Спортивный портал - Nutsfitness

Философия йоги. Школа индийской философии йога Йога ортодоксальная школа

Йога

понятие в индийской культуре, в широком смысле означающее совокупность различных духовных и физических практик, разрабатываемых в разных направлениях индуизма и буддизма и нацеленных на управление психикой и психофизиологией индивидуума ради достижения возвышенного психического и духовного состояния. В более узком смысле, йога - это одна из шести ортодоксальных школ (даршан) философии индуизма. Исходная цель йоги - изменение онтологического статуса человека в мире.

Основные направления йоги, это раджа-йога, карма-йога, джнана-йога, бхакти-йога и хатха-йога. В контексте философии индуизма, под йогой понимается система раджа-йоги, изложенная в «Йога-сутрах» Патанджали и тесным образом связанная с основополагающими принципами санкхьи. Йога обсуждается в различных писаниях индуизма, таких как Веды, Упанишады, «Бхагавад-гита», «Хатха-йога-прадипика», «Шива-самхита» и Тантры. Конечная цель йоги может быть совершенно разной: от улучшения физического здоровья и до достижения мокши.

индийской философии, йогой называют одну из шести ортодоксальных философских школ индуизма. Философская система йоги тесно связана со школой санкхьи. Согласно учению Патанджали, школа йоги принимает психологический и метафизический аспекты философии санкхьи и по сравнению с санкхьей является более теистической. Примером теистичности йоги может служить факт добавления Божественного Существа к 25 элементам бытия санкхьи. Йога и санкхья очень близки друг к другу, по этому поводу Макс Мюллер говорил, что «данные философии в просторечьи называют санкхьей с Богом и санкхьей без Бога...». Тесную связь между санкхьей и йогой также объясняет Генрих Циммер:

Основным текстом школы йоги являются «Йога-сутры» Патанджали, который считается основателем философии йоги. Йога Патанджали известна как раджа-йога, или йога управления умом. Патанджали даёт определение слова йога во второй сутре, которая является ключевой сутрой всего текста. Это определение базируется на значении трёх санскритских терминов. И. К. Таимни даёт следующий перевод: «Йога - это обуздание (ниродхах) изменчивости (вритти) ума (читта)»Вивекананда переводит сутру как «Йога заключается в недозволении уму (читта) принимать различные формы (вритти)».

«Йога-сутры» Патанджали также выступили основой для системы аштанга-йоги («восьмиступенчатой йоги»), определение которой даётся в 29-й сутре 2-й книги. Аштанга-йога является основной отличительной чертой практически всех современных вариаций раджа-йоги. Восемь ступеней, или уровней аштанга-йоги:

    Яма - принципы взаимодействия с внешней средой

    Нияма - принципы взаимодействия с внутренней средой

    Асана - объединение ума и тела посредством физической деятельности

    Пранаяма - контролирование дыхания, приводящее к объединению тела и ума

    Пратьяхара - отвлечение чувств от контакта с их объектами

    Дхарана - целенаправленная сосредоточенность ума

    Дхьяна - медитация (внутренняя деятельность, которая постепенно приводит к самадхи)

    Самадхи - умиротворённое сверхсознательное состояние блаженного осознания своей истинной природы

Иногда их делят на четыре низшие и четыре высшие ступени, из которых низшие сопоставляют с хатха-йогой, в то время как высшие ступени принадлежат специфически к раджа-йоге. Одновременная практика трёх высших ступеней называется самьяма.

Термин «йога» часто используется в «Бхагавад-гите». «Бхагавад-гита» описывает йогу как контроль ума, искусство деятельности, осознание высшей природы души (атмы) и трансцендентности Верховного Господа (Бхагавана). Кришна учит, корнем всех страданий является возбуждённый эгоистическими желаниями ум. Единственным способом остановить пламя желаний является контроль ума посредством самодисциплины с одновременным вовлечением в возвышенную духовную деятельность. Воздержание от деятельности, однако, считается таким же нежелательным, как и чрезмерное вовлечение в неё. Согласно «Бхагавад-гите», высшей целью является освобождение ума и разума от материальной деятельности и их сосредоточение на духовном уровне через посвящение всех действий Богу.

В добавок к 6-й главе, целиком посвящённой традиционным практикам йоги, включая медитацию,«Бхагавад-гита» описывает три наиболее важные вида йоги:

    Карма-йога - «йога деятельности»

    Бхакти-йога - «йога преданности», или «йога преданного служения»

    Джнана-йога - «йога знания»

Хотя эти пути отличны друг от друга, их основная цель практически одна и та же - осознать, что Бог в Своей личностной форме (Бхагаван) является изначальной истиной, на которой зиждется всё бытие, что материальное тело временно, и что Сверхдуша (Параматма) вездесуща. Конечной целью йоги является мокша - освобождение из круговорота рождения и смерти (самсары) через осознание Бога и своих отношений с Ним. Этой цели можно достичь практикуя любой из трёх видов йоги, хотя в шестой главе Кришна говорит о превосходстве бхакти над другими путями достижения высшей цели.

Хатха-йога - это одна из систем йоги, описанная Йоги Сватмарамой в своём труде «Хатха-йога-прадипика», составленном в Индии в XV веке. Хатха-йога значительно отличается от раджа-йоги Патанджали: она сосредоточена на шаткарме, очищении тела, приводящего к очищению ума (праны, или жизненной энергии (тха). Хатха-йога даёт дальнейшее развитие сидящим йогическим позам (асанам) раджа-йоги Патанджали, добавляя к ним гимнастические йогические элементы. В настоящее время, хатха-йога в её многочисленных вариациях представляет собой стиль йоги, наиболее часто ассоциируемый с понятием «йога».

      Вайшешика

Система вайшешики - одна из шести главных теистических школ индийской философии (Миманса, Веданта, Йога, Санкхья, Ньяя, Вайшешика).. Она была основана мудрецом Канадой, настоящее его имя - Улука. Вайшешика получила свое название от слова вишеша, что означает особенность. Прозвище Канада означает пожиратель атомов.

Импульсом системы вайшешика является ее враждебное отношение к буддистскому феноменализму. Признавая буддистскую точку зрения на источники познания: восприятие и логический вывод, вайшешика в то же время считает, что души и субстанции являются непреложными фактами. Она не связывает себя с проблемами теологии.

Смежной вайшешике системой философии является ньяя. Обе системы ставят перед человеком одну и ту же цель - освобождение индивидуального я. Они считают незнание коренной причиной всякой боли и страдания, а освобождение - абсолютным прекращением страданий, которое должно быть достигнуто через правильное познание реальности. Однако между ними существуют и некоторые различия, сводящиеся в основном к двум пунктам.

Во-первых, если наяйики признают четыре независимых источника познания - восприятие, логический вывод, сходство и свидетельство, то вайшешики - только два: восприятие и логический вывод, сводя к ним сходство и устное свидетельство.

Во-вторых, наяйики признают шестнадцать категорий, считая, что они исчерпывают всю реальность и включают все категории, принятые в других философских системах; система же вайшешики признает только семь категорий реальности, a именно: субстанция (дравья), качество (гуна), действие (карма), всеобщность (саманья), особенность (вишеша), присущность (самавая) и небытие (абхава). Категория буквально понимается как объект, обозначенный словом.

Философы-вайшешики разделяют все объекты, обозначенные словами, на два класса - бытие и небытие. В класс бытия включается все, что есть, или все положительные реальности, как, например, существующие предметы, ум, душа и т. д. В свою очередь, класс небытия объединяет все отрицательные факты, например несуществующие вещи. Существует шесть видов бытия, то есть шесть видов положительных реальностей: субстанция, качество, действие, всеобщность, особенность, присущность. Позднейшие вайшешики добавляют к ним седьмую категорию - небытие, которая обозначает все отрицательные факты.

    Неортодоксальные школы индуизма

      Локаята

Локаята, чарвака - материалистическое учение Древней Индии. Школу локаята считают атеистической. Это одно из самых спорных направлений индийской философской мысли. Происхождение самого названия школы неясно.

    Чаще всего локаятиками называют тех, кто считает душу идентичной телу, существующей лишь до тех пор, пока живо тело.

    Локаята - это вера в реальный мир (лока) и неверие в существование мира потустороннего

Второе название школы связывают либо со словами чару и вака, сочетание которых буквально означает «красивая речь», либо с именем философа Чуббака, который, как полагают, был скептиком и материалистом, автором «Брихаспати-сутр» (ок. 600 г. до н. э.). Другие считают основателем учения полулегендарного мудреца по имени Брихаспати. Некоторые источники утверждают, что словом «чарвака» издавна именовались материалисты - потому ли, что они проповедовали доктрину «ешь, пей, веселись» («чарв» - есть, жевать).

Локаята относится к разряду настика, то есть учения, отрицающего авторитет Вед.

Несмотря на то, что сегодня какие-либо оригинальные тексты отсутствуют, и некоторые исследователи считают локаяту своего рода софистикой образованных брахманов, невозможно не видеть влияние чарваков на развитие философии в Индии, о чем свидетельствует полемика с ними приверженцев практически всех направлений индийской мысли.

По учению локаяты, вселенная и все сущее произошло естественным путем, без вмешательства потусторонних сил. Есть 4 элемента: земля, вода, огонь и воздух. Они вечны и являются первоосновой всего сущего. Идея о том, что сложные формы жизни происходят от длительной эволюции (правда из всего 4 элементов) предвосхитила современное понимание мира (Атеистический словарь, 1983).

Локаята считает истинным постигаемое лишь непосредственным восприятием, существующим - только этот мир (лока), единственной реальностью - материю, целью человеческого существования - достижение наслаждения. Взгляды представителей этой школы иногда сопоставляют со взглядами древнекитайского мудреца Ян Чжу и древнегреческим эпикуреизмом.

      Джайнизм

Джайнизм– древняя дхармическая религия, появившаяся в Индии приблизительно в VI веке до н.э. Основателем учения считается кшатрий Вардхамана или Джина Махавира. Джайнизм проповедует ненанесение вреда всем живым существам в этом мире. Философия и практика джайнизма основаны, в первую очередь, на самосовершенствовании души для достижения всеведения, всесилия и вечного блаженства. Всякая душа, преодолевшая телесную оболочку, оставшуюся от прежних жизней, и достигшая нирваны, называется джиной. В древних текстах джайнизм часто приравнивается к джайн дхарме и шраман дхарме. В современном мире джайнизм представлен небольшой, но влиятельной религиозной общиной, насчитывающей 4.9 миллионов приверженцев в Индии, а также успешно растущими сообществами из иммигрантов в Северной АмерикеЗападной Европе, на Дальнем Востоке, в Австралии и других частях мира.

Джайнизм утверждает, что любое существо (джива) является индивидуальной и вечной душой. Когда душа полностью освобождается от сансары (достигает мокши), она может достичь всеведения (божественного сознания). Но для этого необходимо быть аскетом, а не мирянином, поэтому в религиозных установлениях придается большое значение аскетизму.

Последователей джайнизма называют джайнами. Высшее звание в джайнизме - Джина - «победитель». Этот титул присваивают наиболее почитаемым религиозным учителям, достигшим дхармы и освободившимся от сансары. Практикующие джайны следуют учениям 24 особых Джинов, которые известны как тиртханкары («создатели переправы», «те, кто нашел и показал путь к спасению»). Традиционно считается, что 24-ым и последним тиртханкаром был Шри Махавир («великий герой», считающийся основателем современного джайнизма), живший с 599 по 527 год до н. э. 23-им тиртханкаром был Шри Парсва, живший с 872 по 772 год до н. э. Первым же тиртханкаром был великий царь Ришабха, живший во времена, когда люди ещё не умели писать и считать.

Джайнизм призывает к духовному совершенствованию через развитие мудрости и самоконтроля (врата). Целью джайнизма является открытие истинной природы души человека. Совершенное восприятие (ананта дарсан), совершенное знание (ананта джна) и совершенное поведение (ананта каринта), известные как «три драгоценности джайнизма», являются путем к освобождению души человека (к мокше) от сансары (круговорот рождений и смертей). Мокша достигается после освобождения от кармы. Достигших мокши зовут сиддхами (освобожденными душами), а тех, кто связан с землей посредствам кармы, - сансаринами (мирские души). Каждая душа должна следовать пути, описанному Джинами, чтобы достичь безграничной свободы.

Джайнизм утверждает, что Вселенная и Дхарма бесконечны, без конца и начала. Однако во Вселенной происходят циклические процессы изменения. Она состоит живых форм («Джива») и неживых («Аджива»). Душа сансарина (мирянина) воплощается в различные формы жизни в течение путешествия во времени. Человек, «недочеловек» (животные, насекомые, растения и т. д.), сверхчеловек (Боги и Полубоги) и существа ада - четыре макроформы (вида) сансарианской души. Все мирские отношения между одной Дживой или Адживой и другой основаны на накоплении кармы и сознательных мыслях, словах и действиях в её настоящей форме.

Другая важная характеристика учения джайны - предписание не только последовательности действий, но и норм умственного поведения. Существует пять основных этических принципов - обетов, которые должны выполнять джайны. Степень того, насколько строго должны выполняться эти обеты, зависит от того, кем является джайн - монахом или мирянином. Это:

    Не причинять вреда живому (Ахимса).

    Быть искренним и благочестивым (Сатья).

    Не красть (Астейя).

    Не прелюбодействовать (Брахмачарья).

    Не стяжать (Апариграха).

Ахимса, «ненасилие», является основополагающим, его несоблюдение делает бессмысленным выполнение других принципов. Его иногда интерпретируют как «не убий», но это понятие намного шире. Оно означает - не причинять вреда или оскорблений всему живому ни непосредственно, ни косвенно. Нельзя помыслить о нанесении вреда кому бы то ни было, нельзя произносить речей, способных обидеть кого-либо. Также следует уважать взгляды других (неабсолютизм и принятие различных мнений).

Принцип Сатья, «правдивости», должен также соблюдаться всеми людьми. Так как главенствующим принципом является Ахимса, то если правда может вызвать насилие, то лучше, с этической точки зрения, промолчать. Тируваллувар в своей классической книге «Тируккурал» посвятил целую главу объяснением понятия «правдивость».

Астейя, в буквальном переводе «некража», означает строгую приверженность своей собственности, подавление желания завладеть чужим, то есть принцип осуждает алчность. Каждый должен довольствоваться тем, что ему удалось приобрести собственным честным трудом. Астейя означает сокращение физических потребностей и стремление к духовным ценностям. Основными рекомендациями при выполнении этого принципа являются следующие:

    Всегда справедливо вознаграждать людей за труд и за результаты.

    Никогда не брать чужих вещей.

    Никогда не брать вещей, которые обронены или забыты другими.

    Никогда не покупать более дешёвые вещи, если цена была уменьшена нечестным способом (прим. финансовые пирамиды, нелегальная торговля, украденные вещи и т. д.).

Брахмачарья, «монашеский обет безбрачия», означает полное воздержание от секса, но только монахов. Брахмачарья не осуждает секс вообще, но предостерегает от бесполезной траты сексуальной энергии в погоне за сиюминутным удовольствием.

Апариграха, «нестяжательство», отказ от собственности и материальных ценностей перед принятием монашества. После этого отказа человек понимает, как отделить себя от вещей и собственности, также от дома и семьи, а следовательно, становится ближе к мокше. Для мирян, Апариграха означает избавление от стремления к накоплению, так как само понятие собственности иллюзорно. Однажды принадлежавшее одному, станет вскоре собственностью другого. Апариграха учит не ставить целью жизни накопление материальных благ, а тратить энергию на духовное развитие.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Индийская философия - это истинно "живые плоды", продолжающие питать своими соками миpовую человеческую мысль. Индийская философия сохpанила полную пpеемственность. И ни одна философия не оказала такого сильного воздействия на Запад, как индийская. Поиск "света, котоpый идет с Востока", "истины о пpоисхождении pода человеческого", котоpым были заняты многие философы, теософы, и, наконец, хиппи в 60-70 годах уже нашего века - очевидное свидетельство той живой связи, котоpая соединяет западную культуpу с Индией. Индийская философия - это не только экзотика, а именно та пpитягательность целительных pецептов, котоpые помогают человеку выжить. Человек может не знать тонкостей теоpии, но заниматься дыхательной гимнастикой йога в целях чисто медико-физиологических. Главная ценность дpевнеиндийской философии состоит в ее обpащении к внутpеннему миpу человека, она откpывает миp возможностей нpавственной личности, в этом-то, веpоятно, и кpоется тайна ее пpитягательности и живучести.

В начале работы, я поставила перед собой главную цель своего реферата и задачи, которые я выполнила. На основе проделанной работы можно сделать следующий вывод. Философские школы Древней Индии подразделяются на две группы: ортодоксальные и неортодоксальные. Первые поддерживали Вед, когда вторые не считали его авторитетным. Каждая из школ этих групп имеет свое учение и свои положения, на которых она и основывается.

Данный реферат рассказывает о тех моментах философской мысли, о которых мы должны знать. Поэтому материал, собранный в работе поможет в дальнейшем легко ориентироваться в такой науке, как философия.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

    Антология мировой философии. - М.: Мысль, 1969. – с.145

    Бауеp В., Дюмоц И., Головин С. Энциклопедия символов.- М.: Кpонпpесс, 1995. – с. 84-95.

    Боги, брахманы, люди. Перев. с чешск. - М.: Мысль, 1969. – с.54-56.

    Древней Индии (4)Реферат >> Культура и искусство

    философские школы Древней Индии философских школ Древней Индии

  1. Культура Древней Индии (11)

    Курсовая работа >> Культура и искусство

    Группы: первая группа - это ортодоксальные философские школы Древней Индии , признающие авторитет Вед (Веданта (IV ...). Она является одной из неортодоксальных философских школ Древней Индии . Джайнизм возник в одно время с буддизмом...

  2. Культура как модель мира. Проблема взаимодействия человека и природы в Древней Индии .

    Реферат >> Культура и искусство

    Но и с др. религиозными и религиозно - философскими системами Древней Индии . Анализ этих связей показывает, что...). Она является одной из неортодоксальных философских школ Древней Индии . Джайнизм возник в одно время с буддизмом...

  3. Культура и искусство Древней Индии

    Реферат >> Культура и искусство

    Группы: первая группа - это ортодоксальные философские школы Древней Индии , признающие авторитет Вед (Веданта (IV ...). Она является одной из неортодоксальных философских школ Древней Индии . Джайнизм возник в одно время с буддизмом...

Йога

Йога-- понятие в индийской культуре, в широком смысле означающее совокупность различных духовных и физических практик, разрабатываемых в разных направлениях индуизма и буддизма и нацеленных на управление психикой и психофизиологией индивидуума ради достижения возвышенного психического и духовного состояния. В более узком смысле, йога -- это одна из шести ортодоксальных школ (даршан) философии индуизма.Исходная цель йоги -- изменение онтологического статуса человека в мире.

Основные направления йоги, это раджа-йога, карма-йога, джнана-йога, бхакти-йога и хатха-йога. В контексте философии индуизма, под йогой понимается система раджа-йоги, изложенная в «Йога-сутрах» Патанджали и тесным образом связанная с основополагающими принципами санкхьи. Йога обсуждается в различных писаниях индуизма, таких как Веды, Упанишады, «Бхагавад-гита», «Хатха-йога-прадипика», «Шива-самхита» и Тантры. Конечная цель йоги может быть совершенно разной: от улучшения физического здоровья и до достижения мокши.

В индийской философии, йогой называют одну из шести ортодоксальных философских школ индуизма. Философская система йоги тесно связана со школой санкхьи. Согласно учению Патанджали, школа йоги принимает психологический и метафизический аспекты философии санкхьи и по сравнению с санкхьей является более теистической. Примером теистичности йоги может служить факт добавления Божественного Существа к 25 элементам бытия санкхьи. Йога и санкхья очень близки друг к другу, по этому поводу Макс Мюллер говорил, что «данные философии в просторечьи называют санкхьей с Богом и санкхьей без Бога...». Тесную связь между санкхьей и йогой также объясняет Генрих Циммер:

Основным текстом школы йоги являются «Йога-сутры» Патанджали, который считается основателем философии йоги. Йога Патанджали известна как раджа-йога, или йога управления умом. Патанджали даёт определение слова йога во второй сутре, которая является ключевой сутрой всего текста. Это определение базируется на значении трёх санскритских терминов. И. К. Таимни даёт следующий перевод: «Йога -- это обуздание (ниродхах) изменчивости (вритти) ума (читта)». Вивекананда переводит сутру как «Йога заключается в недозволении уму (читта) принимать различные формы (вритти)».

«Йога-сутры» Патанджали также выступили основой для системы аштанга-йоги («восьмиступенчатой йоги»), определение которой даётся в 29-й сутре 2-й книги. Аштанга-йога является основной отличительной чертой практически всех современных вариаций раджа-йоги. Восемь ступеней, или уровней аштанга-йоги:

  • 1. Яма -- принципы взаимодействия с внешней средой
  • 2. Нияма -- принципы взаимодействия с внутренней средой
  • 3. Асана -- объединение ума и тела посредством физической деятельности
  • 4. Пранаяма -- контролирование дыхания, приводящее к объединению тела и ума
  • 5. Пратьяхара -- отвлечение чувств от контакта с их объектами
  • 6. Дхарана -- целенаправленная сосредоточенность ума
  • 7. Дхьяна -- медитация (внутренняя деятельность, которая постепенно приводит к самадхи)
  • 8. Самадхи -- умиротворённое сверхсознательное состояние блаженного осознания своей истинной природы

Иногда их делят на четыре низшие и четыре высшие ступени, из которых низшие сопоставляют с хатха-йогой, в то время как высшие ступени принадлежат специфически к раджа-йоге. Одновременная практика трёх высших ступеней называется самьяма.

Термин «йога» часто используется в «Бхагавад-гите». «Бхагавад-гита» описывает йогу как контроль ума, искусство деятельности, осознание высшей природы души (атмы) и трансцендентности Верховного Господа (Бхагавана). Кришна учит, корнем всех страданий является возбуждённый эгоистическими желаниями ум. Единственным способом остановить пламя желаний является контроль ума посредством самодисциплины с одновременным вовлечением в возвышенную духовную деятельность. Воздержание от деятельности, однако, считается таким же нежелательным, как и чрезмерное вовлечение в неё. Согласно «Бхагавад-гите», высшей целью является освобождение ума и разума от материальной деятельности и их сосредоточение на духовном уровне через посвящение всех действий Богу.

В добавок к 6-й главе, целиком посвящённой традиционным практикам йоги, включая медитацию,«Бхагавад-гита» описывает три наиболее важные вида йоги:

  • · Карма-йога -- «йога деятельности»
  • · Бхакти-йога -- «йога преданности», или «йога преданного служения»
  • · Джнана-йога -- «йога знания»

Хотя эти пути отличны друг от друга, их основная цель практически одна и та же -- осознать, что Бог в Своей личностной форме (Бхагаван) является изначальной истиной, на которой зиждется всё бытие, что материальное тело временно, и что Сверхдуша (Параматма) вездесуща. Конечной целью йоги является мокша -- освобождение из круговорота рождения и смерти (самсары) через осознание Бога и своих отношений с Ним. Этой цели можно достичь практикуя любой из трёх видов йоги, хотя в шестой главе Кришна говорит о превосходстве бхакти над другими путями достижения высшей цели.

Хатха-йога -- это одна из систем йоги, описанная Йоги Сватмарамой в своём труде «Хатха-йога-прадипика», составленном в Индии в XV веке. Хатха-йога значительно отличается от раджа-йоги Патанджали: она сосредоточена на шаткарме, очищении тела, приводящего к очищению ума (ха), и праны, или жизненной энергии (тха). Хатха-йога даёт дальнейшее развитие сидящим йогическим позам (асанам) раджа-йоги Патанджали, добавляя к ним гимнастические йогические элементы. В настоящее время, хатха-йога в её многочисленных вариациях представляет собой стиль йоги, наиболее часто ассоциируемый с понятием «йога».

М ногие из нас не имеют четкого представления о йоге. Пропагандированный с помощью фильмов образ йога – старца, обладающего способностью без малейших колебаний ступать на битое стекло либо лежать на гвоздях, давно внедрился в наше сознание. Но он является лишь стереотипом и не раскрывает полной сути йоги. Йога – это не просто набор физический упражнений для поддержания формы. Йога – это стиль жизни и образ мысли. Он не так прост для понимания, но мы постараемся максимально расширить ваше представление о йоге – об ее философии, школах, особенностях .

Для начала, давайте разберемся, что означает понятие «йога». Йога – это одна из шести ортодоксальных даршан – философских школ Индии. Она имеет многовековую историю существования. Основной целью йоги является познание своей души, ее собственной тайны, нахождение ответов на вопросы, которые возникают в сознании каждого человека, вопросы, касающиеся собственного сознания, обретение просветления. Тем самым происходит освобождение души человека.

В философском смысле, йога – это единение индивидуального «я» (души) и вселенского «Я» (Сверхдуши), результатом чего является просветленное и чистое сознание. Йога – это опыт, который связывает в единое целое тело, ум, разум и чувства с вашим внутренним «Я».

Основные понятия, с которыми сталкивается человек, заинтересовавшийся йогой, включают в себя:

  • Асаны (позы) – помогают сохранить тело здоровым, красивым, гибким;
  • Пранаямы (дыхательные упражнения) – регулируют дыхание и контролируют эмоции;
  • Медитация (расслабление, релаксация) – дает возможность услышать себя и познать свое «Я».

Основные принципы и теории йоги изложены в «Йогах-сутрах» Патанджали – философа религиозной школы Индии. Он не был человеком, который придумал это учение. Он стал скорее систематизатором полученных из священных текстов знаний.

Считается, что йога работает со всеми аспектами жизни:

  • умственным;
  • физическим;
  • эмоциональным;
  • духовным;
  • психическим.

Она необходима для завершения жизненного пути. Йога — это наука, влияющая не только на сознание, но и на подсознание.

Один из основополагающих постулатов, которые включает в себя философия йоги , выражается в том, что границы нашего знания определяются ограниченностью психического и телесного опыта. Так как наше интеллектуальное знание – это только малая часть истины, внешнее знание. Поэтому целью йоги является превзойти ограниченность грубого физического «Я» и прийти к пониманию своего тонкого «Я».

Основные школы Йоги

1. Хатха-йога — учение, базирующееся на обретении физической гармонии, уравновешивание энергии инь и ян, которое осуществляется с помощью физических и психологических (медитации) средств. Это нижняя, но, тем не менее, очень важная ступень, являющаяся базовой для других видов йоги. Хатха-йога является частью раджа-йоги, готовит тело к духовной стороне раджа-йоги. Это одна из самых популярных на Западе разновидностей йоги. Включает в себя:

  • физические упражнения;
  • очищение внутренних органов;
  • дыхательные упражнения;
  • правильное питание;
  • умение расслабляться.

2. Раджа-йога — буквальный перевод «Царица среди йог». Это не значит, что она предназначена только для царей, а просто подчеркивает её исключительный статус. Основная цель – контроль ума посредством медитации, а также осознание разницы между иллюзией и реальностью, достижение освобождения. Для начала практики более возвышенных аспектов йоги, необходимо достичь наиболее высокого психологического и физического здоровья. Различные привычки не дают достичь духовного равновесия. Практики, которые позволяют достичь такого состояния, можно отнести к раджа-йоге .

3. Кундалини-йога — это мантры и медитации, физические упражнения, дыхательная практика, релаксация. Слово «кундалини» означает осознание и скрытые возможности этого самого осознания. Целью практики является пробуждение божественной энергии Кундалини. Эта энергия символически представлена змеей, свернувшейся и спящей в основании позвоночника. Постепенно, благодаря практике, она поднимается вверх, по центральному энергетическому каналу, открывая и пробуждая одну чакру за другой. Конечный результат – наступление просветления.

Регулярные занятия кундалина-йогой принесут вам:

  • улучшение физической формы;
  • чувство бодрости и счастья;
  • повышение сознания и расширение осознанности.

4. Аштанга-йога – дисциплина, состоящая из восьми ступеней (этапов). Можно сказать, что это – быстрая серия последовательных поз, техники дыхания и сосредоточения внимания. Аштанга-йога прекрасно подойдет тем, кто обладает сильным телом и неугомонным разумом. Ступени представляют своего рода руководство к тому, как прожить наполненную счастьем жизнь. Первые четыре ступени – помощь в совершенствовании личности, обретении покоя над телом. Это подготовка ко второму этапу – знакомство со своими чувствами и умом, и как результат – достижение высшего состояния сознания.

8 ступеней Аштанга-йоги

  • Йама – соблюдение моральных заповедей;
  • Нийама – внутренняя дисциплина, контроль, культура;
  • Асана – достижения здоровья путем с помощью физических упражнений (поз);
  • Пранаяма –дыхательные упражнения, обеспечивающие контроль над дыханием;
  • Пратьяхара – управление чувствами;
  • Дхарана – сосредоточивание мыслей;
  • Дьяхна – медитации;
  • Самадхи – нирвана, просветление (слияние с духом Вселенной).

5. Айенгара-йога — основное внимание в данном виде йоги уделяется положению тела, для гармоничного развития и обретения анатомического совершенства. Отличительной чертой является принятие определенных поз (асан), используя необходимые опоры. Для айенгара-йоги характерен индивидуальный подход к каждому практикующему, особое внимание и объяснения каждой позы.

6. Сахаджа–йога – это метод медитации, с целью внутреннего баланса эмоционального, ментального и физического состояния человека. Сахаджа- йога основана на опыте самореализации (проявления своего духа), доступному каждому с рождения. Что дает сахаджа-йога:

  • развитие человека;
  • самоизлечение;
  • развитие общества.

7. Прана-йога – вид йоги, основанный на дыхательных упражнениях, которые позволяют управлять жизненной энергией Ци. Пранаяма — четвертая ступень йоги.

8. Агни-йога или Живая Этика . Религиозно-философское учение о жизни, являющееся синтезом древних учений, научных достижений, а также духовно-практического опыта человека. Это учение основанное русским художником Н.Рерихом и его супругой. Основной силой, на которой построена жизнь, они рассматривают духовный огонь сердца и душевную энергию.

  • Йогой занимаются фридайверы. Уже через несколько занятий время, на которое они могут задерживать дыхание, увеличивается до 3 минут.
  • Встречаются доказательства о том, что йогой занимались не только в Древней Индии, но и на местах древних цивилизаций Латинской Америки.
  • Йоги обнаружили, что многие болезни человека происходят из-за неправильного дыхания и с ними можно справиться с помощью пранаяма-йоги.
  • Движения, дающие релаксацию в йоге, помогают наладить работу нервной и сердечно-сосудистой систем, пищеварительного тракта и органов дыхания.
  • Занятия йогой помогают сконцентрировать ум и внимание.

В этой статье мы рассмотрели основные понятия йоги, ее принципы и виды. Как видите, не все так просто, как кажется на первый взгляд. Но если вы действительно заинтересовались данной темой, то ее более глубокое изучение раскроет для вас удивительный мир. Мир просветления и душевной гармонии.

Желаем вам совершенствования и познания своих возможностей!

"Введение в индийскую философию" представляет собой учебное пособие по индийской философии, рассматриваемой авторами как синтез ряда предшествовавших философских школ и систем. С. Чаттерджи и Д. Датта стремятся выявить национальные особенности индийской философии, подчеркивают ее теоретическую, собственно философскую проблематику. Авторы стремятся излагать взгляды многочисленных школ в древнеиндийской философии по возможности кратко и ясно. Из труда можно получить представление о борьбе материализма с идеализмом, о борьбе между последователями раннего буддизма и брахманистами, а также познакомиться с основами философской системы ведантиста Шанкары как источником современного индуизма.

I. ВВЕДЕНИЕ

Философия йога является неоценимым даром великого индийского мудреца Патанджали для всех, склонных к постижению (realization) духа. Эта философия оказывает огромную поддержку тем, кто стремится понять существование духа как независимого начала, свободного от всех ограничений тела, чувств и ума 1 . Она носит также имя своего основателя и называется системой Патанджали.

"Йога-сутра", или "Патанджала-сутра", - первая работа этой философской школы. Вьяса написал к ней краткий, но важный комментарий под названием "Йога-бхашья", или "Вьяса-бхашья". Кроме того, "Таттва вайшаради" Вачаспати представляет собой хороший подкомментарий к работе Вьясы; "Вритти" и "Йога-манипрабха" Бходжараджи являются весьма простыми и популярными работами, посвященными системе йога. Имеются и другие полезные руководства по философии йога - "Йога-варттика" и "Йога-сара-санграха" Виджнянабхикшу.

Система Патанджали, то есть йога, делится на четыре части (пада). Первая часть, называемая самадхипада, посвящена природе, целям и формам йоги; в ней рассматриваются модификации внутреннего органа (читты) и различные методы достижения йоги.

Вторая часть - садханапада - посвящена крия-йоге (йоге действия): средствам достижения самадхи (сосредоточения), клеша 2 , то есть духовным состояниям, причиняющим несчастья, плодам действий (карма-пхала) и их мучительной природе, четырехсторонней форме страданий, их причине, прекращению и средствам прекращения страданий.

Третья часть - вибхутипада - дает описание внутренних аспектов йоги, сверхъестественных сил, приобретаемых посредством применения ее на практике, и т.д.

Четвертая часть называется кайвальяпада; она посвящена описанию природы и форм освобождения, рассматривая реальность трансцендентного я и другого мира, и т.д.

Йога тесно примыкает к системе санкхья. Она является применением теории санкхья в практике повседневной жизни. Йога в общем разделяет теорию познания санкхьи, признавая, как и последняя, три источника познания: восприятие, вывод и свидетельство священного писания, йога признает и метафизику санкхьи с ее двадцатью пятью началами, но добавляет к ним веру в бога как верховного Я, отличающегося от других я. Эта система особенно интересна тем, что она практически применяет йогу, считая ее надежным средством достижения вивеканды - разграничительного познания, которое рассматривается в системе санкхья как важнейшее условие освобождения.

Значение йоги как важного метода постижения, реализации спиритуалистических истин индийской философии признается почти всеми индийскими системами философии. О важности практического применения йоги говорится даже в ведах, упанишадах, смрити и пуранах 3 . До тех пор пока ум, или интеллект, человека не очищен и не установлен, он не может надлежащим образом понимать что-нибудь в философии или религии. У нас должно быть чистое сердце и светлый ум, если мы стремимся познать и практически применить философские и религиозные истины. Применение йоги - лучший путь самоочищения, го есть очищения тела и интеллекта. Поэтому почти все системы индийской философии настаивают на применении йоги как на необходимой практической стороне философии жизни.

Система Патанджали занимается специальным изучением природы и форм йоги, различных ступеней ее практического применения, а также других связанных с этим важнейших вопросов. Подобно сторонникам санкхьи и других систем индийской философии, основатель йоги Патанджали утверждает, что освобождение должно быть достигнуто благодаря непосредственному познанию отличия себя от физического мира, включая тело, ум и "наше я" (ego) (вивека-джняна). Но это возможно лишь в том случае, если мы сможем подавить и ограничить функции тела и чувств, ума-манаса, интеллекта и, наконец, ego (то есть нашего эмпирического я , я-объекта) и вместе с тем обладать самосознанием, опытом трансцендентного духа (пуруши). Это убедило бы нас, что мы выше комплекса ум-тело, выше чувств и интеллекта, а также страданий или радостей индивидуального ego. Я, как будет показано, должно стоять выше всякой физической реальности с ее пространственно-временным и причинно-следственным устройством. Это и является осознанием себя как свободного, бессмертного духа, стоящего вне зла и страданий, смерти и разрушения. Иными словами, это есть достижение, состояния свободы от всякого страдания и несчастия - освобождение. Система йога указывает практически осуществимый путь самопознания для религиозного человека, для того, кто искренне стремится следовать велению духа. Система же санкхья больше внимания обращает на познание отличия я от всего остального мира как на средство достижения освобождения, хотя она не забывает рекомендовать и такие практические методы достижения освобождения, как изучение, размышление и постоянное сосредоточение на истине 4 .

Философия йога заостряет свое внимание на практических методах очищения и сосредоточения для понимания отличия себя от тела и ума и тем самым для достижения освобождения. Но это будет объяснено ниже, в разделе "Этика йоги"; здесь же мы должны рассмотреть психологию йоги, предметом которой является изучение природы я , ума и его функций, а также их взаимоотношения.

II. ПСИХОЛОГИЯ ЙОГИ

В системе санкхья-йога индивидуальное я (джива) считается свободным духом, объединенным с физическим телом и более тесно связанным с тонким телом, состоящим из чувств, ума-манаса, ego и интеллекта.

По своей природе я представляет собой чистое сознание, свободное от ограничений телом и от колебаний ума-читты. Я по незнанию смешивает себя с читтой. Читта является первым продуктом пракрити, в котором элемент саттва, то есть сила проявления, естественно преобладает над силами раджаса и тамаса. Ум-читта по своей сущности лишен сознания, но, находясь вблизи я, он с присущей ему силой проявления отражает сознание я в такой степени, что начинает казаться обладающим сознанием и разумным. Читта отличается от манаса, представляющего собой внутреннее чувство. Когда ум-читта связан с каким-либо объектом через ум-манас, он принимает форму этого объекта. Я признает объекты через модификации ума-читты, которые соответствуют формам познаваемых объектов. Хотя я в действительности не претерпевает никаких изменений, или модификаций, однако ввиду своего отражения в меняющихся состояниях и процессах ума-читты оно должно быть, по-видимому, субъектом изменений и проходить через различные состояния ума-читты, подобно тому как луна кажется движущейся, когда мы видим ее отражение в движущихся волнах 5 .

Имеется много различных модификаций ума-читты, то есть сознательных душевных состояний. Их можно разбить на пять групп: истинное познание (прамана), ложное познание (випарьяя), знание слов (викальпа), сон (нидра) и память (смрити).

Истинное познание подразделяется на восприятие, логический вывод и устное свидетельство. В системе йога они объясняются почти так же, как и в системе санкхья.

Випарьяя - неправильное познание объектов как таких, какими они реально не являются. В него входит также сомнение, или неопределенное знание.

Викальпа - это просто словесная идея, порожденная словами, которым не соответствуют никакие реальные факты. Когда вы слышите слова "голова Раху"* 42 , вы имеете понятие о различии между Раху и его головой, хотя на самом деле между ними нет различия, поскольку Раху является только головой. Равным образом фраза "сознание души" вызывает представление о двух связанных различных сущностях (душа и сознание), в действительности тождественных.

Сон - это своеобразная душевная модификация (читта-вритти). Он возникает благодаря преобладанию в уме-читте тамаса, а также следующему за этим прекращению бодрствующего состояния сознания и ощущению сновидений. Сон может быть глубоким, без сновидений (сушупти). Некоторые философы полагают, что при здоровом сне нет душевной деятельности, состояний сознания. Но это неверно. После пробуждения от здорового сна мы говорим: "Я спал хорошо", "Я ничего не чувствовал" и т.п. Такое воспоминание о том, что происходило во время сна, предполагает непосредственное переживание состояния сна. Следовательно, сон предполагает наличие некоторого сознательного душевного состояния, процесса, в котором ощущается отсутствие познания (абхава-пратьяя-аламбана вритти).

Память представляет собой воспроизведение минувших переживаний без каких-либо изменений или добавлений.

Все сознательные душевные состояния и процессы (читта-вритти) можно включить в эти пять видов модификацией. Поэтому нет необходимости в каких-либо других видах познавательных функций ума (читта-вритти) 6 . Когда читта переходит в то или иное сознательное душевное состояние, я отражается в нем и склоняется к тому, чтобы считать его своим состоянием. Отсюда создается впечатление, что я само переходит от одного состояния ума-читты к другому и переживает различные стадии жизни. Я рассматривает себя как существо, которое рождается и растет, со временем стареет и умирает. Все это приводит к убеждению, будто я спит и пробуждается, воображает и вспоминает, делает промахи и исправляет ошибки и т.д. Однако в действительности я (пуруша) выше всех явлений, имеющих отношение к телу и уму, выше всех физических и психологических изменений - таких, как сон и бодрствование, рождение и смерть и т.д. Именно ум-читта находится в состоянии сна и бодрствования, познает и сомневается, думает и вспоминает. Я кажется, что оно содержится в этих функциях, ибо оно отражается в уме-читте, который стоит перед ним, как зеркало - перед человеком. Я кажется также, что оно подвержено пяти видам несчастий (клеша): 1) авидья - ошибочное понимание невечного как вечного, не-я как я, неприятного как приятного, нечистого как чистого; 2) асмита - ложное понимание или восприятие я как тождественного с интеллектом; 3) рага - желание наслаждений и средств их достижения; 4) двеша - отвращение к боли и ее причинам; 5) абхинивеша - инстинктивная боязнь смерти у всех живых существ 7 .

До тех пор пока в читте происходят изменения, или модификации, я отражается в нем и при отсутствии умения отличить себя от всего остального мира отождествляет себя с ним. В результате я чувствует удовольствие или страдание от объектов мира и соответственно любит их или ненавидит. Для я это означает зависимость. Следовательно, если мы хотим добиться освобождения, то мы так или иначе должны сдерживать активность тела, чувств и ума-манаса и, наконец, прекратить все модификации ума-читты. Когда волны эмпирического сознания (карья-читты) утихают и оставляют читту в состоянии совершенного спокойствия (карана-читта), я осознает себя как нечто отличное от комплекса ум-тело, как свободное, бессмертное, самосветящееся сознание. Целью йоги и является достижение этого состояния посредством прекращения функций ума-читты.

III. ЭТИКА ЙОГИ

1. Природа и формы йоги 8

Йога означает прекращение деятельности, модификаций ума-читты. Она не означает какого-либо контакта между единичным я и некоторой другой реальностью, подобной, например, богу, или абсолюту. Как мы уже указывали, цель йоги состоит в том, чтобы не давать отождеставлять себя с различными модификациями читты. Но это невозможно до тех пор, пока имеются такие модификации, и поэтому я не понимает ясно своего отличия от читты. Исходя из этого, йога ставит своей целью затормозить и прекратить все модификации ума.

Имеется пять состояний, или ступеней духовной жизни (читта-бхуми). Читта состоит из элементов саттва, раджас и тамас. Различные состояния читты зависят от степени присутствия и действия в нем этих элементов. Эти состояния ума-читты называются: кшипта - беспокойное, мудха - бездеятельное, викшипта - рассеянное, экагра - сосредоточенное, нируддха - сдержанное. Каждое такое состояние представляет собой некоторое подавление модификацией читты. К тому же одно состояние читты исключает другие. Так, любовь и ненависть по своей природе противоположны и несовместимы друг с другом. Но все же йога не может быть достигнута на любой ступени читты. На первой ступени, называемой кшипта, читта находится под влиянием элементов раджас и тамас, притягивается чувственными объектами и служит для достижения могущества. Читта переключается с одного объекта на другой, ни на одном не останавливаясь. Это состояние ни в коей мере не способствует йоге, потому что оно не помогает нам контролировать ум и чувства. Вторая ступень - мудха - обусловлена избытком в читте элемента тамас и поэтому означает тенденцию к пороку, неведению, сну и т.п. На третьей ступени, называемой викшипта - рассеянной, - читта свободен от влияния тамаса и соприкасается только с раджасом. На этой ступени он обладает способностью проявлять все объекты и совершать добродетельные поступки, познавать и т.п. Это - стадия временного сосредоточения чипы на некотором объекте, которая следует за рассеянностью. Такое состояние не может быть названо йогой, потому что в нем не прекращаются полностью ни модификации ума, ни наши тревоги, как и не уничтожаются наши страдания от ошибочного знания и все остальное.

Четвертой ступенью ума-читты, называемой экагра, является сосредоточение. На этой ступени читта очищается от примеси элемента раджас и становится совершенным проявлением саттвы. В результате появляется длительное сосредоточение ума-читты на некотором объекте, что позволяет раскрыть его истинную природу и подготовить почву для полного прекращения всех душевных модификаций. Однако в этом состоянии ум-читта продолжает думать или размышлять о некотором объекте, так что и здесь умственные процессы не прекращаются полностью. На последней ступени прекращается всякая душевная деятельность, включая даже сосредоточение, характерное для предыдущей стадии. Здесь полностью прекращаются всякая смена душевных состояний и процессов и ум-читта остается в своем первоначальном неизменном состоянии невозмутимости и спокойствия.

Последние две ступени ведут к йоге, поскольку они в высшей степени проявляют в уме элемент саттва и тем самым способствуют достижению конечной цели - освобождению. Фактически экагра, или твердо установившееся состояние сосредоточения, называется сампраджнята йога, то есть экстазом созерцания, при котором достигается ясное и отчетливое осознание объекта размышления. Это состояние называется также самапатти, или сампраджнята самадхи, потому что ум-читта в этом состоянии целиком вкладывается в объект и принимает форму самого объекта. Точно так же состояние нируддха (прекращение) называется асампраджнята йога, или асампраджнята самадхи, потому что модификации ума-читты в этом состоянии прекращаются, ничего не познается и ничто не мыслится. В этом заключается состояние экстаза, при котором прекращаются все психические переживания, объекты не являются нам и на безмятежной поверхности ума не происходит никаких волнений.

Оба эти вида самадхи известны под общим названием самадхи йога, или прекращение душевных модификаций, поскольку они способствуют самопознанию.

Известны два главных вида йоги, или самадхи, - сампраджнята и асампраджнята. Сампраджнята самадхи, в свою очередь, делится на четыре вида в соответствии с различными объектами размышления. Когда ум-читта сосредоточивается на любом вещественном физическом объекте внешнего мира, например изображении бога или богини, то такое сосредоточение называется савитарка. Выяснив природу этого объекта, необходимо состредоточиться на тонких объектах или тонких сущностях физических элементов (танматра). Сосредоточение ума на этих объектах называется caвичapa самадхи. Третий вид сампраджняты предполагает обращение к некоторым еще более тонким объектам, например чувствам, и сосредоточение на них ума-читты до тех пор, пока не проявится их реальная природа в том, что называется сананда самадхи. Последний вид сампраджнята самадхи называется сасмита, поскольку относящийся к нему объект есть асмита - ego, с которым я обычно отождествляет себя. Достижение этой стадии сосредоточения позволяет осознать истинную природу ego. Но это также проливает некоторый свет на то, что я вообще почти не отличается от ego 9 .

Итак, ум-читта постигает природу различных объектов внутри и вне тела, постепенно отрешаясь от них, до тех пор пока совсем не освободится от мысли о каких бы то ни было объектах и не достигнет асампраджнята самадхи, то есть йоги по преимуществу. Она кладет конец всяким душевным модификациям, и мы уже не связываемся ни с одним объектом. Эта стадия йоги является последней, потому что при ее достижении весь мир объектов перестает оказывать свое действие на йогина и существовать для него.

Находясь в этом состоянии, я пребывает в своей собственной сущности как чистое сознание, наслаждаясь спокойным созерцанием обособленного самосветящегося существования. При наступлении этого состояния достигается конечная цель жизни, а именно: освобождение, свобода от всяких мучений и страданий. Вся жизнь - это поиски мира и спокойствия, а также средств для их достижения. Йога представляет собой один из духовных путей, ведущих к желанной цели полного избавления от всяких несчастий через осознание различия себя от тела, ума и индивидуального ego. Но эта конечная цель не может быть достигнута сразу всеми. Если бы даже я могло бы сразу достичь состояния йоги и тем самым освободиться от страданий, то оставалась бы возможность последующего их возвращения, ибо все впечатления и тенденции ума-читты вследствие его прошлых и настоящих действий сохраняются. Требуются длительные и ревностные усилия, чтобы твердо держаться в состоянии йоги и разрушать влияния различных видов прошлых и настоящих карм. С этой целью необходимо в течение длительного времени прилежно и тщательно исполнять все ритуалы йоги. В следующем разделе будет дано объяснение различных ступеней в практике йоги.

2. Восьмеричные средства йоги 10

Как мы уже сказали, человек не может понять духовных истин до тех пор, пока его ум засорен, а интеллект испорчен злонамеренными мыслями. Только чистому сердцу и ясной голове непосредственно раскрывается истинный дух. Философы санкхья-йоги утверждают, что освобождение должно быть достигнуто посредством духовного проникновения (праджня) в реальность я как чистого бессмертного духа, совершенно отличного от тела и ума. Но духовное проникновение может быть достигнуто лишь тогда, когда ум очищен от всех примесей и остается совершенно спокойным и ясным. Для очищения и просветления читты йога дает нам восемь средств: 1) яма - воздержание, 2) нияма - культура, 3) асана - положение, 4) пранаяма - контроль за дыханием, 5) пратьяхара - удаление чувств, 6) дхарана - внимание, 7) дхьяна - созерцание и 8) самадхи - сосредоточение. Они известны как вспомогательные средства йоги. При регулярном применении на практике этих средств с благоговением и бесстрастием они ведут к достижению йоги как сампраджнята, так и асампраджнята.

Первое правило йоги состоит: а) в ахимсе - воздержании от нанесения какого бы то ни было вреда любому виду жизни, б) в сатье - правдивости в мыслях и речи, в) в астейе - неворовстве, г) в брахмачарье - контроле над чувственными желаниями и страстями и д) в апариграхе - непринятии, отклонении ненужных даров. Хотя эти виды практического поведения, по-видимому, должны быть настолько хорошо известны, что не требуют детальных разъяснений. Тем не менее в йоге они объясняются во всех подробностях, причем подчеркивается, что йогин должен строго соблюдать все ее предписания, вплоть до самых мелочей. Причина этого очевидна. То, что здоровый ум пребывает в здоровом теле и что ни ум, ни тело не могут быть здоровыми у человека, который не контролирует своих страстей и сексуальных импульсов, - это психологический закон. Человек не может сосредоточить своего внимания ни на одном объекте, когда его ум отвлекается на греховные, преступные и другие порочные намерения. Это объясняет необходимость полного воздержания йогина от всяких порочных действий и стремлений, если он жаждет познать себя в состоянии самадхи - сосредоточения.

Вторая дисциплина (эпитимья) йоги - это нияма , культура. Суть ее заключается в культивировании следующих положительных навыков, или привычек: а) шауча, то есть очищение тела путем омовения и принятия чистой пищи (так называемое бахья - внешнее очищение), а также очищение ума посредством воспитания хороших эмоций и чувств (таких, как дружелюбие, доброжелательность, бодрость) ради того, чтобы сделать добро другим людям, невзирая на их пороки (это называется абхьянтара, то есть внутреннее очищение); б) сантоша - привычка довольствоваться тем, что приходит само собой, без излишних усилий; в) тапас - умерщвление плоти, которое состоит в привычке переносить холод, жару и т.п. и соблюдении аскетических обетов; г) свадхьяя - привычка к регулярному чтению религиозных книг и, наконец, д) ишваро-пранидхана - размышление о боге и смирение перед ним.

Асана - это дисциплина тела, которая состоит в умении занимать устойчивые и удобные положения. Имеются различные виды асаны - падмасана, вирасана, бхадрасана и т.д. Их можно изучить надлежащим образом только под руководством специалистов. Дисциплина тела столь же необходима для достижения сосредоточения, как и дисциплина ума. Если тело не полностью свободно от болезней и других вредных влияний, то достигнуть сосредоточения очень трудно. Значит, йога устанавливает детально разработанные правила для поддержания здоровья тела и делает его удобным средством сосредоточения мысли. Система йоги предписывает ряд правил для сохранения жизненной энергии, укрепления и очищения тела и ума. Асаны - положения тела, рекомендованные в системе йоги, - являются эффективными методами, с помощью которых тело может быть частично предохранено от болезней и все члены его, в особенности нервная система, могут должным образом контролироваться, что предотвратит и нарушения деятельности ума.

Пранаяма - это регулирование дыхания. Оно состоит в приостановлении дыхательных процессов или после выдыхания (речака), или после вдыхания (пурака), или просто при задержании жизненного дыхания (кумбхаки). Детали этого процесса должны быть изучены у специалиста. Дыхательные упражнения полезны для укрепления сердца и улучшения его деятельности, что признается врачами (пациентам со слабым сердцем они в определенных дозах рекомендуют прогулки, восхождения и т.п.). Йога идет дальше и предписывает контроль дыхания для сосредоточения ума, потому что это способствует устойчивости тела и ума. До тех пор пока продолжается дыхание, ум также испытывает колебания и замечает вдыхание и выдыхание воздуха. Когда же дыхание приостанавливается, ум приходит в состояние ничем не нарушимого сосредоточения. С помощью упражнения в контроле за дыханием йогин может приостанавливать дыхание на долгое время и тем самым продлить состояние сосредоточения.

Пратьяхара состоит в удалении чувств от соответствующих внешних объектов и сохранении их под контролем ума. Когда чувства эффективно контролируются умом, ими руководят не соответствующие природные предметы, а сам ум. Поэтому в таком состоянии ум не подвергается действиям зрительных образов и звуков, проникающим через глаза и уши, но подчиняет себе эти чувства и заставляет видеть и слышать свои собственные, объекты. Достичь такого состояния очень трудно, но возможно. Это требует твердой воли и длительной практики в достижении господства над своими чувствами. Вышеперечисленные пять средств достижения освобождения - воздержание (яма), культура (нияма), положение тела (асана), контроль за дыханием (пранаяма) и удаление чувств (пратьяхара) - считаются внешними помощниками йоги. По сравнению с ними остальные три средства должны считаться внутренними (антаранга-садхана), потому что они непосредственно относятся к некоторому роду йоги; это внимание (дхарана), созерцание (дхьяна) и сосредоточение (самадхи).

Дхарана - внимание - это дисциплина ума, состоящая в сосредоточении, фиксации ума-читты на желаемом объекте. Объект, находящийся в сфере внимания, может быть частью тела (пуп, переносица и т.д.) или внешним (луна, образы богов и т.д.). Способность прочно сосредоточивать внимание на некотором объекте является испытанием пригодности для перехода на следующую, высшую стадию йоги.

Дхьяна - размышление - следующая ступень йоги. Оно означает равномерное течение мысли около и даже вокруг объекта внимания. Это спокойное созерцание объекта без какого-либо перерыва или нарушения. В результате мы получаем ясное и отчетливое представление объекта и прежде всего - его частей и аспектов. Но с помощью длительного размышления ум может развить частичное представление объекта в полное и живое его представление. Таким образом, созерцание раскрывает реальность рассматриваемого объекта для ума йогина.

Самадхи - сосредоточение - это конечная ступень в практике йоги. На этой ступени ум настолько глубоко поглощен объектом созерцания, что он теряет себя в объекте и не имеет никакого представления о самом себе. В состоянии созерцания акт и объект мысли остаются различными и самостоятельными состояниями сознания. В состоянии же сосредоточения акт размышления не отличается от осознания, а принимает форму объекта и теряет себя. Таким образом, в уме отчетливо остается только объект мысли, и мы даже не знаем, происходит ли там также и процесс мышления. Здесь следует отметить, что сосредоточение (самадхи) как средство отлично от йоги (самадхи), которая была определена ранее как "сдерживающее начало ума" (читта-вритти-ниродха). Первое есть только средство достижения последнего, являющегося его целью. Длительное применение первого влечет за собой второе.

Эти последние три ступени в практике йоги называются внутренними средствами (антаранга-садхана). Они должны иметь один и тот же объект, который прежде всего должен войти в сферу внимания, затем подвергнуться рассмотрению и, наконец, явиться предметом сосредоточения. Объединенные таким образом, они составляют саньяму, весьма необходимую для достижения самадхи-йоги.

Утверждают, что благодаря практическому применению йоги на ее различных стадиях йогин приобретает особую силу. Так, йогины могут приручать всех животных, включая даже диких зверей; доставать любую вещь с помощью простого желания; знать непосредственно прошлое, настоящее и будущее; порождать сверхъестественные видения, звуки и запахи и видеть тончайшие сущности, ангелов и богов. Они могут также видеть через закрытые двери, проходить через каменные стены, делаться невидимыми, появляться в одно и то же время в различных местах и т.д. Но в то же время система йоги призывает всех религиозно настроенных людей не применять йогу ради этих целей, йога служит достижению освобождения. Йогин не должен поддаваться соблазну обретения сверхъестественных сил. Он должен преодолевать этот соблазн и двигаться вперед до тех пор, пока не придет к концу путешествия, а именно: к освобождению 11 .

IV. МЕСТО БОГА В СИСТЕМЕ ЙОГА 12

В отличие от санкхьи система йога является теистической. Она признает существование бога как теоретически, так и практически. Сам Патанджали при решении каких-либо теоретических проблем философии не чувствует, однако, необходимости в боге. Для него бог имеет более практическое, чем теоретическое значение. Он полагает, что поклонению богу должно придаваться огромное практическое значение, поскольку оно составляет часть практики йоги и является одним из средств окончательного достижения самадхи-йоги - сосредоточения, или "сдерживания ума". Последующие же комментаторы и истолкователи йоги также проявляли теоретический интерес к вопросу о бытии бога, более полно рассуждая о таких спекулятивных проблемах, как природа бога, доказательства его бытия. Таким образом, система йога проявляет как теоретический, так и практический интерес к бытию бога.

Согласно йоге, бог есть верховное существо, стоящее выше всех индивидуальных я и свободное от всех недостатков. Бог - это совершенное, вечное, всепроникающее, всемогущее и всеведущее существо. Все индивидуальные я в той или иной степени подвержены несчастьям (клеша), порождаемым неведением, эгоизмом, желанием, отвращением и страхом смерти. Все они занимаются тем или иным делом (карма) - хорошим, плохим или безразличным - и соответственно пожинают плоды своих трудов (випака). Они подвергаются также влиянию скрытых впечатлений от минувших переживаний (ашая). Если бы даже освобожденное я было избавлено от всех этих трудностей, то нельзя сказать, что оно и впредь будет от них свободно. Бог и только бог вечно свободен от каких бы то ни было недостатков. Бог - это совершенный, бессмертный дух, который всегда свободен от несчастий и их последствий, а также от впечатлений от этих бед (клеша-карма-випака-ашаяйр апарамриштах). Он обладает совершенной природой, подобной которой не существует. К тому же он имеет наиболее полное знание всех фактов и, таким образом, в состоянии поддерживать существование всего мира одним лишь своим желанием или мыслью. Бог - верховный правитель мира, обладающий бесконечным познанием, неограниченным могуществом, самыми мудрыми желаниями, отличающими его от всех других я.

Бытие бога доказывается при помощи следующих аргументов. Веды, упанишады и другие важнейшие священные писания говорят о существований бога как верховного Я, которое является также первичной реальностью и конечной целью мира. Таким образом, как об этом свидетельствует священное писание, бог существует.

Согласно закону непрерывности, все обладающее степенью должно иметь низший и высший пределы. Имеются, например, различные величины - большие и малые. Атом представляет собой наименьшую величину, тогда как акаша, или пространство, - наибольшая величина. Точно так же имеются различные степени познания и могущества. Поэтому должно быть существо, обладающее совершенным познанием и совершенным могуществом. Таким верховным существом, самым высшим началом, является бог. Не может быть никакого я , которое по знанию и могуществу могло бы быть приравнено к богу, ибо в этом случае между ними произошел бы конфликт, столкновение их желаний и целей, что повлекло бы за собой хаос во вселенной.

Мир создается в результате соединения пуруши с пракрити и их взаимного растворения вплоть до момента разъединения. Пуруша и пракрити - это независимые начала, о которых нельзя сказать, что они естественно связаны, объединены. Равным образом они по своей природе не являются и разъединенными, иначе их взаимоотношение оставалось бы необъяснимым. Следовательно, должна быть какая-то разумная причина, которая вызывает их соединение и разъединение в соответствии с невидимыми моральными достоинствами (адришта) индивидуальных я. Ни одно индивидуальное я не может контролировать свои достоинства или судьбу либо руководить ими, потому что у него нет их ясного понимания. Следовательно, должно быть совершенное и всемогущее существо, вызывающее соединение или разъединение пуруши и пракрити в соответствии с тем, требуют ли достоинства индивидуальных я созидания или разрушения мира. Это существо и есть бог, без руководства которого пракрити не может создать именно такое устройство вселенной, которое отвечает моральному воспитанию и окончательному освобождению индивидуальных я.

Поклонение богу является не только частью практического поведения йогина, но служит одним из лучших средств достижения самадхи-йоги, то есть сосредоточения и сдерживания ума. Это объясняется тем, что бог есть не только объект размышления или созерцания, подобно другим объектам, но и верховный властитель, который милостиво удаляет грехи и пороки из жизни верующих и облегчает им достижения йоги. Тот, кто искренно верит в бога и поклоняется ему, не может не размышлять о нем постоянно и не видеть его во всех проявлениях жизни. На такую преданную личность бог ниспосылает свое особое благоволение - чистоту сердца и просветление интеллекта. Бог устраняет на пути верующего все серьезные помехи и препятствия, такие, как заблуждения ума, и ставит его в самые благоприятные условия для достижения йоги. Но, в то время как благодать бога может творить в нашей жизни чудеса, мы, со своей стороны, должны стать достойными ее через любовь и милосердие, правдивость и чистоту, постоянное размышление и полную покорность богу.

V. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Недоброжелательному критику йога может показаться не столько системой философии, сколько школой мистицизма и магии. Понимание философией йоги я как трансцендентного субъекта, совершенно отличного от тела, ума и ego, очень далеко от здравого смысла и обычного психологического понимания я. По сравнению с этим спиритуалистическое понимание я в системе йога можно рассматривать как непонятное и мистическое. Точно так же сверхнормальные силы, связанные с различными стадиями практики йоги, едва ли могут быть согласованы с известными законами физики и психологии. Все это может показаться напоминающим некую примитивную религию или магию.

Однако следует отметить, что учение йоги о самопознании я имеет солидную основу в метафизике санкхьи, которая обосновывает реальность я как метафизического и вечного начала сознания. Если верить в трансцендентный дух, то нельзя не признать, что имеются более глубокие ступени сознания, чем эмпирические, а также более широкие возможности и более высокие потенции, чем физические или относящиеся к органам чувств. Проблески этой более глубокой реальности нашей индивидуальной жизни осеняли не только пророков и святых различных стран, но и таких великих философов, как Платон и Аристотель, Спиноза и Лейбниц, Кант и Гегель. "Общество психических исследований" и современная школа психоанализа внесли большой вклад в область познания темных сторон психической жизни, скрытых от обычного взора; йога в этом отношении идет еще дальше, формулируя некоторые практические методы очищения и самоконтроля для осознания человеком истинного себя . Поскольку эта система признает бытие бога, она превосходит санкхью как с теоретической, так и с практической точек зрения, а также с точки зрения передачи этого убеждения своим последователям. Для правильной оценки этой философии необходимо ее благожелательное понимание и искреннее стремление осознать, реализовать ее истины. "Я уверена, - пишет мисс Костер, оценивая эту систему, - что за разукрашенным занавесом нашего бытия, который для столь многих представляет границу этой жизни, имеется область, доступная для изучения тем, кто преисполнен решимости" 13 .

Философией йоги в широком смысле можно назвать древнее учение о духовном самосовершенствовании человека, пришедшее к нам от цивилизации ариев и развившуюся в известную сегодня форму в религиозно-философских школах древней и средневековой Индии.

Йога - это одна из даршан, шести ортодоксальных (следующих духовной традиции Вед) философских школ Индии. Ее теории и принципы изложены в основополагающем труде этой школы, «Йога-сутре», и комментариях на этот труд. Об авторе «Йога-сутры», Патанджали, нам практически ничего не известно. В Индии он издревле считается великим учителем, йогом и философом, жившим во II в. до н.э. Однако сегодня большинство ученых сходятся на том, что по содержанию и терминологии «Йога-сутру» следует отнести ко II в.н.э.

Патанджали не был человеком, придумавшим учение йоги. Истоки изложенной им йоги мы находим еще в древнейшем памятнике мировой культуры – Ведах, священных текстах Индии (II тыс. до н.э.).Патанджали выступил систематизатором этого учения.

Приступая непосредственно к философии классической йоги, выделим две основополагающих категории, которые заключают в себе все бытие, все, что существует. Это Пуруша и Пракрити – духовная и материальная субстанции.

Пракрити (материя) – это все, что мы видим, слышим, осязаем или способны почувствовать каким-либо другим способом. Это все, что могут регистрировать самые совершенные приборы, от мельчайших частиц до объектов космического масштаба. В понятии Пракрити заключена вся вселенная, все физические объекты и энергетические поля.

Под Пурушей понимается вечный Дух, духовное начало. Пуруша – это высшая часть бытия. В Нем нет форм, характерных для Пракрити, поэтому его невозможно себе представить. Он обладает сознанием, тогда как материя бессознательна. Не стоит, однако отождествлять Пурушу с привычным для западного человека учением о Боге. Пуруша лишен каких-либо личностных атрибутов. Бог классической йоги – Ишвара – проявление Пуруши, но Он не творит мир и не управляет им. Кроме Него, в Духе существуют и другие боги, но Ишвара является высшим среди всех духовных существ. Он также обладает важнейшим для философии йоги свойством соединять и разъединять Пурушу и Пракрити.

До соединения Духа и материи, последняя находится в не проявленном состоянии. Это означает, что вселенной не существует, а три основных свойства или силы (гуны) Пракрити находятся в равновесии. Гуна саттва отвечает за принцип ясности, раджас – за принцип движения, активности, тамас – за принцип покоя, инертности. При соединении Духа и материи, Пуруша, как сознательное начало начинает в определенном смысле управлять Пракрити, вызывать в ней изменения. Гуны начинают взаимодействовать друг с другом во множестве комбинаций и, проходя определенные стадии, образуют объективный мир во всех его формах. При этом первым продуктом взаимодействия гун становится Буддхи-Махат. Это важное понятие философии йоги обозначает идеальную основу всей будущей вселенной. В ходе дальнейшей эволюции через ряд стадий образуются пять первоэлементов: эфир, воздух, огонь, вода, земля, из которых и состоят все объекты.

В отличие от Пракрити Пуруша не подвержен изменениям. Поэтому можно сказать, что он находится вне времени и пространства.

Теперь рассмотрим учение классической йоги о человеке. Здесь необходимо понять необычную для сознания современного западного человека мысль. В антропологии йоги внутренний мир человека соответствует бытию внешнему. Человек рассматривается как микрокосмос, который по своей структуре идентичен внешнему для него макрокосмосу. Таким образом, человек – это также результат соединения Пуруши и Пракрити.

Пуруша в человеке – это чистое сознание, его Дух, его истинное Я. Йога предполагает существование множества «маленьких частей» Пуруши, индивидуальных душ, которые проявляются через разные существа в Пракрити. Наше истинное Я вечно и неизменно. Оно сознательно и направляет все процессы в сфере Пракрити. Модель соединения Пуруши и Пракрити в человеке часто сравнивают с двумя заблудившимися в лесу людьми. Один из которых без ног (Пуруша), а другой слепой (Пракрити). Понятно, что, объединившись, они смогут начать выбираться из леса. Пуруша, взаимодействуя с Пракрити, наполняет индивидуальное буддхи человека, матрицу всех его психических явлений, способностью к самосознанию. Поэтому мы, не зная о Пуруше, осознаем себя в своей психической деятельности.

Итак, рассмотрев основные философские категории классической йоги, мы переходим к теории освобождения, центральному учению о смысле существования человека, ради которого была написана и «Йога-сутра», и комментарии к ней. Освобождение – это разделение в человеке Духа и материи, Пуруши и Пракрити. Зачем нужно такое разделение? Дело в том, что человек в своем обычном состоянии не знает своего истинного Я и отождествляет себя в лучшем случае со своим индивидуальным буддхи. Но способность буддхи осознавать себя не больше чем иллюзия, ведь истинным сознанием обладает только Пуруша. Мы всегда говорим про себя: «Я иду, я чувствую, я думаю» и т.д., тем самым, ограничивая свое бытие рамками Пракрити. Как мы уже знаем любые проявления Пракрити – это лишь следствия взаимодействия гун. Они изменчивы и ни одна форма не является вечной. Мы же отождествляя себя со своей психикой, привязываемся к ее проявлениям и к формам объективного мира. От этой привязанности происходят все наши страдания. Привязанности рождают желания и ожидания по отношению к миру вокруг нас и к нам самим. Но мир изменяется – близкие нам люди стареют и умирают, совершаемые дела не приносят былого удовлетворения, отрицательные эмоции сменяют положительные, любые удовольствия всегда заканчиваются. Нам хочется постоянного чувства удовлетворения, но это не достижимо, и, как правило, чем больше удовольствие от чего-либо мы получаем, тем сильнее разочарование впоследствии. Кроме того, стремление к формам Пракрити дает существование нашей карме.

Карма – это причинно-следственная зависимость, порождаемая человеком и другими существами. Своим влечением к той или иной форме Пракрити мы обусловливаем то, какими мы будем в будущем. Например, если мы склонны быть добрыми и честными, то хотим быть оцененными в соответствии с этими добродетелями, что в свою очередь порождает наше желание быть такими же и в будущем. Стремления оставляют, образно говоря отпечатки (васаны) в нашем индивидуальном буддхи. Каждое мгновение мы что-либо делаем, чувствуем, мыслим, добавляя все новые отпечатки. После физической смерти наша духовная сущность воплощается в другом теле (реинкарнация), а васаны сохраняются, определяя нашу будущую жизнь. Пока сохраняется наша приверженность формам Пракрити, в буддхи добавляются все новые отпечатки, что и обеспечивает следующие рождения. Таким образом, мы находимся в череде перерождений (колесе сансары), вечно страдая в изменчивом мире Пракрити.

Освобождение от страданий возможно, и стремление к нему – есть наивысшая из возможных целей существования. Через практику йоги и философские размышления человек постепенно, все лучше и лучше осознает свое высшее бытие, Пурушу, достигает полного духовного бесстрастия, перестает внутренне стремиться к чему-либо в материальном мире. Тогда его карма более не создается, и он приходит к обособленности Духа от материи, выходит из круга сансары и достигает абсолютного освобождения. Такой человек больше не будет рождаться, но он, возможно, еще будет продолжать жить в своей настоящей жизни, находясь в непрекращающемся осознании себя вечным и неподверженным изменениям Духом. Это состояние бога по своей сути равного Ишваре. Это бытие невозможно описать словами, но трудно представить бытие лучше того, в котором отсутствует даже сама потенциальная возможность страдания или какой-либо неудовлетворенности, и в то же время присутствует полное осознание.


Нажимая кнопку, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности и правилами сайта, изложенными в пользовательском соглашении