Спортивный портал - Nutsfitness

Какие тесты при занятиях силовыми упражнениями. Контрольные упражнения (тесты) для определения уровня развития силовых способностей

И спорта количественно силовые способности оцениваются двумя способами: 1) с помощью измерительных устройств – динамометров, тензометрических устройств; 2) с помощью специальных контрольных упражнений (тестов).

1. Оценка собственно-силовых способностей. При помощи современной аппаратуры можно измерить максимальную силу всех основных мышечных групп в статических и динамических усилиях.

В практике физического воспитания и спорта для оценки уровня силы применяют специальные контрольные упражнения. Максимальная сила определяется по наибольшему весу, который поднял испытуемый в том или ином упражнении или по индивидуально максимальному сопротивлению на тренажерах в каждом конкретном упражнении.

2. Оценка скоростно-силовых способностей. При оценке скоростно-силовых способностей необходимо учитывать, что время выполнения контрольного упражнения не должно превышать 15-20 секунд и упражнение должно выполняться с максимально возможной скоростью или мощностью .

Для оценки скоростно-силовых способностей используют следующие упражнения: легкоатлетические прыжки, метания, многоскоки, скоростные перемещения циклического характера (бег со старта, с хода, челноки и т. д.). Например, один из контрольных тестов: многоскок от 20 до 100 метров. Фиксируется количество прыжков и время выполнения их, показатели которых суммируются. Чем меньше сумма этих показателей, тем выше уровень скоростно-силовых возможностей в данном упражнении.

Скоростно-силовые способности могут быть оценены по величине максимальной силы тяги в или гребле с применением резинового жгута и тензометрического датчика, продолжительность контрольного упражнения от 3 до 8 секунд.

При оценке скоростно-силовых способностей в спортивных играх и единоборствах, фиксируется время, необходимое для выполнения стандартных приёмов и действий, выполняемых в короткое время (не более 10 секунд), с высокой интенсивностью. Например, ускорения в спортивных играх, стартовые действия , ударные действия в , броски манекена в единоборствах.

Как известно, различают два типа силы: статическую (изометрическую) и динамичес­кую (изотоническую). Для измерения уровня развития статической силы различных мы­шечных групп используются динамометры.

1. Тесты, измеряющие силу кистей, сгиба­телей предплечья, сгибателей туловища, раз­гибателей туловища, разгибателей бедра и голени.

В средних школах разных стран для оцен­ки уровня развития силы наиболее часто ис­пользуются приведенные ниже тесты. Их вы­полнение не требует какого-либо специально­го дорогостоящего инвентаря и оборудования.

2. Подтягивания. Используются для оцен­ки уровня развития силы и выносливости мышц-сгибателей локтя, кисти, пальцев, раз­гибателей плеча, депрессоров плечевого поя­са. Показатель силы - количество подтягива­ний.

Упрощенный вариант подтягиваний ис­пользуется при тестировании учащихся с низ­ким уровнем подготовки.

Оборудование. Перекладина, свисток.

Процедура тестирования. Перекладина ус­танавливается на уровне груди испытуемого, он берется за нее хватом сверху (ладони от себя) и опускается под перекладину до тех пор, пока угол между вытянутыми руками и туловищем не составит 90°. После этого, со­храняя прямое положение туловища, учащий­ся выполняет подтягивание.

Результат. Количество отжиманий.

ТЕСТЫ ДЛЯ ИЗМЕРЕНИЯ СКОРОСТНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ

Эти тесты делятся на четыре основные группы:

для оценки скорости одиночных движений;

для оценки максимальной частоты движе­ний в разных суставах;

для оценки скорости, проявляемой в целос­тных двигательных действиях, чаще всего в беге на короткие дистанции.

1. Время реакции на свет, звук, прикосно­вение. определяется с помощью различных реакциомеров, измеряющих время реакции с точностью до 0,01 или 0,001 с. Для оценки времени простой реакции используется не менее 10 попыток, определяется среднее вре­мя реагирования из 10.

Как варианты применяется ловля различ­ных гимнастических палок. Испытуемый до­лжен поймать падающую палку за наиболее короткое время (определяется по наименьше­му расстоянию).

  • 2. Время удара, передачи, одного шага.
  • 3. Частота движений рук и ног оценивает­ся с помощью простейших приборов (теппинг-тестов).

Результат - число движений руками (по­очередно или одной) или ногами (поочередно или одной) за 5 - 20 с.

4. Бег на 30, 50, 60,100 м на скорость пре­одоления дистанции (с низкого и высокого старта). Проводится по правилам легкой атлетики. Бег на 60 и 100 м рекомендует­ся учащимся с 11 лет.

Оборудование: Секундомер, свисток.

Результат: Время бега.

ТЕСТЫ ДЛЯ ИЗМЕРЕНИЯ ГИБКОСТИ

Для измерения гибкости в школах разных стран используются, как правило, схожие тесты. Для выполнения отдельных контроль­ных испытаний «на гибкость» требуется оп­ределенный инвентарь (угломеры, линейки). Проведение тестирования не представляет для преподавателя особой трудности.

1. Наклоны туловища вперед в положении седа.

Оборудование: скамья, сантиметр.

Процедура тестирования. Испытуемый садится на пол, упирается ногами в линейку (перпендикуляр), наклоняет туловище вперед - вниз.

Результат: Количество сантиметров.

    Что же такое тест? Тест - это кратковременное технически сравнительно простое испытание, имеющее вид такого задания, решение которого поддается количественному учёту и служит показателем степени развития к данному моменту известной функции у испытуемых. Процесс испытания называется тестированием, а полученное в итоге числовое значение - результатом тестирования.

    1. Шестиминутный тест.
    2. Бег на 600; 800; 1000 м.
    3. Марш-бросок - 3000-5000 м.

    Бег на 200; 300; 400 м.

    1. Подтягивание на перекладине.
    2. Отжимание от пола.
    3. Из и.п. лёжа на мате, руки за голову, ноги согнуты в коленном суставе - поднимание и опускание туловища.
    4. Лазанье по канату.
    1. Прыжок вверх с места.
    2. Прыжок в длину с места.
    3. Тройной прыжок с места.
    4. Пятерной прыжок с места.
    5. Прыжок в глубину.

    а) из-за головы;

    б) из-за спины;

    в) снизу-вверх.

    1. Толкание ядра.
    2. Метание гранаты с разбега.
    1. Челночный бег 330 м; 510 м.
    2. Бег по зигзагу.

Просмотр содержимого документа
«"Тестирование для определения двигательных способностей учащихся" »

Тестирование для определения двигательных способностей учащихся – один из этапов здоровьесберегающей технологии

на уроках физической культуры

В средней школе, для того чтобы правильно планировать тренировочный процесс, педагогу необходима диагностика подготовленности школьников на занятиях физической культурой. Под диагностикой подготовленности понимается объективная оценка состояния двигательной функции занимающихся, а также их спортивно-технического мастерства.

Оперативный контроль – оценивается эффект одного тренировочного занятия.

Чаще всего мне необходимо осуществлять контроль через 1-2 месяца подготовки. Так проводят оценку показателей уровня развития двигательных качеств, степень овладения техническими навыками.

Для получения достоверной информации мне необходимо знать:

    что и когда измерять;

    какими должны быть уровень и динамика контрольных показателей.

Оценка состояния не должна и не может быть сведена в ходе педагогического контроля и оценке какого-либо одного показателя, а предполагает учет и анализ совокупности целого ряда параметров. Для оценки подготовленности занимающихся с помощью тестов необходимо, чтобы эти упражнения соответствовали специфике спортивной дисциплины, половым, возрастным, квалификационным особенностям учащихся, а сами тесты были надёжны, информативны.

Что же такое тест? Тест – это кратковременное технически сравнительно простое испытание, имеющее вид такого задания, решение которого поддается количественному учёту и служит показателем степени развития к данному моменту известной функции у испытуемых. Процесс испытания называется тестированием, а полученное в итоге числовое значение – результатом тестирования.

Тесты, в основе которых лежат двигательные задания, называются двигательными или моторными.

Одним из основных условий является простота тестов, допустимость измерений для учителя и необременительности для учащихся. Измерение различных сторон подготовленности учащихся должно проводится систематически, что даёт возможность сравнивать значения показателей на различных этапах тренировки. Необходима точность результатов контроля, которая зависит от стандартизации проведения тестов и измерения результатов.

В настоящее время спортивная практика располагает достаточно большим количеством тестов, с помощью которых оценивается физическая подготовленность учащихся различного возраста. Я предлагаю вам распространённые тесты для определения двигательных способностей детей и подростков, занимающихся физической культурой.

Тесты для определения выносливости

    Шестиминутный тест.

    Бег на 600; 800; 1000 м.

    Марш-бросок – 3000-5000 м.

    Ходьба спортивная 1000; 2000; 5000 м.

Для определения скоростной выносливости.

Бег на 200; 300; 400 м.

Тесты для определения быстроты

    Частота движений в беге на месте за 1 мин.; 30 сек.; 10 сек.

    Быстрый бег с низкого старта на 20 м; 30 м; 60 м; 100 м.

    Быстрый бег с ходу на 20 м; 30 м; 40 м.

    Быстрый бег с высокого старта на 30 м; 40 м; 60 м; 80 м; 100 м.

    Эстафетный бег: 850 м; 580 м; 4100 м.

С детьми младшего школьного возраста различные эстафеты («Весёлые старты») для воспитания быстроты.

Тесты для определения силовых способностей

    Динамометрия (определение силы кисти).

    Подтягивание на перекладине.

    Отжимание от пола.

    Из положения в висе поднимание прямых ног.

    Из и.п. лёжа на мате, руки за голову, ноги согнуты в коленном суставе – поднимание и опускание туловища.

    Лазанье по канату.

    Подъём штанги на грудь (50-95% от максимума).

    Рывок штанги (50-90% от максимального веса).

    приседание со штангой (50-90% от максимального веса на время).

Тесты для определения скоростно-силовых способностей

    Прыжок вверх с места.

    Прыжок в длину с места.

    Тройной прыжок с места.

    Пятерной прыжок с места.

    Прыжок в глубину.

    Метание набивного мяча из различных исходных положений двумя руками:

а) из-за головы;

б) из-за спины;

в) снизу-вверх.

    Для детей младшего школьного возраста метание теннисного мяча с разбега, одной рукой, на дальность.

    Толкание ядра.

    Метание гранаты с разбега.

    Прыжки на двух ногах через скакалку на время (в течение одной минуты).

Тесты для определения гибкости

    Наклон туловища вперед из положения в седее, ноги вместе.

    Из и.п. стоя ноги вместе наклон туловища вперед.

    Мостик. При выполнении мостика измеряется расстояние от пяток до кончиков пальцев испытуемого.

    Разведение ног в стороны (продольный, поперечный шпагат). Измеряется расстояние от вершины угла до пола.

Тесты для оценки координационных способностей

    Челночный бег 330 м; 510 м.

    Метание теннисного мяча на точность попадания в цель.

    Бег по зигзагу.

    Метание теннисного мяча в цель, стоя спиной к мишени (метание мяча над плечом или головой).

    Отпускание палки (педагог держит гимнастическую палку за верхний конец на вытянутой руке, тестируемый держит открытую кисть на вытянутой руке у нижнего конца палки. Педагог отпускает палку, тестируемый должен поймать ее).

    Стойка на одной ноге. Тестируемый закрывает глаза и становится на одну ногу, другая согнута в коленном суставе и развернута. Пятка согнутой ноги касается колена опорной ноги, руки на поясе. Педагог включает секундомер. Фиксируется показатель удержание времени на равновесие.

    Выполнение различных сложнокоординационных упражнений (прыжок в высоту с разбега, прыжок в длину с разбега, бег с барьерами и т.д.).

В практике физического воспитания количественно-силовые возможности оцениваются двумя способами: 1) с помощью измерительных устройств - динамометров , динамографов, тензометрических силоизмерительных устройств; 2) с помощью специальных контрольных упражнений, тестов на силу.

Современные измерительные устройства позволяют измерять силу практически всех мышечных групп в стандартных заданиях (сгибание и разгибание сегментов тела), а также в статических и динамических усилиях (измерение силы действия спортсмена в движении).

В массовой практике для оценки уровня развития силовых качеств наиболее часто используются специальные контрольные упражнения (тесты). Их выполнение не требует, какого-либо специального дорогостоящего инвентаря и оборудования. Для определения максимальной силы используют простые по технике выполнения упражнения, например жим штанги лежа, приседание со штангой и т.п. Результат в этих упражнениях в очень малой степени зависит от уровня технического мастерства. Максимальная сила определяется по наибольшему весу, который может поднять занимающийся (испытуемый).

Для определения уровня развития скоростно-силовых способностей и силовой выносливости используются следующие контрольные упражнения : прыжки через скакалку, подтягивания), отжимания на параллельных брусьях, от пола или от скамейки , поднимание туловища из положения лежа с согнутыми коленями, висы на согнутых и полусогнутых руках , подъем переворотом на высокой перекладине, прыжок в длину с места с двух ног , тройной прыжок с ноги на ногу (вариант - только на правой и только на левой ноге), поднимание и опускание прямых ног до ограничителя , прыжок вверх со взмахом) и без взмаха рук (определяется высота выпрыгивания), метание набивного мяча (1 - 3 кг) из различных исходных положений двумя и одной рукой и т.д. Критериями оценки скоростно-силовых способностей и силовой выносливости служат число подтягиваний, отжиманий, время удержания определенного положения туловища, дальность метаний (бросков), прыжков и т.п.

По большинству из этих контрольных испытаний проведены исследования, составлены нормативы и разработаны уровни (высокий, средний, низкий), характеризующие разные силовые возможности.

Для оценки общих скоростно-силовых способностей и мощности в спорте рекомендуется использовать силовые упражнения из олимпийской программы по тяжёлой атлетике, вбегание вверх по ступенькам, прыжки в длину и высоту, а также броски медицинбола .

Тесты для оценки скоростно-силовых способностей и мощности с использованием штанги

Подрыв штанги на грудь

Рисунок 1. Подрыв штанги на грудь

Данный тест направлен на оценку мощности.

Для проведения испытания необходимо наличие стандартного 20-килограммового грифа, двух замков, рамы для штанги и достаточного количества блинов для выполнения предельных усилий с возможностью варьирования отягощений в диапазоне 2,5 кг.

Отягощение подбирается согласно протоколу тестирования 1 .

Выполнение:

Испытуемый подходит к расположенной на полу штанге, ноги на ширине плеч. Приседает и берёт штангу прямым хватом чуть шире плеч, лопатки сведены (рисунок 1, а). Разгибая ноги, спортсмен поднимает штангу на бёдра (рисунок 1, б). Затем, совершая мощное движение всем телом вверх, испытуемый подрывает штангу (рисунок 1, в) и, подседая, ловит её на грудь (рисунок 1, г). В завершение упражнения спортсмен выпрямляет ноги, удерживая штангу на груди.

Жим штанги лёжа с использованием устройств Myotest или Keiser

Тест направлен на оценку мощности, силы, и скорости, развиваемых большими грудными мышцами, передними пучками дельтовидных мышц и трицепсами . В практике спорта применяется два подхода при тестировании. Различия касаются используемой массы отягощений.

И первый, и второй вариант может выполняться с использованием как устройств Myotest, так и Keiser, которые крепятся к штанге (различными способами - см. рисунки 2 и 3). Различие между технологиями заключается в том, что Myotest требует выполнения движений по сигналу устройства, a Keiser - нет. Для удобства, первый подход к тестированию описан с использованием аппаратуры Myotest, а второй - с Keiser:

1) Для проведения теста необходимо наличие прибора Myotest, скамьи и штанги массой 40 кг.

Рисунок 2. Жим штанги лёжа с использованием технологии Myotest

Спортсмен ложится на скамью и берёт штангу примерно на ширине плеч. Во время выполнения теста ягодицы должны быть плотно прижаты к скамье, а ступни к полу. По первому сигналу устройства Myotest испытуемый сгибает руки, касаясь штангой груди примерно на подмышечной линии. По второму сигналу спортсмен резко разгибает руки. Задача испытуемого продемонстрировать максимальную мощность. Даётся 3 попытки. Технология Myotest регистрирует следующие показатели: мощность, силу, и скорость.

Кроме того, технология Myotest позволяет оценивать ёмкость мощности - для этого на устройстве можно установить количество выполняемых повторений до 15 подряд.

Недостатком методики служит использование стандартной массы отягощения вне зависимости от массы тела испытуемого. Для нивелирования данного аспекта в НХЛ применяется протокол, согласно которому масса отягощения составляет 70-80% от массы тела испытуемого (таблица 1) .

2) Для проведения теста необходимо наличие аппаратуры Keiser, скамьи и штанги с достаточным количеством «блинов» для формирования заданной массы отягощения.

Рисунок 3. Жим штанги лёжа с использованием устройства Keiser

Спортсмен ложится на скамью и берёт штангу (определенной массы согласно таблице 1) примерно на ширине плеч. Во время выполнения теста ягодицы должны быть плотно прижаты к скамье, а ступни к полу. При движении штанги вниз, испытуемый должен коснуться штангой груди примерно на подмышечной линии, при движении вверх - резким движением полностью выпрямить руки. Задача испытуемого продемонстрировать максимальную мощность. Даётся 3 попытки. Фиксируются два показателя: мощность (Вт) и мощность (Вт/кг).

Таблица 1. Шкала определения массы отягощения

Таблица 2. Шкала оценок для хоккеистов НХЛ

Тесты для оценки скоростно-силовых способностей и мощности с использованием иного оборудования

Тест Маргариа (Margaria)

Для оценки максимальной анаэробно-алактатной мощности в полевых условиях используют тест Маргариа . Для его выполнения необходимо наличие тайминговой системы, а также лестницы, состоящей как минимум из 9 ступенек, перед которой имеется ровная 6-метровая зона (рисунок 4). Первые датчики тайминговой системы устанавливаются на 3 ступеньке, а вторые - на 9.

Выполнение:

Рисунок 4. Схематическое отображение теста Маргариа

Испытуемый стоит на расстоянии 6 метров перед лестницей. Задача вбежать вверх по ней как можно быстрее. Когда спортсмен вбегает на 3 ступеньку - включается секундомер, на 9 - выключается. Таким образом регистрируется время преодоления расстояния между данными ступеньками (рисунок 4).

Для получения конечного результата, полученные данные подставляют в формулу:

Р = (m х 9,807 * h)/t, (11.5)

где: Р - анаэробно-алактатная мощность, Вт; m - масса тела испытуемого, кг; h - вертикальная высота между первым и вторым датчиками тайминговой системы, м; t - время бега от 1 до 2 датчика тайминговой системы, сек.

Таблица 3. Отобранные литературные данные по результатам теста Маргариа

К основным недостаткам и сложностям данной методики относятся :

1) субъективное отношение испытуемых к тестированию - чаще всего страх получить травму, особенно на максимальной скорости);

2) различные способности испытуемых проявлять максимальную скорость именно в специфичных условиях бега по лестнице;

3) малое количество получаемой информации о динамике скорости в процессе тестирования;

4) трудности в подборе лестницы, стандартизированной по углу наклона, числу и высоте ступенек.

Повороты корпуса в сторону с использованием изокинетического тренажёра

Рисунок 5. Поворот корпуса в сторону с использованием изокинетического тренажёра

Тест направлен на оценку мощности, проявляемой в движении схожем по своей внешней структуре с броском шайбы. Для проведения теста необходимо наличие изокинетического тренажёра, что (ввиду высокой стоимости) несколько затрудняет использование данного подхода.

Выполнение:

Испытуемый становится на расстоянии около 1 метра правым боком к рукоятке тренажёра, ноги чуть шире плеч, согнуты в коленях, корпус повёрнут к рукоятке, которую испытуемый берёт двумя немного согнутыми в локтях руками на уровне груди - это исходное положение (рисунок 5). По готовности спортсмен резко с максимальным усилием поворачивает корпус и руки примерно на 180° влево, после чего спокойно возвращается в исходное положение. Испытуемый совершает несколько попыток, после чего следует отдых до полного восстановления. Затем тест повторяется в другую сторону.

Особенностью изокинетических тренажёров является то, что все движения, вне зависимости от приложенных усилий, выполняются на строго фиксированной скорости. Таким образом, встроенная компьютеризированная система автоматически определяет мощность приложенных усилий. Полученный результат фиксируется.

Таблица 5. Шкала оценок для хоккеистов НХЛ

Прыжковые тесты для оценки скоростно-силовых способностей и мощности

Прыжок в длину с места

Рисунок 6. Прыжок в длину с места

Выполнение:

Спортсмен подходит к линии старта, стопы ставятся на ширину плеч или чуть шире. Затем атлет поднимает руки вверх, одновременно прогибаясь в пояснице и поднимаясь на носки. После этого плавно, но достаточно быстро опускает руки вниз-назад; одновременно опускается на всю стопу, сгибает ноги в коленных и тазобедренных суставах, наклоняясь вперёд так, чтобы плечи были впереди стоп, а тазобедренные суставы находились над носками.

Далее производится разгибание в коленных и голеностопных суставах. После отталкивания прыгун распрямляет своё тело. Затем сгибает ноги в коленных и тазобедренных суставах и подтягивает их к груди. Руки при этом отводятся назад-вниз, после чего спортсмен выпрямляет ноги в коленных суставах, выводя стопы вперёд к месту приземления.

В момент касания ногами места приземления испытуемый активно выводит руки вперёд, одновременно сгибает ноги в коленных суставах и подтягивает таз к месту приземления - заканчивается фаза полёта. Расстояние прыжка фиксируется по ближней

к линии старта части тела в момент приземления. После остановки прыгун выпрямляется, делает два шага вперёд и выходит с места приземления.

По результатам обследований более чем 100 хоккеистов различных клубов КХЛ (Занковец В.Э., Попов В.П.) для данного теста создана оценочная шкала:

Таблица 6. Шкала оценок для хоккеистов уровня КХЛ

В литературе, посвящённой хоккею, можно встретить шкалу для хоккеистов до 21 года, созданную Ю.В. Никоновым:

Таблица 7. Нормативные оценки по физической подготовленности для учащихся групп высшего спортивного мастерства ВСМ (19, 20 лет)

Уровень подготовленности

Очень низкий

Выше среднего

нападающие

защитники

Тройной прыжок

Рисунок 7. Тройной прыжок

Тройной прыжок является дисциплиной лёгкой атлетики и позаимствован из программы Олимпийских игр, где он используется с 1986 года . Для выполнения теста необходимо наличие сантиметровой измерительной ленты.

Технически тройной прыжок состоит из трёх элементов:

1) «скачок»;

3) «прыжок».

Выполнение:

Испытуемый совершает разгон по дорожке до бруска для отталкивания. От бруска начинается выполнение прыжка и от этой же точки замеряется длина прыжка.

Начальный элемент - скачок, первое касание за бруском производится той же ногой, с которой спортсмен оттолкнулся.

После этого выполняется второй элемент прыжка - шаг (касание земли выполняется другой ногой).

Заключительный элемент - это собственно прыжок, и испытуемый совершает приземление как при прыжке в длину с места.

Прыжок выполняется одним из двух способов: с правой ноги - «правая, правая, левая» или с левой ноги - «левая, левая, правая».

Измеряют расстояние от исходной линии до пятки, ближайшей к линии. Засчитывается лучший результат.

Пятикратный прыжок

Для выполнения теста необходимо наличие измерительной ленты.

Выполнение:

Прыжок совершается из исходного положения ноги на ширине плеч, полусогнуты в коленях, руки отведены назад, тело подано вперёд.

Испытуемый совершает взмах руками и, отталкиваясь двумя ногами, совершает прыжок от линии старта на максимально возможное расстояние с последующим приземлением на две ноги, как при прыжке в длину.

Второй, третий, четвертый и пятый прыжки выполняются толчками одной ноги - поочередно правой-левой-правой-левой (или наоборот), при этом после последнего прыжка испытуемый приземляется на две ноги. Расстояние прыжка фиксируется по ближней к линии старта части тела в момент приземления.

Существует и другая разновидность данного теста, в ходе которой испытуемый выполняет все пять прыжков двумя ногами. Другими словами, пять прыжков в длину подряд.

Таблица 8. Показатели уровня подготовленности хоккеистов высокой квалификации, рекомендованные Федерацией хоккея России

Таблица 9. Оценка хоккеистов высокой квалификации по Савину В.П.

Таблица 10. Нормативные оценки по физической подготовленности для учащихся групп высшего спортивного мастерства ВСМ, вратари (19,20 лет)

Десятикратный прыжок

Для выполнения теста необходимо наличие измерительной ленты.

Выполнение:

В ходе выполнения данного теста испытуемый принимает исходное положение как при прыжке в длину с места. Затем испытуемый совершает десять прыжков с ноги на ногу, выполняя приземление после последнего на две ноги. Расстояние прыжка фиксируется по ближней к линии старта части тела в момент приземления.

Как и в предыдущем тесте, существует и другая разновидность данного контрольного упражнения, в ходе которой испытуемый выполняет все десять прыжков подряд с приземлением на две ноги после каждого.

Таблица 11. Нормативные оценки по физической подготовленности для учащихся групп высшего спортивного мастерства ВСМ (19,20 лет)

Уровень подготовленности

Очень низкий

Средний .

Для выполнения теста необходимо наличие сантиметровой измерительной ленты.

Выполнение:

Спортсмен подходит к линии старта и становится на правую ногу, вторую держит в воздухе согнутой в тазобедренном и коленном суставах. Затем атлет поднимает руки вверх, одновременно прогибаясь в пояснице и поднимаясь на носок, стоящей на полу ноги. После этого плавно, но достаточно быстро опускает руки вниз-назад; одновременно опускается на всю стопу, сгибает правую ногу в коленном и тазобедренном суставе, наклоняясь вперёд так, чтобы плечи были впереди правой стопы, а тазобедренный сустав находился над носком.

Далее производится разгибание в коленном и голеностопном суставах правой ноги. После отталкивания испытуемый распрямляет своё тело, при этом его левая нога остаётся в согнутом положении. Затем сгибает правую ногу в коленном и тазобедренном суставах и подтягивает обе ноги к груди. Руки при этом отводятся назад-вниз, после чего спортсмен выпрямляет ноги в коленных суставах, выводя стопы вперёд к месту приземления.

В момент касания двумя ногами места приземления испытуемый активно выводит руки вперёд, одновременно сгибает ноги в коленных суставах и подтягивает таз к месту приземления - заканчивается фаза полёта. Расстояние прыжка фиксируется по ближней к линии старта части тела в момент приземления. После остановки спортсмен выпрямляется, делает два шага вперёд и выходит с места приземления.

Испытуемому даётся три попытки. Фиксируется лучший результат.

Затем тест повторяется для левой ноги.

Таблица 12. Шкала оценок для хоккеистов НХЛ

Латеральный прыжок в длину с места одной ногой

Рисунок 9. Латеральный прыжок в длину с места одной ногой

Ещё одна модификация стандартного прыжка в длину с места. Отличительной чертой данной методики, кроме использования только одной ноги, является выполнение прыжка боком. Очевидно, что данное, не совсем привычное, направление прыжка в длину обусловлено спецификой катания на коньках - хоккеистам приходится выполнять много движений под различными углами относительно центра тела. Так, к примеру, боковые передвижения являются неотъемлемой частью технического арсенала как полевых игроков, так и вратарей. Кроме того, как и прыжок в длину с места одной ногой, данный тест способен выявить дисбаланс между конечностями в способности развивать мощность в данном конкретном движении.

Негативным аспектом данной методики является повышенный уровень травматизма - тест предъявляет высокую нагрузку на паховую область при отталкивании и на коленные суставы при приземлении.

Для выполнения теста необходимо наличие измерительной ленты.

Выполнение:

Испытуемый становится правой ногой внутренней (адаксиальной) стороной стопы к линии старта, вторую держит в воздухе. Затем поднимает руки вверх, после чего плавно, но достаточно быстро опускает руки вниз-вправо, сгибает правую ногу в коленном и тазобедренном суставе, наклоняясь вперёд-влево так, чтобы плечи были впереди правой стопы, а тазобедренный сустав находился над носком.


Нажимая кнопку, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности и правилами сайта, изложенными в пользовательском соглашении