Спортивный портал - Nutsfitness

Для чего нужен спортивный туризм. Что такое спортивный туризм (СТ)? история развития спортивного туризма

Лекция 14. Туристско-прикладные многоборья как вид спорта, входящий в систему спортивного туризма в Республике Беларусь.

Вопросы, рассматриваемые на лекции.

  1. Предпосылки для создания вида спорта «Туристско-прикладные многоборья».
  2. Содержание соревнований по туристско-прикладному многоборью и виды дистанций многоборья.
  3. Понятие технической сложности дистанций и этапов туристско-прикладного многоборья.

Туристско-прикладные многоборья (ТПМ) – один из двух видов спорта, входящих в систему спортивного туризма в Республике Беларусь, имеющий свои Правила соревнований и установленные Единой спортивной классификацией Республики Беларусь разрядные требования. Соревнования по ТПМ – это, прежде всего, соревнования в мастерстве владения разнообразной туристской техникой и тактикой. Дистанции ТПМ выступают в качестве своеобразной модели маршрута туристско-спортивного похода, а технические этапы ТПМ – модели отдельных классифицированных участков маршрута. С некоторой долей допущения можно говорить о том, что соревнования по ТПМ – это соревнования по технике и тактике преодоления характерных для спортивного туризма препятствий (технических этапов). Как и в случае спортивного туризма, где походы, по способу передвижения подразделяются на пешие (горно-пешеходные), лыжные, водные и велосипедные, соревнования по ТПМ проводят в технике горно-пешеходного, лыжного, водного и велосипедного туризма.

1. Предпосылки для создания вида спорта «Туристско-прикладное многоборье»

(краткая история возникновения ТПМ).

Предшественниками соревнований по ТПМ, как самостоятельного вида спорта, несомненно, являются туристские слеты и соревнования по технике видов туризма .

Что представляют собою туристские слеты с точки зрения их содержания и программы? Туристские слеты являются достаточно специфичными, разноплановыми туристскими мероприятиями. Проведение слетов разного масштаба (республиканских, областных, районных, слетов отдельных организаций, межвузовских слетов и т.д.) практикуется со времен СССР по настоящее время. Например, I Всесоюзный слет туристов, был проведен в Северной Осетии (Кавказ) в 1981г.

Хотя многие туристы, понятия «туристский слет» и «туристские соревнования» понимают одинаково, между ними есть существенные отличия. Главные цели и задачи основной массы туристских слетов – популяризация туризма, и пропаганда здорового образа жизни среди широких слоев населения; общение и обмен туристским опытом (Кодыш и др., 1984). Туристские соревнования являются лишь составной (хотя и наиболее важной) частью программы слета (пусть и наиболее существенной). Традиционная «зачетная» программа туристского слета является комплексной и включает в себя, по крайней мере, два раздела: программу спортивных состязаний и т.н. конкурсную программу. Таким образом, кроме состязаний в туристской технике на слетах широко практикуется проведение спортивных игр, конкурсов туристской песни, фотографий и т.д. Важным компонентом программы слетов являются и разнообразные культурно-массовые (воспитательные) мероприятия.

В туристско-спортивную программу слетов обычно включают следующие соревнования. Во-первых, это соревнования по ориентированию на местности (обычно участники преодолевают дистанцию ориентирования в заданном направлении или ориентирования по выбору, в том числе дистанции ночного ориентирования). Во-вторых, обязательным компонентом туристско-спортивных состязаний является преодоление полосы препятствий горно-пешеходной техники (препятствий, специфичных для горно-пешеходного туризма), а так же дистанции техники водного и велосипедного туризма. Сложность данных соревнований, со спортивной точки зрения, зависит от масштаба слета. Например, на туристских слетах республиканского масштаба акцент делается именно на туристско-спортивную часть программы, и дистанции слета могут приравниваться с технической точки зрения к дистанциям ТПМ четвертого класса сложности (см. ниже раздел 3 данной лекции). На туристских слетах меньшего масштаба преследуются, как мы уже отмечали выше, прежде всего цель пропаганды туризма как средства оздоровления и активного отдыха широких масс трудящихся и учащейся молодежи (а не цель спортивного совершенствования). Поэтому и спортивно-туристские дистанции данных слетов не являются сложными со спортивной точки зрения.

Ни в коем случае не умаляя пропагандистского и воспитательного значения слетов, следует признать, что они имеют косвенное отношение к спорту, как таковому. Соревнования в рамках слетов проводятся без определенных, единых правил , на относительно несложных туристских дистанциях. Правила состязаний в рамках туристского слета оговариваются «условиями» проведения данного конкретного слета и варьируют от слета, к слету (не являются незыблемыми). Участие в данных соревнованиях никак не связано с присвоением туристам спортивных разрядов и званий .

Что представляли собою соревнования по технике туризма? Если главной целью туристских слетов является все же популяризация туризма, то главной целью соревнований по технике туризма являлось все же спортивное совершенствование в технике и тактике спортивного туризма . Соревнования по технике видов туризма зародились в 70-х годах прошлого века в СССР и предлагались вначале, в качестве эффективного способа специальной подготовки для совершения спортивных походов. Отмечалось, что, «В туристских соревнованиях важно не только и не столько завоевать победу, сколько проверить техническую и тактическую подготовку, общефизическую и специальную тренированность, проверить новые образцы снаряжения в условиях максимально приближенных к походным» (Кодыш и др., 1984). Соревнования проводились по технике пешего, горного, водного, велосипедного, лыжного туризма и вскоре завоевали признание в туристской среде. Сложились предпосылки к переходу от соревнований, как вида специальной подготовки , к формированию самостоятельного вида спорта .

Соревнования в любом виде спорта – это игра по заранее оговоренным, определенным правилам. Поэтому в СССР были разработаны временные Правила туристских соревнований по отдельным видам туризма, утвержденные Центральным советом по туризму и экскурсиям и федерацией туризма СССР. Правилами устанавливалось четыре класса соревнований по возрастанию сложности. Именно в данных правилах было закреплено основное содержание соревнований туристов – преодоление дистанций туристской техники . В то же время до 90-х годов не было выработано единого подхода и единых Правил соревнований по технике разных видов туризма.

Какие дистанции преодолевались туристами в соревнованиях по технике видов туризма? Соревнования по технике пешеходного туризма заключались в преодолении протяженной дистанции кросс-похода с набором естественных препятствий (этапов) и компактно расположенной на местности полосы препятствий . Движение команды по дистанции кросс-похода было приближено к условиям похода (передвижение по маршруту с грузом и преодолением естественных препятствий). Дистанция полосы препятствий выявляла, прежде всего, техническую подготовленность команды. Она была призвана быть зрелищной, динамичной, и преодолевалась обычно без контрольного груза. Характерными техническими этапами и участками на дистанциях данных соревнований являлись: преодоление горных склонов (моделей горных склонов); переправы через водные препятствия, разные виды транспортировки «пострадавшего» и пр.

Соревнования по технике горного туризма высшего четвертого класса проводились на трех дистанциях: скальной , снежно-ледовой , и дистанции преодоления водной преграды . Скальные дистанции заключались в преодолении командой скального склона различной крутизны и протяженности (дистанция 4 класса – крутизна 55-60°, протяженность до 100м) с применением разнообразной техники передвижения и страховки. На ледовой дистанции, соответственно командой преодолевались ледовые склоны, а на дистанции преодоления водных препятствий команды демонстрировали технику и тактику наведения различных переправ (вброд, над водой). Соревнования по технике лыжного туризма проводились на двух дистанциях: туристы преодолевали протяженный лыжный маршрут и полосу препятствий , характерных для лыжных путешествий.

Таким образом, в соревнованиях по технике различных видов туризма не было единой структуры (несмотря на примененный принцип преодоления дистанций туристской техники), не было единых Правил и соответственно, единого метода классифицирования дистанций, определения результатов соревнований. Все это не позволяло до 90-х годов соревнованиям по технике видов туризма трансформироваться в отдельный вид спорта со своими разрядными требованиями, хотя предпосылки к такой трансформации уже были созданы.

В 90-х годах прошлого века желание проводить очные туристские соревнования по единому принципу и с едиными Правилами соревнований, наконец, было реализовано. В Республике Беларусь «родился» новый вид спорта – туристско-прикладное многоборье. Заслуга в его появлении, прежде всего, принадлежит мастеру спорта по горному и лыжному туризму, неоднократному победителю и призеру Всесоюзных соревнований по спортивному туризму Владимиру Ильичу Ганопольскому, который является автором-разработчиком ныне действующих Правил соревнований по ТПМ.

Каково содержание соревнований по туристско-прикладному многоборью? Соревнования по ТПМ, в технике различных видов туризма, заключаются в преодолении дистанций, требующих владения туристами всеми компонентами туристской техники, а так же решения комплекса тактических задач в данных компонентах. При этом под компонентами туристской техники подразумеваются уже известные Вам разновидности туристской техники: техника передвижения и страховки на естественных препятствиях; техника ориентирования на местности, техника бивака и поисково-спасательных работ. Определения ключевых понятий туристских соревнований «дистанция» и «технический этап» нами было представлено ранее (в лекции «Учебно-контрольные соревнования по туристской технике: содержание соревнований и принципы планирования дистанции»). Они в равной степени относятся и к соревнованиям по ТПМ. Итак, дистанция ТПМ – это спланированный на местности и оборудованный для проведения соревнований по ТПМ маршрут или система маршрутов движения команд и участников с установленными техническими этапами или участками. Данный маршрут (система маршрутов) для движения команд и участников обозначен на локальных препятствиях (естественном рельефе, искусственных сооружениях) или нанесен в том или ином объеме на карте местности. Технический э тап основной элемент дистанции, на котором соревнующиеся участники выполняют определенное условиями соревнований технико-тактическое задание.

Состав дистанций туристско-прикладного многоборья одинаков для соревнований по технике всех четырех видов туризма. В соревнованиях по ТПМ командами преодолеваются три вида дистанций: длинная дистанция , короткая дистанция и дистанция поисково-спасательных работ (ТПСР). В зависимости от масштаба соревнований ТПМ, команды преодолевают разный набор дистанций. На соревнованиях класса мастеров (уровня чемпионата Беларуси) команды выступают на всех трех дистанциях. На соревнованиях класса высших разрядов (уровня чемпионата города, области) команды выступают на двух дистанциях (длинной и короткой). Наконец, на соревнованиях класса новичков команды преодолевают одну дистанцию промежуточную по протяженности и числу технических этапов между длинной и короткой дистанциями.

Все соревнования по ТПМ проводятся как лично-командные . Начиная с четвертой группы соревнований, (см. ниже) кроме командных дистанций, участники преодолевают две личные дистанции – длинную и короткую. По результатам, показанных участниками на данных личных дистанциях определяются победители соревнований в личном первенстве. Кроме того, результаты, показанные участниками команды на личных дистанциях (средний балл) учитываются при определении места команды в общекомандном зачете. Соревнования V группы (класса «новичков») проводятся на одной лично-командной дистанции. Победители личного первенства определяются по результатам преодоления участниками отдельных личных технических этапов такой объединенной дистанции.

Что представляет собою длинная дистанция туристско-прикладного многоборья? Длинная дистанция ТПМ – это пешеходнотуристский, лыжнотуристский, воднотуристский или велотуристский протяженные маршруты (до 12км на местности в соревнованиях по технике горно-пешеходного и лыжного туризма), содержащие набор технических этапов. Длинная дистанция является своеобразной моделью маршрута похода, а ее технические этапы моделируют, в свою очередь, естественные препятствия, характерные для данного вида спортивного похода. На этой дистанции оценивается уровень мастерства спортсменов, прежде всего, в следующих компонентах туристской техники и тактики:

· В технике и тактике ориентирования на местности;

· В технике и тактике передвижения по элементам естественного рельефа местности и по выделенным в виде технических этапов естественным препятствиям;

· В технике и тактике организации командной страховки и самостраховки при преодолении естественных препятствий;

· В технике и тактике транспортировки «пострадавшего» на различных элементах рельефа.

· В технике туристского бивака.

В соответствие с оцениваемыми компонентами техники на длинной дистанции устанавливают ряд технических этапов. Характерными для соревнований по ТПМ в технике горно-пешеходного туризма являются следующие этапы: преодоление склона со страховкой (подъем, траверс, спуск); переправы через реку с организацией страховки (переправа вброд, по клади, навесная), ориентирование на местности (по азимуту, в заданном направлении, по заданной линии), транспортировка «пострадавшего» по различным элементам рельефа и различными средствами (на вязаных носилках, по склону с сопровождающим и т.д.) и ряд других.

В соревнованиях по ТПМ в технике лыжного туризма вышеперечисленные технические этапы преодоления склона, переправ, транспортировки «пострадавшего» так же присутствуют в том или ином объеме. Характерным этапом для оценки техники ориентирования на местности в зимних условиях является этап ориентирования на маркированной трассе. Разумеется, что для соревнований в лыжнотуристской технике характерны и технические этапы передвижения на лыжах: различные виды техники подъема и спуска на лыжах со склона, преодоление на лыжах участков труднопроходимого леса, «тропление» лыжни в глубоком снегу и пр. С сущностью вышеуказанных технических этапов Вы должны познакомится на практических занятиях по предмету «Туризм» и «Спортивно-педагогическое совершенствование». Представление о применяемой на данных технических этапах технике туризма дано так же в материалах методических занятий «Техника преодоления естественных препятствий», «Технические приемы ориентирования на местности».

Что представляет собою короткая дистанция туристско-прикладного многоборья? Короткая дистанция – это дистанция пешеходнотуристской, лыжнотуристской и пр. техники. Она не подразумевает движения команды и участников по сколько-нибудь протяженному маршруту на местности, а заключается в преодолении характерных для каждого вида туризма естественных локальных препятствий с выполнением командами заданных условиями соревнований технико-тактических действий. В соревнованиях по ТПМ в технике горно-пешеходного и лыжного туризма короткая дистанция – это, прежде всего, преодоление командами и участниками локальных участков склонов различной сложности и с разным характером покрытия: глинистых, скальных, снежных и пр. Соответственно, короткая дистанция не разбивается на отдельные технические этапы (с отдельной оценкой за их преодоление) а является единой.

На короткой дистанции ТПМ в технике горно-пешеходного и лыжного туризма акцент делается на оценку двух компонентов туристской техники: техники передвижения по естественным препятствиям; техники организации страховки. Характерная короткая дистанция на соревнованиях в технике горно-пешеходного туризма заключается в преодолении склонов (подъем-траверс-спуск) с организацией страховки. На соревнованиях по технике лыжного туризма та же дистанция подъем-траверс-спуск преодолевается частично в технике пешего передвижения и частично на лыжах (но вновь с организацией страховки на указанных условиями соревнований участках). Кроме того, на соревнованиях ТПМ класса высших разрядов и мастеров, на коротких дистанциях может оцениваться и техника транспортировки «пострадавшего» по склону (на вязаных носилках, на сопровождающем участнике и пр.).

Что представляет собою дистанция поисково-спасательных работ? Дистанция ТПСР имеет определенную протяженность на местности (обычно меньшую, чем протяженность длинной дистанции) и разбивается на отдельные технические этапы. Выделенные технические этапы дистанции ТПСР призваны оценить уровень мастерства спортсменов, прежде всего, в следующих компонентах туристской техники и тактики:

· Технике и тактике поисковых работ (технике ориентирования на местности, включая ночное ориентирование).

· Технике оказания первой (доврачебной) помощи «пострадавшему».

· Технике и тактике транспортировки «пострадавшего» на различных элементах рельефа местности, по естественным препятствиям (склонам, переправам через водные препятствия).

Характерными для соревнований по ТПМ в технике горно-пешеходного и лыжного туризма являются следующие этапы дистанции ТПСР: ночное ориентирование в заданном направлении, диагностика травмы «пострадавшего» и оказание ему первой помощи, этапы разнообразной техники транспортировки «пострадавшего».

Как в туристско-прикладных многоборьях указывается уровень (масштаб) соревнований? Масштаб соревнований по ТПМ указывает т.н. группа соревнований. Соревнования по ТПМ проводятся по пяти группам: V группа – соревнования «класса новичков»; IVБ группа – соревнования класса массовых разрядов; IVА группа – соревнования класса высших разрядов; III группа – соревнования класса мастеров (чемпионаты, кубки Республики Беларусь); II и I группы – международные соревнования с участием команд из различного числа государств. Соревнования V группы проводятся на одной лично-командной дистанции. Соревнования IV группы проводятся в рамках двоеборья – на короткой и длинной дистанциях, причем устанавливаются обе личные и командные дистанции. Начиная с III группы (уровень чемпионата Республики Беларусь), соревнования проводятся в рамках троеборья: на короткой и длинной дистанции (личной и командной) и на дистанции ТПСР (командной).

  1. Понятие технической сложности дистанций и этапов туристско-прикладного многоборья.

Как мы указывали выше – соревнования по ТПМ это, прежде всего, соревнования в мастерстве владения техникой и тактикой туризма. Чем больше масштаб соревнований, тем более сложные дистанции преодолевают спортсмены. На соревнованиях по ТПМ I, II, III группы устанавливаются наиболее сложные дистанции (в отношении технико-тактической и физической сложности их преодоления); на соревнованиях V группы – наименее сложные. При этом уровень сложности дистанций (этапов) ТПМ определяется понятием «класс дистанции (этапа)».

Какие характеристики дистанций и этапов определяют их класс? Всего правилами ТПМ установлено пять классов сложности дистанций. Дистанция V класса – наименее сложная; дистанция I класса – наиболее сложная. В свою очередь класс дистанций определяется, во-первых, естественной сложностью преодолеваемых командами и участниками естественных препятствий на местности. Например, он зависит от крутизны преодолеваемого склона и сложности лазания на этапе «преодоления склона»; от скорости течения, глубины, ширины преодолеваемых рек на этапе «переправа через водное препятствие»; от наличия или отсутствия очевидных ориентиров, уточняющих местоположение контрольного пункта («привязок») на этапе «ориентирование в заданном направлении» и т.д. Во-вторых , класс дистанций определяется сложностью поставленных перед участниками соревнований технико-тактических задач. Например, один и тот же склон, по условиям соревнований команды могут преодолевать с использованием разных по назначению и сложности технико-тактических приемов и средств: преодолевать склон с самостраховкой; с командной страховкой; с командной страховкой и транспортировкой «пострадавшего» и пр. Подчеркнем, что в основном класс дистанции в целом определяется классом (читай, сложностью) установленных на ней технических этапов (участков), образующих логичную комбинацию.

Каким количественным показателем оценивается сложность (класс) дистанций и этапов ТПМ? Принципы количественной оценки технико-тактической и физической сложности дистанций и этапов разного класса более подробно указаны нами в материалах методического занятия «Особенности планирования и классифицирования технических этапов и дистанций соревнований по туристско-прикладному многоборью». Здесь мы только отметим, что количественная оценка сложности дистанций и этапов определяется так называемым суммарным показателем сложности (СПС), выраженным в баллах. Правилами ТПМ установлено, что основой для балльной оценки дистанций (этапов) различных классов сложности является шкала, выраженная в числах последовательности Фибоначчи: 5, 8, 13, 21, 34 (соответственно для классов дистанции (этапа) V, IV, III, II, I). Эти балльные оценки принимаются за исходные для классифицирования дистанции (этапа) судьями экспертами, причем каждая из них обладает своим, возрастающим диапазоном варьирования, позволяющим дать окончательную оценку в виде:

5 ± 1 (V класс); 8 ± 2 (IV класс); 13 ± 3 (III класс); 21 ± 5 (II класс); 34 ± 8 (I класс).

Можно сказать, что сами числа Фибоначчи определяют оценки стандартных (эталонных) дистанций и этапов соответствующих классов сложности. Это исходные оценки, на которые ориентируются судьи эксперты при планировании дистанции и технических этапов. Используя установленный диапазон их варьирования, они дают их окончательные оценки выше или ниже эталонных, в зависимости от конкретных характеристик препятствий, метеоусловий и предложенных участникам технико-тактических действий.

Какой сложности дистанции и технические этапы устанавливаются на соревнованиях по ТПМ различных групп? Правилами проведения соревнований по ТПМ предписывается, что в соревнованиях III группы (класс мастеров) минимум две дистанции должны быть не ниже II класса; допускается, что одна из трех дистанций может быть III класса и (или) одна дистанция – I класса сложности. В соревнованиях IV группы для подгруппы «А» обе дистанции должны быть не ниже III класса сложности (одна может быть II класса). Для подгруппы «Б» обе дистанции – IV класса. Соревнования V группы (класс новичков) проводятся на одной дистанции V класса.

Для иллюстрации вышеприведенных положений об уровне сложности дистанций в зависимости от группы соревнований приведем конкретные примеры (содержание) дистанций ТПМ V и IV класса в технике горно-пешеходного туризма. Так, протяженность дистанции V группы, поставленной на первенстве Белорусского государственного университета физической культуры (2005г.), составила 6км. Участники команд преодолевали следующие этапы в индивидуальной технике: «Переправа через сухой каньон по веревке с перилами (параллельные перила)», «Преодоление склона (подъем-траверс-спуск) с самостраховкой на перилах», «азимутальное ориентирование». При этом на двух первых этапах у участников оценивалась индивидуальная техника передвижения по естественным препятствиям и техника самостраховки на вертикальных и горизонтальных перилах (перила наведены судьями соревнований). На третьем этапе оценивалась индивидуальная техника движения по азимуту. В дистанцию входили так же следующие этапы командной техники: «Навесная переправа через ручей» (по наведенным судейским веревкам, с командной организацией страховки для первого участника, переходящего ручей вброд и организацией сопровождения основной веревкой переправляющихся по перилам участников); «транспортировка «пострадавшего» на вязаных носилках», «ориентирование по заданной линии». Техническая сложность указанных этапов не выходила за рамки начальной туристской подготовки студентов, полученной ими в процессе изучения курса «Туризм».

В качестве примера дистанции IV А класса приведем некоторые параметры командной длинной дистанции на Чемпионате г.Минска по ТПМ в технике горно-пешеходного туризма 2007г. (начальник дистанции – мастер спорта Челядинский Р.Н.). Протяженность дистанции составила порядка 10км. На дистанции были установлены следующие этапы в технике переправ: «Навесная переправа через сухой каньон», «Навесная переправа через сухой каньон с транспортировкой пострадавшего на вязанных носилках», «Переправа через водное препятствие по бревну», «Преодоление заболоченного участка местности по гати». Кроме того дистанция включала этапы ориентирования в заданном направлении и ориентирования по указанной линии, а так же этап транспортировки пострадавшего на вязанных носилках по пересеченной местности. Все действия по наведению веревочных перил и организации страховки на этапах, вязка носилок для пострадавшего и т.д., выполнялись силами самих преодолевающих дистанцию команд ими же определялась и тактика преодоления дистанции. В данном случае содержание дистанции требовало уже достаточно высокого уровня квалификации спортсменов (соревнования класса высших разрядов).

Как определяется ранг соревнований по ТПМ? Квалификация спортсменов определяется присвоенными им разрядами и спортивными званиями. Причем разряды и звания присваиваются по результатам выступления на соревнованиях и выполнения разрядных требований, установленных в Единой спортивной классификации Республики Беларусь (ЕСК РБ). Ключевое понятие для выполнения разрядных требований – это квалификационный ранг соревнований.

Квалификационный ранг соревнований по ТПМ определяется в баллах (не путать с баллами результатов соревнований!) и напрямую зависит от спортивной квалификации участников соревнований. Так ранг командных соревнований определяется, как средняя величина суммы квалификационных баллов участников команд, занявших три первых места. Квалификационный ранг личных соревнований определяется как средняя величина квалификационных баллов участников, занявших первые 10 мест, умноженная на шесть (в пересчете на стандартную команду ТПМ в шесть человек). При этом квалификационные баллы участников следующие:

Звания и разряды: МСРБ КМС I р. II р. III р.(I юн. р.) без разряда

Квалификационные баллы 100 40 20 5 2 0.5

Разряды и звания в ТПМ присваиваются в соответствие с действующей ЕСК РБ, исходя из результатов командного и личного первенства в конкретных соревнованиях. При этом ЕСК определяет, в зависимости от ранга соревнований, необходимый для присвоения того или иного разряда результат (в баллах). Например, в приложении к соревнованиям V группы, необходимые результаты участников для присвоения им третьего, второго разрядов представлены в таблице 1.

Таблица 1.

Требования к выполнению массовых разрядов в личном первенстве соревнований по ТПМ.

Ранг соревнований (баллы)

Результаты участников необходимые для выполнения спортивного разряда.

(% от значений СПС * дистанции)

II разряд

III разряд

* – СПС – суммарный показатель сложности дистанции.

Литература по теме лекции.

1. Ганопольский В.И. Уроки туризма / Пособие для учителей. – Мн.: НМЦентр, 1998. – 216с. – (Туризм в школе).

  1. Кодыш Э.М. Туристские слеты и соревнования.- М., Профиздат, 1984.-111.
  2. Кодыш Э.Н. Соревнования туристов: Пешеходный туризм, М.: ФиС 1990 г. – 175 с.
  3. Константинов Ю.С. Туристские слеты и соревнования учащихся. М.: ЦДЮТиК, 2003. – 228с.
  4. Туристско-прикладные многоборья /Правила соревнований. – Мн.: Белпринт, 1988. – 96с.
  5. Единая спортивная классификация Республики Беларусь (2001-2004гг). – Минск: Изд-во «Четыре четверти», 2001. – 333с.

Глава 1. Теоретические основы организации спортивного туризма

Основные понятия и определения спортивного туризма

Спортивный Туризм - это вид спорта - соревнования по различным видам туризма (лыжный, водный, горный, спелеотуризм и др.).

Спортивный туризм - вид спорта, в основе которого лежат соревнования на маршрутах, включающих преодоление категорированных препятствий в природной среде (перевалов, вершин (в горном туризме), порогов (в водном туризме), каньонов, пещер и пр), и на дистанциях, проложенных в природной среде и на искусственном рельефе.

Спортивный туризм - вид спорта по преодолению протяжённого отрезка земной поверхности, называемым маршрутом. При этом под "земной поверхностью" подразумевается не только каменная поверхность Земли, но также и водная, и расположенная под дневной поверхностью (пещеры). Во время прохождения маршрута преодолеваются разные специфические естественные препятствия. Например, горные вершины и перевалы (в горном туризме) или речные пороги (в сплавах по рекам).

Спортивный туризм в России является национальным видом спорта, имеющим многовековые исторические традиции, и включает в себя не только спортивную составляющую, но и особую духовную сферу и образ жизни самих любителей странствий. Центрами развития спортивного туризма по-прежнему остаются некоммерческие клубы туристов ("турклубы"), хотя многие туристы занимаются им самостоятельно.



Спортивный туризм это подготовка и проведение спортивных путешествий с целью преодоления протяженного пространства дикой природы на лыжах (лыжный туризм), с помощью средств сплава (водный туризм) или пешком в горах (горный туризм). Спортивное путешествие проводится силами автономной группы из 6-10 человек. Бывает, что путешественники в течение месяца не встречают никаких следов цивилизации. Чтобы пройти маршрут необходимо быть не только сильным, ловким, смелым и упорным, но и владеть широким набором специальных знаний от техники преодоления препятствий до физиологии человека в экстремальных условиях.

В отличие от обычного путешествия спортивное путешествие включает набор классифицированных по сложности естественных препятствий. Как правило, в горном и лыжном туризме такими препятствиями являются горные вершины и перевалы, а в водном туризме - речные пороги.

Созданная в течение десятилетий система спортивного туризма минимально ограничивает инициативу путешественников. В настоящее время спортивное путешествие можно оформить к любой точке земного шара, при этом каждый может стать руководителем группы, лишь бы он обладал опытом участия в путешествии той же категории сложности и опытом руководства в путешествии, которое на одну категорию проще. Остальные члены команды обязаны иметь опыт участия в более простом (на одну категорию) путешествии. Помимо этого основного принципа Правилами оговорены исключения, позволяющие более полно учесть фактический опыт путешественников (например, альпинистский опыт или опыт в других видах спортивного туризма). Мастерский уровень в спортивном туризме связан с руководством в путешествиях высших категорий сложности. Поэтому, совершая по два путешествия в год, одаренный спортсмен достигает этого уровня за 5 - 6 лет. Спортивный туризм это не только спорт. Он позволяет познакомиться с культурой проживающих в районе путешествия народов, насладиться созерцанием удивительных ландшафтов, испытать трепет исследователя - первопроходца. Конечно, в эпоху тотальной аэрофотосъемки географическое открытие совершить невозможно, однако еще можно побывать в местах, где не ступала нога человека. Наконец, спортивный туризм это школа мудрости. Это точный расчет сил, умение предвидеть события и прогнозировать течение порождаемых ими процессов.

Становление и развитие спортивного туризма

Спортивный туризм сравнительно молодой феномен в отечественной истории развития туристского движения, зародившийся в конце XIX века. Туристско-спортивное движение в России того времени не приобрело массового характера, оставаясь делом небольшого круга людей. Это было связано с целым рядом причин: экономических, психологических и т.д. Мешали этому и искусственно создаваемые ограничения на занятия спортом (в том числе и туризмом). После установления в стране власти большевиков государство стало уделять больше внимания вопросам физической культуры и спорта. В стране началось создание системы массового физического воспитания. Параллельно этому шел процесс отсечения ранее существовавших организаций, не вписавшихся в новую систему.

Однако, в то время, в стране одна за другой стали появляться первые туристские организации: «Альпийский клуб» в Тбилиси (1877), «Предприятие для общественных путешествий во все страны света» в Петербурге (1885), «Крымский горный клуб» в Одессе (1890) с филиалами в Ялте и Севастополе (позднее - «Крымско-Кавказский горный клуб»), «Русский тюринг-клуб» (общество велосипедистов) в Петербурге (1895) с отделениями в Москве, Киеве, Риге и др. В 1901 г. «тюринг-клуб» был преобразован в РОТ (Российское общество туристов), ставшее крупнейшим туристским объединением в стране - к 1914 г. в его рядах насчитывалось около 5 тыс. членов . По счастливой случайности Российское общество туристов избежало участи иных буржуазных спортивных организаций и не было ликвидировано в первые годы советской власти. Напротив, это объединение было включено в государственную систему всеобщего физического воспитания. Отчасти это произошло благодаря усилиям людей, которые занимались организационными вопросами движения, его становлением: Н. Крыленко, И. Тамму, А. Фрумкину, В. Немыцкому и т.д. . Но РОТ не стало единственной организацией, объединявшей участников туристского движения в стране. Туристские группы создавались на базах экскурсионных организаций Наркомпроса, НКВД (Народный комиссариат внутренних дел), ВСНХ (Высший совет народного хозяйства), при краевых исполкомах и других государственных учреждениях. Еще в 1918 г. при Наркомпросе была создана первая советская туристская организация «Бюро школьных экскурсий Наркомпроса», а в 1920 г. - «объединенное лекционно-экскурсионное бюро» - прообраз современных туристско-экскурсионных учреждений .

XX век истории развития спортивного туризма характеризуется тремя основными периодами: довоенным, предвоенным, послевоенным.

В довоенный период в развитии туризма выделились два самостоятельных направления (туристско-экскурсионный и самодеятельный). В первое направление перешло в ведение ВВЦСПС, где было создано Центральное туристско-экскурсионное управление, а второе в ведение Всесоюзного комитета по делам физической культуры и спорта, где была создана Всесоюзная секция туризма. В 1929 г. РОТ было переименовано в ОПТ, которое ставило перед собой следующие задачи: знакомство со страной с целью самообразования; развитие нравственных и физических качеств; лучшее использование возможностей отдыха; а также оказание помощи отсталым народам в освоении культурного наследия; проведение исследовательской работы по выявлению естественных богатств страны. В своей работе ОПТ опиралось на ячейки в учреждениях, на промышленных предприятиях, в совхозах и колхозах; отделения ОПТ окружного и областного масштаба имелись во всех республиках. Разрабатывались маршруты, издавалась методическая литература. В 1930 г. постановлением Совета народных комиссаров СССР на базе ОПТ и АО (Акционерное общество) «Советский турист» было создано Всесоюзное добровольное общество пролетарского туризма и экскурсий (ОПТЭ). ОПТЭ осуществляло большую работу по вовлечению населения в турпоходы и экскурсии, по развитию сети турбаз и маршрутов . В то же время широкий размах получил туризм среди школьников. В 1932 году была создана центральная детская экскурсионно-туристская станция, после чего аналогичные станции стали создаваться во всех республиках и крупных городах. Созданная сеть станций детско-юношеского туризма действует и в настоящее время, число которых составляет более 400, а ежегодное число участников, организуемых этими учреждениями, составляет порядка 1,6 миллионов участников. Начали создаваться секции туризма в ДСОи коллективах физкультуры. Спорткомитетом 26.03.1939 г. был введен значок «Турист СССР», в 1940 г. учреждено звание инструктора по туризму. Когда в 1936 году для спортсменов были учреждены звания «Мастер спорта» и «Заслуженный мастер спорта», в числе Заслуженных мастеров - появился и турист: Н.М. Губанов. В том же году постановлением Центральной избирательной комиссии СССР руководство работой в области туризма было возложено на ВЦСПС. В это время туристское движение внутри страны приобрело массовый характер: в туристских клубах и ячейках занималось уже 500 тыс. человек, против 5 тыс. в 1914 г. Туризм стал распространенным видом отдыха сотен тысяч людей. Вместе с тем существовало еще немало проблем, среди которых особо выделялась неразвитость материально-технической базы. Но, несмотря на это, туристское движение благодаря, прежде всего, энтузиазму отдельных людей продолжало расти и крепнуть . В 1940 году действовало несколько тысяч туристских секций на предприятиях, в учебных заведениях, было создано 165 туристских баз и лагерей. С 1 января 1940 года туризм включен в комплекс ГТО («Готов к труду и обороне» - программа физкультурной подготовки в общеобразовательных, профессиональных и спортивных организациях).

В предвоенный период в самодеятельных походах - дальних и выходного дня участвовало почти 3 млн. человек. Война прервала деятельность туристских организаций. Понадобилось много лет для достижения довоенного уровня. Увеличение туристов, объединенных в туристские секции и клубы, сложными спортивными походами потребовало упорядочения системы подготовки на основе единых нормативных требований.

После окончания Великой Отечественной войны ВЦСПС и ЦК ВЛКСМ (Центральный комитет Всесоюзного Ленинского Коммунистического союза молодежи) предпринял широкомасштабные действия по развитию туризма в стране. Уже в 1945 году ВЦСПС принимает соответствующее решение. В трудное послевоенное время выделяются средства на восстановление и строительство новых турбаз и лагерей. Особый размах получили создание туристских клубов. Они стали центрами консультаций по прохождению спортивных маршрутов, местом работы маршрутно-квалификационных комиссий по видам туризма, являлись организаторами спортивного туризма. Впервые спортивный туризм был введен в Единую спортивную классификацию в 1949 году. Это повлекло за собой развитие маршрутных и квалификационных (позднее маршрутно-квалификационных) комиссий, разработку классификации туристских походов.

Начиная с 50-х годов стали действовать школы инструкторов туризма. С середины 50-х годов началось бурное развитие самодеятельного туризма и его высшего проявления - спортивного туризма. В 1957 году в стране работало более 50 туристских клубов, тогда как до войны существовал лишь один в Ростове-на-Дону. Туризм стал действительно массовым.

В 1962 решением ВЦСПС ТЭУ (Туристско-экскурсионное управление) были преобразованы в ЦСТЭ, республиканские и областные советы, в ведение которых полностью перешел самодеятельный туризм. При ЦСТЭ и советах на местах начали работать секции и комиссии по видам туризма, создавались областные и городские туристские клубы. Начиная с 1965 года стали функционировать разрядные требования, включавшие присуждение разрядов и званий вплоть до звания Мастер спорта за совершение спортивных походов 5 категории сложности. (Постановление президиума центрального совета союза спортивных обществ и организаций СССР. Протокол «4 от 19 марта 1965 года») .

С 1970 ежегодно организуются всесоюзные соревнования на лучший туристский поход. Туристские походы были включены в физкультурно-спортивный комплекс ГТО. С 1971 года проводились Всесоюзные, республиканские, областные соревнования на лучшее туристское путешествие, которые с 1981 г. преобразованы в Чемпионаты СССР, республик и т.п. (Постановление ЦСТЭ, протокол №16 б п. 5 от 22 мая 1980 г., согласованное с Комитетом по физической культуре и спорту при Совете министров СССР). Постановлением Комитета по физической культуре и спорту от 22 августа 1980 г., протокол №6, призеры чемпионатов СССР награждаются золотыми, серебряными и бронзовыми медалями II степени. Во всесоюзных соревнованиях и чемпионатах ежегодно участвовало 100-150 команд. В 1976 году ВЦСПС принял решение о создании единого общественного туристского органа - Федерации туризма ЦСТЭ и образовании соответствующих федераций на местах. Председателем Федерации был избран С.В. Журавлев - зам. председателя Всесоюзного совета ДСО профсоюзов .

В 1985 г. Федерация стала называться Всесоюзной, а федерации на местах - республиканскими, краевыми и областными. Председателем Федерации стал известный турист, заслуженный мастер спорта В.Д. Тихомиров. К концу 80-х годов в системе советов по туризму было создано 950 областных, городских туристских клубов, объединяющих многотысячный общественный актив. Туристские секции и клубы работали в десятках тысяч коллективах физкультуры, которые охватывали соревнованиями, спортивными походами до 10 млн. человек. На различного уровня семинарах, школах, сборах подготовлено более 500 тыс. инструкторов, руководителей походов, судей соревнований. В спортивных походах ежегодно участвовало более 200 тысяч туристов спортсменов (около 20 тысяч туристских групп) .

На рубеже 80-90-х годов на территории бывшего СССР действовало более 40 тысяч общественных комиссий, в работе которых участвовало около 700 тысяч туристов. В 1990 году звание мастер спорта было присвоено 124 туристам, 1-3 разряд - 80 тысячам туристов, а значок «турист СССР» был вручен 250 тысячам туристов.

В 1992 г. после распада СССР был создан Международный туристско-спортивный союз, а в 2002 году была учреждена Международная Федерация спортивного туризма, объединившая туристов стран СНГ и Прибалтики. Туристско-спортивный союз и федерация спортивного туризма России стала работать при Госкомспорте России. Президентом стал ЗМС (Заслуженный мастер спорта) И.Е. Востоков .

Начиная с 1994 г. в разрядные требования по спортивному туризму введено присуждение званий Мастер спорта международного класса за совершение спортивных походов 6 категории сложности, соответствующих мировым достижениям, а также включены соревнования по туристскому многоборью, которые ранее назывались соревнованиями по технике туризма. Головной организацией является общественная организация - Туристско-спортивный союз России (Федерация спортивного туризма). Сокращенно - ТССР .

Начиная с 1998 года, СТ прошел критическую точку своего падения; наметились положительные тенденции в его развитии. Это стало возможным благодаря организационной, методической и финансовой поддержке со стороны госкомитетов по физической культуре, спорту и туризму, усилиям общественного туристского актива и, самое главное, желанию самих социально незащищенных слоев населения дешевым и эффективным способом решать проблему своего отдыха и здорового образа жизни в сложной ситуации города. На этом фоне в территориальных госкомитетах идет устойчивый процесс создания штатных подразделений, занимающихся развитием спортивного туризма .

В России по количеству занимающихся, спортивный туризм входит в десятку мест среди всех видов спорта. В 2008 по официальной статистике Минспорттуризма это более 340 тысяч спортсменов, а с учетом массового физкультурного движения, включающего детско-юношеский спортивно-оздоровительный туризм - более 3 млн. человек .

На сегодняшний день спортивный туризм, в современном обществе, проявляет себя как один из важнейших видов туристской деятельности, являющийся для многих людей неотъемлемым компонентом жизнедеятельности, эффективным средством восстановления физического и психического здоровья, а также необходимым условием увлекательного проведения своего свободного времени. Это целое социальное движение, важнейшей целью которого является формирование здорового образа жизни каждого конкретного человека и общества в целом.

Но вместе с тем начиная с 2009 г. имеет место тенденция к недопониманию важности этого движения. Накопился ряд проблем, которые ведут к снижению статуса спортивного туризма, разрушению движения и вида спорта, снижению безопасности, что не соответствует национальным интересам страны. Имеет место тенденция к игнорированию и пренебрежению мнением общественных спортивных организаций. На утверждение нормативов - правил и разрядных требований и других документов уходят года. Имеет место боязнь ответственности чиновников и недоверие к общественности, что блокирует решения, принятия нормативных документов и развития данного вида спорта. В течение последних трех лет не утверждаются разрядные требования по спортивному туризму по базовой группе дисциплин «маршрут» за совершение спортивных маршрутов (походов), ликвидированы звания Мастер спорта и Мастер спорта международного класса, не присваиваются даже юношеские разряды. Все это ведет к снижению безопасности и росту травматизма на маршрутах из-за снижения управляемости движения, так как отсутствие должных стимулов приводит к росту числа неорганизованных «диких», нерегистрируемых групп, не выполняющих жесткие требования безопасности правил соревнований. Снижение мотивации влияет как на участников, так и на тренеров. Спортсмены, имеющие спортивные звания всегда являлись примером и движущей силой в воспитании молодежи. Данная позиция противоречит основным направлениям национальной политики, поставленных президентом РФ Д.А. Медведевым по поднятию массовых видов спорта, оздоровлению и социальной поддержки населения, вызывая большой отрицательный общественный отклик. Недостаточна государственная поддержка туристических спортивных организаций. Практически отсутствует финансирование соревнований и других туристских мероприятий. Как и раньше имеет место тенденция развития за свой счет .

Учитывая вышесказанное, можно сделать вывод, что СТ - это общенациональный вид спорта в России, отражающий национальные традиции. Можно выделить три основных периода истории возникновения спортивного туризма в России - довоенный, предвоенный и послевоенный. Рассматривая данные периоды, прослеживается определенная тенденция развития спортивного туризма: широкое распространение спортивно-туристской индустрии - переход от профессионального подхода к спортивно-туристским мероприятиям к самодеятельному - широкомасштабные действия по развитию данного туризма в стране.

Спортивный туризм это не только спорт. Он позволяет познакомиться с культурой проживающих в районе путешествия народов, насладиться созерцанием удивительных ландшафтов, испытать трепет исследователя-первопроходца. Что же касается непосредственно развития данного вида туризма, то здесь прослеживается ряд определенных тенденций. Если в 90-е годы спортивный туризм в основном развивался с помощью финансовых средств государства, то в современности взамен государственным средствам стали коммерческие - т.е. развитие за свой счет. Тем самым бюджетное финансирование сократилось до минимума. Помимо сокращения бюджета, резко сократилось количество занимающихся спортивным туризмом, происходит заметная демократизация отношений между человеком, государством и природой, исчезновение одних и появление других запретов и ограничений. Так же немало важной тенденцией является проблема выхолащивания основной сути спортивного туризма - природной среды его обитания. Появляются мероприятия, которые трудно назвать туристскими. Законодательная и нормативная база, являющаяся основой для реализации государственной политики в области социально-ориентированного спортивного туризма, в настоящее время не гарантирует его развитие. Имеет место тенденция к недопониманию важности туристско-спортивного движения, в основном со стороны органов власти. Однако в последнее время наметились и положительные тенденции в его развитии, в территориальных госкомитетах идет устойчивый процесс создания штатных подразделений, занимающихся развитием данного туризма.

Виды спортивных туров

Цель спортивных туров - приключения, преодоление трудностей. Активные туры подразделяются по средствам передвижения.

Выделяют туризм пеший, лыжный, водный (сплав на байдарках, плотах деревянных или надувных - рафтах, катамаранах, шлюпках, яхтах и т.д.), конный, велосипедный. Также отдельно выделяют спелеотуризм - посещение пещер, альпинизм - восхождение на горные вершины. В России отдельно выделяют горный туризм - пешие путешествия по горам с целью преодолеть определенное количество горных перевалов. Стационарный спортивный туризм - различные виды отдыха на море (дайвинг, серфинг, яхтинг, водные лыжи и др.) и в горах (катание на лыжах, санях, сноуборд, пара - и дельтапланеризм и др.).

Виды спортивного туризма

По видам передвижения выделяются:

Автомототуризм - путешествия (походы) по избранному маршруту на автомобилях и мотоциклах личного пользования;

Велосипедный туризм (велотуризм) - один из видов туризма, в котором велосипед служит главным или единственным средством передвижения. Понятие "велосипедный туризм" многозначно и относится как к одному из видов активного отдыха, так и к разновидности спортивного туризма;

Водный туризм - один из видов спортивного туризма, который заключается в преодолении маршрута по водной поверхности. Различают несколько видов водного туризма: сплав по рекам, рафтинг, парусный туризм, морской каякинг;

Парусный туризм - путешествие по внутренним водным путям и в прибрежных водах морей и океанов на парусных судах;

Конный туризм (верховой туризм) - путешествие на лошадях верхом или в экипажах. Один из видов спортивного туризма, который заключается в прохождении на лошади маршрутов, содержащих специфические для конного туризма препятствий (перевалы, леса, реки);

Лыжный туризм - передвижение на маршруте производится в основном на лыжах. Для преодоления естественных препятствий используются туристские лыжи;

Мотоциклетный туризм;

Пешеходный туризм - передвижение на маршруте производится в основном пешком. Основной целью является пешее преодоление группой маршрута по слабопересечённой местности;

Горный туризм - пешие походы в условиях высокогорья;

Спелеотуризм - разновидность спортивного туризма, смысл заключается в путешествиях по естественным подземным полостям (пещерам) и преодолением в них различных препятствий (сифоны, колодцы) с использованием различного специального снаряжения (акваланги, карабины, верёвки, крючья, индивидуальные страховочные системы и пр). Открытие новых спелеотуристических маршрутов сопряжено с исследованием пещер - спелеологией.;

Комбинированный туризм - вид соревнований по спортивному туризму, заключающийся в прохождении экстремально ориентированной дистанции, сочетающей в себе несколько видов туризма, и отработкой по спасению, жизнеобеспечению и выживанию в природной среде.

По возрастно-социальному признаку спортивный туризм разделяется на:

Детский туризм;

Юношеский туризм;

Взрослый туризм;

Семейный туризм;

Туризм для людей с ограниченными возможностями.

В последние годы активное развитие получили следующие направления спортивного туризма: путешествия (в том числе - одиночные путешествия); экстремальный туризм; дисциплина дистанции; дисциплина дистанции в закрытых помещениях на искусственном рельефе; короткие маршруты в классе спортивных походов.

Формы и виды деятельности:

· организация спортивных походов и путешествий;

· проведение спортивных и научных экспедиций;

· проведение чемпионатов и соревнований, включая международные;

· проведение спортивных школ по подготовке кадров - инструкторов и гидов-проводников спортивного туризма;

· коммерческий спортивный туризм;

· организация ярмарок, слетов, туриад;

· ведение банков данных коллективных членов, новинок туристского снаряжения, маршрутов, перевалов, вершин и др. технически трудных препятствий;

· деятельность по учету и присвоению спортивных, инструкторских и судейских званий;

· организация детско-юношеского и семейного туризма.

Спортивный туризм – это сочетание отдыха с физическими нагрузками; такие мероприятия выбирают люди, которые предпочитают активный отдых, любят природу и тесные компании и не могут сидеть на одном месте. Данный вид путешествий представляет собой организацию и проведение групповых мероприятий, связанных с лыжным спортом, рафтингом и пешими прогулками, в том числе и в горы. Основная задача туристов – преодолевать природные препятствия, бороться со стихией.

Лыжный туризм развивается на территории и стран бывшего СНГ, так как именно в этих районах длительное время лежит снег. В чем же заключается особенность этого вида спортивных путешествий? Собирается группа людей, оснащается всем необходимым снаряжением, в которое входят туристические лыжи, термобелье, палатка, спальный мешок, переносная печка. На сапоги надеваются бахилы для защиты от снега, носки обязательно берутся шерстяные. Такая экскурсия проходит в горах, покоряются естественные препятствия, группа взбираются на склоны и съезжает с них, туристы могут находиться в движении на морозе, достигающем –40°С. Этот тип путешествий относится к экологическому отдыху. Разумеется, наиболее распространены такие туры по территории России – на Урале, в Сибири, на Алтае, на Кольском полуострове .

Пешеходный спортивный туризм , или треккинг , – это один из самых популярных видов экологического отдыха в мире. Заранее определяется маршрут, который может быть разной протяженности и сложности. При этом для того, чтобы участвовать в походе высокой сложности, турист должен пройти испытания более низких категорий сложности. Треккинг-туры могут организовываться практически на любом курорте. Это отличная возможность познакомиться с историей и культурой страны и весело провести время. Такие путешествия проходят как в пик туристического сезона в стране, так и в мертвый сезон и даже в сезон дождей. Треккингом Вы можете заняться на территории России и во время отдыха в других странах – , Непале, в и др.

Водный туризм – это, в первую очередь, рафтинг, то есть сплав по реке на лодках или плотах. Основная задача участников такого путешествия – преодолевать пороги реки и справляться с течением. В рафтинге могут принимать участие профессионалы этого спорта, однако на курортах часто организуются сплавы для новичков. В этом случае выдается все необходимое оборудование для обеспечения безопасности – каски и спасательный жилет, проводится инструктаж новичков, а в течение всей поездки профессионалы рафтинга сопровождают новичков и оказывают им помощь. Заняться этим видом спортивного туризма можно в Турции, в России (Карелия, Алтай и др.), на Бали, в Греции, в Крыму и т. д.

Особая разновидность – горный спортивный туризм . Он напоминает треккинг тем, что группа людей собирается и движется по определенному маршруту, однако в данном случае выбирается дорога по горной местности. Во время преодоления препятствий участники путешествия пользуются приемами скалолазания, однако главное для альпиниста – покорить вершину, именно поэтому они взбираются на очень высокие горы. В данной же ситуации, главное – преодолеть природную преграду: пройти через перевал, взобраться на гору и др.

Такой вид спортивного туризма распространен в России ( , Алтай, Урал и др.), Швейцарии и др.

Глава 1. Характеристика спортивного туризма как вида спорта

Многообразны и условия преодоления препятствий: климатические, метеорологические, высокогорные и др. При преодолении естественных препятствий используются различная техника и тактика, различные средства передвижения и обеспечения безопасности.

Преодоление естественных препятствий требует различной по времени и интенсивности работы туриста-спортсмена. Туристская работа в данном случае - это совокупность физических и технических действий туриста-спортсмена. Она имеет определенное сходство с физическими упражнениями, принятыми за первооснову в теории и методике физического воспитания, но значительно шире по своему содержанию. Туристская работа имеет определенную, отличную от физических упражнений структуру. Ее структурную основу составляют действия туриста-спортсмена, направленные на преодоление естественных препятствий с минимальными затратами сил и максимальным обеспечением безопасности.

Определенные ограничения минимизации усилий и максимального уровня безопасности связаны с характером препятствий и условиями их преодоления, а поэтому в каждом конкретном случае требуется решение задачи оптимизации. Например, при прохождении сложного скального рельефа требуется применять совершенную скальную технику и обеспечивать надежную страховку. Оптимальное решение такой задачи возможно при работе умеренной мощности. Как замедленное, так и ускоренное прохождение сложного скального рельефа в походных условиях может привести к потере необходимого уровня безопасности.

В теории спортивной тренировки (Матвеев Л.П., 1991) первоосновой выступают собственно соревновательные упражнения (часто тождественные понятию «вид спорта») и тренировочные формы соревновательных упражнений. Соревновательные упражнения рассматриваются как целостные действия (в том числе и сложные совокупности действий), которые служат средством ведения спортивной борьбы и выполняются в том же составе, что и в условиях соревнований по избранному виду спорта. В этом смысле основные элементы туристской работы можно считать соревновательными упражнениями, учитывая особенности тренировочных форм таких упражнений и особенности их использования в подготовке туристов-спортсменов. В спортивном туризме эти упражнения многообразны. Они могут быть и скоростно-силовыми, и собственно силовыми, и сложно-координированными. Они могут иметь относительно стабильные и переменные формы в зависимости от ситуационных условий. При этом сложно-координированные упражнения составляют основу техники туризма в условиях преодоления естественных препятствий.

Спортивный туризм относится к видам спорта, для которых характерна активная двигательная деятельность с проявлением физических и волевых качеств. Его можно отнести к комплексным (смешанным) видам спорта типа многоборий. Спортсмен-турист должен обладать специфической многоборной специальной туристской выносливостью.

В туристских походах есть многочасовая работа циклического характера, связанная, например, с длительными передвижениями по тропе с рюкзаками. Эта работа, как правило, умеренной мощности. Есть в туризме и ациклическая работа при преодолении различных естественных препятствий. В основном эта работа также умеренной мощности, хотя отдельные части ее находятся в зонах больших, субмаксимальных и максимальных мощностей.

Характеристикой подготовленности спортсменов к нагрузкам могут служить данные по ЧСС при велоэргометрии у 18 мастеров спорта по альпинизму в возрасте от 28 до 48 лет, приведенные в табл. 1 (Газенко О.Г., 1987).

В таблице представлены индивидуальные и среднегрупповые величины изучаемых показателей при разных физических нагрузках субмаксимального уровня. Переносимость физической нагрузки расценивалась как хорошая, т. е. реакция всех ЭКГ-показателей была адекватной выполненной работе, а нормализация их практически завершилась к концу 10-минутного периода восстановления по всем показателям, кроме ЧСС, которая оставалась выше исходного уровня примерно на 30 %.

Средний объем выполненной работы на человека в группе при частоте пульса около 150 уд./мин составил 17458 + 920 (11250-25050) кгм, объем работы в расчете на 1 кг веса обследуемого - 244,0 + 11,0 (156,3-321,2) кгм/кг, минутное потребление кислорода в этот период в среднем по группе составило 3096 ± 54 (2750-3568) мл/мин, потребление кислорода в минуту на 1 кг веса -43,5 + 1,04 (36,8-51,7) мл/кг, а затраты кислорода на выполнение 1 кгм работы -2,33 ± 0,04 (2,00 - 2,62) мл/кгм.

Результаты этого обследования выявили наличие высокого уровня работоспособности в данной группе спортсменов, готовящихся к Гималайской экспедиции.

Из опыта горнолыжных походов высших категорий сложности и восхождений в рамках чемпионатов СССР (Федотов Ю.Н., 1985) можно сделать вывод о том, что модельные характеристики физических нагрузок, в спортивном туризме (горный вид) и альпинизме практически одинаковы. Поэтому и подготовка, и подготовленность спортсменов в этих формально разных видах спорта практически идентичны.

Данные, приведенные в табл. 1, могут служить в качестве модельных при подготовке туристов-спортсменов к сложным туристским походам в любых видах спортивного туризма, хотя наиболее адекватно они отражают специфику горного туризма.

Эти данные позволяют также ориентировочно оценить среднюю величину максимального потребления кислорода (МПК) туристов-спортсменов как модельную характеристику. Величина МПК (в мл в мин на 1 кг веса) надежно характеризует физическую работоспособность человека и является основой для определения максимальной аэробной мощности. Оценки МПК существуют в различных видах спорта и колеблются, по данным В.Л. Карпмана, от максимальной в лыжных гонках на длинные дистанции (у мужчин - 77±3) до минимальной у метателей в легкой атлетике (43±1).

Ориентировочно величина МПК туристов-спортсменов может быть определена на основе известного утверждения, что хорошо тренированные спортсмены при ЧСС 150 уд./мин имеют потребление кислорода в среднем 65% от МПК (Чепик В.Д.). В таком случае нетрудно оценить модельную характеристику МПК туристов-спортсменов, равную 66,9+1 (56,6-79,5), что сравнимо по среднему значению с МПК у спортсменов, занимающихся спортивной ходьбой и греблей, а по максимальному - с лыжными гонками.

Таблица 1 - Частота сердечных сокращений (уд./мин) при велоэргометрии

Обследуемый

Ступени нагрузки, кгм/мин

Влияние специальной физической подготовки в занятиях спортивным ориентированием на развитие выносливости

В России элементами спортивного ориентирования стали заниматься туристы. Они первые с рюкзаками на плечах целыми командами участвовали в соревнованиях по прохождению «закрытых маршрутов». Чаще один опытный вел от пункта к пункту всю группу...

Вьетнам как направление выездного туризма в Российской Федерации

По всему побережью, особенно в Южном Вьетнаме, есть много прекрасных песчаных пляжей, в которых инфраструктура и индустрия развлечений не развита или развита мало. Тем не менее, на многих таких пляжах имеются небольшие отели, бунгало...

Исследование эффективности нападающих действий игрока первого тепма в командах волейболистов

В литературе по волейболу рассматривается техника выполнения приемов и методика обучения игре. Выделяют следующие этапы: а) формирование предпосылок для ознакомления, изучения разучиваемого приема...

История развития дзюдо

"Нет границ на пути мягкости, И для сердца не будет врагов" [Мифунэ Кюдзо] японский средневековый дзюдзюцу дзюдо воспитание Современное дзюдо обычно представляют как спорт, боевое искусство, духовную дисциплину...

Отдых в Испании - это прекрасные морские пляжи Испании и Канарских островов, сети отелей любого уровня и множество разнообразных развлечений и курортных услуг. Согласно новому испанскому закону о борьбе с курением...

Применение подвижных игр на льду в физической и технической подготовке юных шорт-трековиков

Шорт - трек появился в конце прошлого века в Северной Америке, но кто был его изобретателем, до сих пор остается загадкой. Англичане считают, что этот захватывающий вид спорта придумали их соотечественники, но на родине он не привился...

Пропаганда здорового образа жизни средствами спортивного туризма

Развитие горнолыжного туризма в Пермском крае

Туризм прекрасен тем, что каждый находит в нем то, что хочет. Кому-то нравятся горы, кому-то реки, кто-то любит отдыхать на пляже, а другие - испытать себя на прочность. Натянутые нервы тоже, как ни странно, могут помочь человеку снять усталость...

Разработка сценария церемонии открытия соревнований по фитнес–аэробике на базе Волгоградской государственной академии физической культуры

Фитнес-аэробика - один из самых молодых видов спорта, быстро завоевавший популярность во всем мире благодаря доступности возраста и пола и, конечно, зрелищности. Она стала эффективным средством пропаганды здорового образа жизни (Нестерова, Т.В....

Роль тренера в команде

Хоккей на траве - игра в мяч клюшками на травяных площадках, которые в последнее время все чаще заменяются искусственным покрытием. Игра эта была известна еще в Древней Греции, и называли ее «файнинда»...

Современная система ориентации и отбора в спортивных играх (баскетбол)

Техническая подготовка юных ориентировщиков на этапе начальной спортивной специализации

Спортивное ориентирование - молодой, активно развивающийся вид спорта, который получает все большее признание в нашей стране. Широкая доступность, захватывающая борьба на трассе...

Спортивный туризм как вид спорта. Горный туризм в системе СТ. Общие направления развития спортивного туризма в Дмитровском районе

    • Спортивный туризм как вид спорта. Группа дисциплин «маршрут». Группа дисциплин «дистанция». Виды спортивного туризма.
    • Горный туризм. Место горного туризма в системе СТ.
    • Общие направления развития горного туризма в Дмитровском районе. Ближайшие планы и задачи.

Вопрос №1. СТ как вид спорта. Виды СТ. Правила вида спорта СТ («маршрут»-дистанция»).

Что отличает спорт от других видов деятельности?

· Организованность, дисциплина и самодисциплина;

· Ответственность, во всех звеньях начиная от МКК, кончая руководителем и участниками походов;

· Рост спортсмена, развитие, самосовершенствование.

Что такое спортивный туризм (СТ)?

Спортивный туризм (СТ) - вид спорта, состоящий из двух групп спортивных дисциплин:

Группа дисциплин «маршрут», соревнования по которым состоят в прохождении спортивных туристских маршрутов с преодолением категорированных препятствий в природной среде (перевалов, вершин, порогов, каньонов, пещер и пр.);

Группа дисциплин «дистанция», соревнования по которым состоят в преодолении дистанций, проложенных в природной среде и на искусственном рельефе.

Виды спортивного туризма в группе дисциплин «маршрут»:

средства сплава - каяки, байдарки, рафты, катамараны и пр.

Группа дисциплин «дистанция»:

1. По взаимодействию спортсменов:

­ индивидуальные (каждый спортсмен имеет индивидуальное время старта);

­ групповые (члены команды имеют общее время старта).

Соревнование в групповых спортивных дисциплинах означает, что участники одной группы стартуют одновременно и проходят дистанцию, взаимодействуя между собой, используя тактические и технические приемы, обеспечивающие совместное прохождение дистанции всеми участниками.

Соревнование в спортивных дисциплинах с участием «связок» означает, что одновременно стартуют два (три) участника связки проходят дистанцию, взаимодействуя между собой, используя тактические и технические приемы, обеспечивающие их совместное прохождение дистанции.

2. По характеру зачета результатов:

­ личные (результаты засчитываются отдельно каждому участнику);

­ лично-командные (результаты засчитываются каждому участнику и командам);

­ командные (результаты засчитываются командам (при общем времени старта членов команды)).


Нажимая кнопку, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности и правилами сайта, изложенными в пользовательском соглашении