенсивности составляет 161–175 уд/мин, средней интенсивности 130–160 уд/мин и низкой – 110–130 уд/мин. В каждый урок рекомендуется включать 2–3 коротких «пика» нагрузки продолжительностью до 2 минут – при ЧСС 90–100 % от максимальной.

При проведении пульсометрии на уроке физкультуры частота сердечных сокращений подсчитывается в течение 10 секунд в наиболее характерные моменты урока: за 5 минут до звонка, на 1-й минуте урока; после подготовительной части урока, 2–3 раза в течение основной части (до и после основных упражнений); после заключительной части урока.

Оценка пульсовых данных и пульсовой кривой должна сопровождаться всесторонним анализом. Показатели пульса у разных лиц, как и у одного и того же лица в разное время и при разных обстоятельствах, не совпадают. Измеряют же, как правило, частоту сердечных сокращении лишь у одного занимающегося. Кроме того, следует иметь в виду, что эти изменения происходят не только в зависимости от характера и величины мышечной работы, но и под влиянием эмоций, которые в уроках физического воспитания нередко достигают значительной силы. Поэтому относительно правильная оценка показателей пульсометрии возможна лишь при учете данных педагогического наблюдения, которые фиксируются частично в графе «Примечания».

Для обеспечения информативности данных важно соблюдать следующие условия:

своевременно подготовить часы (с секундной стрелкой) или секундомер, который включается по звонку и не выключается до конца урока (без этого невозможно оформить кривую нагрузки);

подготовить протокол для черновой записи показателей;

заблаговременно выбрать объект наблюдения – по возможности наиболее значимый для анализа. Это должен быть «средний» ученик, характеризующий основную массу учащихся данного класса. Характеристику намеченного ученика дает учитель физического воспитания.

По возможности можно наблюдать за работой нескольких разнотипных представителей класса (и подсчитать у них пульс): девочки и мальчика; сильного и слабого по подготовленности учеников, старательного и нерадивого и т. п. В этом случае каждого ученика наблюдают разные люди. Анализ и обобщение всех данных можно поручить одному из помощников, который оформляет соответствующие материалы.

Намеченного для наблюдения ученика необходимо заблаговременно предупредить, поставив его в известность о цели, содержании и порядке предстоящей процедуры. Подсчитывается пульс перед выполнением упражнений или серии упражнений и сразу после их выполнения. Для этого хронометрист должен своевременно подойти к занимающемуся, чтобы не отвлекать его и избежать паузы после выполненной работы, причем желательно все измерения производить, когда занимающиеся находятся в одной и той же свободной основной стойке.

После окончания урока полученные десятисекундные показатели пульса переводят в минутные, по которым оформляется графическое изображение динамики пульса в течение урока – его «кривая».

При анализе полученных данных учитывается тип урока и запланированное в конспекте содержание. Реальная кривая нагрузки оценивается с учетом общих требований к развертыванию работоспособности.

По высоте «кривой» условно можно судить об интенсивности нагрузки, а по величине площади «кривой» и проекций от исходного пульса – об ее объеме. Записи в примечании дают ответ на возникшие вопросы.

Для того чтобы анализ полученных данных был достаточно убедительным, необходимо изучить специальную литературу о функциональных особенностях сердечной деятельности учащихся соответствующего возраста.

Графическое изображение динамики пульса

Оценка объема и интенсивности нагрузки в уроке.

Анализ полученных данных и графическое изображение динамики показателей пульса свидетельствуют о значительном объеме и интенсивности нагрузки в уроке.

Урок типа совершенствования усвоенного материала должен характеризоваться более высокими нагрузками.

Несмотря на ценность основной части урока, на 21-й минуте урока наблюдалась слабая организация занимающихся, что привело к нарушениям дисциплины, снижению моторной плотности урока и неоправданному снижению ЧСС.

Хорошо была организована игра, поэтому ЧСС была достаточно высокой, что позволило сохранить оздоровительную направленность урока.

Необходимо уделять внимание и заключительной части урока, так как она призвана обеспечивать целесообразное восстановление функций организма и переход к последующей деятельности. После выполнения игры на внимание обязательно следовало дать упражнения на дыхание и расслабление (это отсутствовало в данном уроке).

Протокол
наблюдения за пульсом
(образец оформления)

Предмет наблюдения – изменение пульса учащегося _______________

в процессе урока физической культуры в _________ классе, проведенного «___» ______ ____ г.

Чиркова Евгения

Хохрина Валентина

Баранова Эмилия

Ф. И. О.

Задачи урока:

1. Обучать броску с двух шагов.

2. Совершенствовать выполнение броска мяча двумя руками от груди.

3. Развивать скоростные способности и скоростную выносливость.

4. Добиваться внимательного отношения

Запись наблюдения

Наименование действий, предшествующих
подсчету пульса

Время подсчета пульса
от начала урока

Частота за

Примечания

10
секунд

1
минуту

Перед входом
в зал

В начале урока
(по звонку)

Окончание подготовительной части урока

Разминка проводилась в движении

Выполнение
1-й серии упражнений:

Выполнение 2-й серии упражнений:

Затянувшееся перестроение

Участие в игре:

Играл активно

После заключительной части урока

Использование пульсометрии в тренировочном процессе.

(из опыта работы).

В организации тренировочного процесса в циклических видах спорта, какими являются и лыжные гонки и биатлон , есть необходимость:

Сегодня хотелось бы поговорить о методе «пульсометрии» и использовании кардиомониторов применительно к организации тренировочного процесса.

Бесспорно, что основным инструментом тренера остается секундомер и соответственно, критерии оценки тренировочной нагрузки это расстояние и время. Но, как же оценить степень напряжения функциональных систем организма спортсмена?

Методов контроля множество, но самым доступным, информативным является пульсометрия. Метод пульсометрии является самым удобным из применяемых в спортивной тренировке. При всей его доступности, внимание ему уделялось все же недостаточно. Его затмили более сложные в применении и не менее сложные в трактовании методики определения различных биохимических и физиологических показателей. Тем не менее, именно пульсометрия соответствует следующим требованиям:

· простота и надежность в получении данных;

· доступность и объективность;

· информативность и достоверность;

· возможность анализа, систематизации и хранения информации;

· возможность косвенного определения других показателей интенсивности.

Спортсмен, имея в распоряжении монитор сердечного ритма получает возможность постоянно следить за динамикой показателя ЧСС.

Инструментальные и математические методы" href="/text/category/instrumentalmznie_i_matematicheskie_metodi/" rel="bookmark">инструментальными методами .

Тренер так же имеет возможность контролировать и корректировать нагрузку по показаниям кардиомонитора спортсмена. Имеются телеметрические системы для контроля за ЧСС спортсмена (Polar, Suonto).

3. Оценка тренировочного эффекта выполненного задания.

Совокупный тренировочный эффект мы определяем по времени выполнения упражнения и среднедистанционному пульсу или напряженности (S) – процентному отношению ЧССср и ЧСС сор. В своей работе мы используем программу «Центурион», я назову несколько преимуществ ее в сравнении с «Polar»: - простота ведения записи

Наглядность полученной информации

Широкие аналитические возможности

В окне просмотра тренировки мы получаем следующую информацию:

Пройденное расстояние и время выполнения упражнения

Среднюю скорость

Величину среднедистанционного пульса (AHR)

Максимальное значение ЧСС

Расчетная величина соревновательного пульса (HR10)

Пульсовая стоимость (PS)

Напряженность (S)

Доза нагрузки (LD)

Первые три показателя используют все тренеры и спортсмены и без наличия компьютерных программ, показатели ЧСС и ее производных анализировать без специального оборудования сложно. Тем не менее 10 лет назад прогрессивные тренеры занимались аналитикой с помощью секундомера и калькулятора, мы так же начинали с заполнения таблиц в Excel и построения графиков.

Средняя ЧСС – величина показательная, но больше служит для оценки вариативности значений ЧСС в тренировке, разница ЧССmax и AHR, скорость восстановления значений ЧСС.

Расчетная величина HR10 имеет свой смысл только во время выполнения напряженных повторных и соревновательных нагрузок.

Напряженность S – средняя напряженность за тренировку – наиболее показательная характеристика качества выполненной работы , отражающая степень напряжения функциональных систем организма спортсмена. Напряженность в повторных и соревновательных нагрузках отражает степень готовности к гонке, в состоянии «спортивной формы» эта величина близка к 100%.

Пульсовая стоимость PS – показатель экономичности выполнения упражнения. Суть процесса тренировки и заключается в том чтобы на выполнение одинаковой работы затрачивать минимум энергии или имея ограниченные энергетические возможности выполнить больший объем работы или с более высокой напряженностью. В планировании тренировочного процесса необходимо учесть наличие стандартных тренировок (по одинаковым кругам) во всех средствах подготовки. Степень увеличения PS в стандартных тренировках в течении длительного периода будет говорить о положительном эффекте тренировок.

Доза нагрузок LD – показатель интегральный, учитывающий время и напряженность выполнения нагрузки, оценивает тренировку в баллах. Чем напряженнее и более продолжительна, тем больше баллов. До сегодняшнего дня я этот показатель пока еще не изучил, хотя статистика ведется.

Наряду с количественными показателями мы видим пульсограмму, на которой каждый показатель ЧСС имеет свою напряженность. По данному графику мы оцениваем динамику напряженности и пиковые значения. Так же мы получаем раскладку тренировочной нагрузки по зонам относительной мощности в процентном отношении к общему времени работы. Всю эту информацию возможно распечатать на бумаге и хранить на память. Программа «Центурион» позволяет не только сохранить, но и сравнить показатели тренировки между спортсменами, сравнить показатели в различные периоды и годы подготовки.

Очень интересны для изучения соревновательные пульсограммы, показатели которых возможно использовать как модельные и ориентироваться на них при планировании нагрузок.

4. Анализ динамики нагрузок, подготовка отчетов за период тренировок, анализ статистических данных.

Ежегодные отчеты тренеров по выполненной нагрузке, анализ причин не позволивших показать наивысшие результаты, как сложно бывает собрать все записи, результаты, провести анализ.

Программа «Центурион» позволяет получить отчеты за определенный тренировочный период, сравнить статистические данные. Отчеты и статистические данные служат модельными показателями и основой для планирования дальнейшей тренировочной программы и коррекции, позволят вести подготовку спортсменов высокого уровня по индивидуальным планам или же заложить основы программирования тренировочного процесса. «Под программированием будем подразумевать упорядочение содержания тренировочного процесса в соответствии с целевыми задачами подготовки спортсмена и специфическими принципами, определяющими рациональные формы организации тренировочных нагрузок в рамках конкретного времени. Постулатами программирования являются контроль за выполненной нагрузкой, ее учет и знание взаимосвязей множества факторов со спортивным результатом. Это позволяет планировать тренировочную нагрузку, основываясь на качестве выполнения первоначальных планов».

5. Оценить функциональное состояние.

Отслеживая показатели пульсометрии на тренировках, повторных тренировках, соревнованиях, мы можем достаточно корректно отследить динамику функционального состояния спортсмена и приближение его к состоянию «спортивной формы». Среднедистанционная ЧСС приближается к 100%, величина максимальной ЧСС в ускорениях приближается к максимальному значению ЧСС спортсмена. По возможности желательно проследить динамику значений пульсовой стоимости по кругам или в ускорениях.

1. Пульсометрия как метод обследования прост в использовании и объективно отражает качественную сторону тренировки.

2. Ни метод (пульсометрия) ни компьютерная программа не дают рекомендаций по планированию и содержанию тренировок, а являются инструментом в повышении качества работы тренера и спортсмена.

3. Необходимо периодически совмещать показания ЧСС с показаниями биохимического обследования, с величиной потребления кислорода и др.

4. Необходимо работать в направлении создания модельных тренировочных программ, основанных на физиологических показателях и ведение учета и коррекции тренировочной нагрузки

Пульсометрия является одним из способов контроля за нагрузкой на уроке физической культуры. На основании показателей пульса определяется реакция сердечно-сосудистой системы на нагрузку, вызванная определенным упражнением или серией упражнений, а также динамика этой реакции на протяжении всего урока.

Пульсометрия позволяет выяснить соответствие нагрузки возрасту и особенностям отдельных учащихся, содержанию и условиям проведения за­нятия.

Для проведения пулъсометрии необходимо:

    заранее подготовить часы с секундной стрелкой или механический (а лучше электронный) хрономегр типа «Электроника-50» или «Электроника ИТ - 01»;

    подготовить протокол для черновой записи показателей;

    заблаговременно выбрать объект наблюдения. Это должен быть «средний» ученик, характеризующий основную массу данного класса. Он выбирается по рекомендации учителя физической куль­туры из числа наиболее дисциплинированных, активно и добросо­вестно выполняющих задания учителя.

Намеченного для наблюдения ученика необходимо заранее предупре­дить, поставив его в известность о цели, содержании и порядке предстоящей процедуры.

Подсчитывать пульс следует сразу после окончания упражнения или серии упражнений и перед выполнением. Для этого хронометрирующий дол­жен своевременно подойти к ученику, чтобы не отвлекать его и избежать пау­зы после выполненной работы.

В среднем на уроке у наблюдаемого подсчитывается пульс 8-10 раз. Как правило, первая проба берется перед началом урока. Для этого необходимо убедиться, что ученик находится в спокойном состоянии, т.е. показатель пульса должен быть обычным для него. Измеряют пульс перед вводной ча­стью урока и после нее, перед выполнением и после выполнения упражнений, с помощью которых решаются основные задачи урока, перед заключительной частью урока и после его окончания. В общем пробу пульса следует брать не реже, чем через 3-5 мин, хотя от этого требования возможны отступления, обусловленные содержанием проводимого урока.

Продолжительность каждой пробы 10 сек. В ходе обработки протокола количество ударов за 10 сек., умножают на 6 и определяют ЧСС в минуту.

После всех измерений составляют кривую нагрузки (желательно на миллиметровой бумаге). По горизонтальной линии от исходной точки откла­дывают время с указанием частей урока, а время измерения пульса отмечают точками; по вертикальной линии от той же исходной точки отмечают количе­ство ударов пульса, начиная от исходного показателя пульс (перед уроком).

Пользуясь расчетными цифрами из протокола учета пульсовых данных по временному показателю замера пульса и величине его за одну минуту, на­ходят координаты различных точек. Последовательно соединяя точки цвет­ными карандашами, вычерчивают кривую, которая отражает динамику на­грузки во время урока.

По этой же кривой можно судить об эффективности отдельных частей урока в плане физической нагрузки. При этом, однако, следует иметь в виду, что изменения ЧСС происходят не только в зависимости от характера и вели­чины мышечной работы, но и под влиянием эмоций, которые на уроке физи­ческой культуры нередко достигают значительной силы. Поэтому относи­тельно правильная оценка показателей пульсометрии возможна лишь при учете данных педагогического наблюдения, которые частично фиксируются в протоколе в графе «Примечание» (см. табл.).

В заключении выполняется письменный анализ нагрузки, где дается оценка величины нагрузки, ее динамики, рекомендации проводящему занятие по организации двигательной деятельности занимающихся на уроке.

ПРОТОКОЛ измерения пульса

Дата _________________________________________________________________________

Класс________________________________________________________________________

Наблюдение проводилось за ____________________________________________________

(фамилия, имя ученика)

Урок провел__________________________________________________________________

(Ф.И.О. проводящего урок)

Задачи урока:

Пульс до занятий в покое_____________________________________________________________

Схема педагогического анализа урока физкультуры

Сложность полного наблюдения и анализа обусловлена необходимо­стью восприятия, одновременного осмысления и оценки всех сторон учебно-воспитательной деятельности, поведения педагога и учащихся, а также усло­вий и результативности педагогической деятельности.

Все это можно фиксировать либо в виде «сплошной» черновой записи воспринимаемого на уроке с последующим выделением, систематизацией и обобщением наиболее существенного, либо в виде избирательного разнесе­ния воспринимаемого по заранее составленным графам чернового протокола (например, задачи и предметное содержание урока, организация и применяе­мые методы обучения и воспитания, дозировка нагрузок, поведение педагога и учащихся, характер и результаты их действий и т.п.).

Для ориентировки в основных направлениях полного педагогического наблюдения и анализа урока предлагается схема:

1.Подготовка учителя к уроку

    Наличие плана-конспекта, тщательность его разработки (четкость формулировки задач, подбор средств соответственно программ­ным требованиям, разработанность организации и методики обу­чения и воспитания).

    Предварительная подготовка мест занятий и инвентаря.

3.Подготовка помощников из числа учащихся, их предварительное инструктирование (физоргов, дежурных, групповодов, судей и т.п.)

4. Внешний вид учителя (специальная одежа и обувь, их состояние). Внешний вид занимающихся.


Нажимая кнопку, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности и правилами сайта, изложенными в пользовательском соглашении